“Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей,
не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые
им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть
даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен
к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране”.
Д.С.Лихачев
Актуальность проекта
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Трепетные и самые нежные воспоминания детства связаны у нас с родительским домом. Это место, где тебя любили и понимали, где жили самые дорогие для тебя люди - мама и папа. Это твоя «малая родина». Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Сегодня наше общество нуждается в поддержке культурно-исторического сознания, так как остро ощущается духовный кризис молодого поколения. Первостепенная задача учителей истории и краеведения - воспитание патриотизма. Краеведение является фундаментом патриотического воспитания. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании в РФ”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.*
__________
* Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2008. - №4. – С.15-18.
Проблема частичной утраты своего культурно-исторического самосознания школьниками ощущается нами, учителями истории, достаточно часто и поэтому тема проекта считается актуальной.
В связи с указанной проблемой разработан данный проект, определены цель, объект, предмет исследования.
Содержание проекта
Цель данного проекта — воспитание у учащихся патриотизма через изучение истории, традиций и культуры родного края.
Задачи:
- изучить историческое прошлое и настоящее родного поселка, краеведческий материала о родном крае;
- развивать познавательную активность и творческие способности учащихся через включение в содержание уроков истории и обществознания краеведческий материал, а так же через привлечение учащихся к участию в различных акциях, конкурсов, фестивалей
- привлекать учащихся к научно-практической и исследовательской деятельности, изучив способности каждого участника проекта
- развивать навыки смыслового чтения через использование современных приемов и методов по развитию навыков работы с текстом;
- описать и обобщить собственный опыт как конечный продукт проекта.
Гипотеза – если с раннего возраста учащиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это станет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры школьников.
Объект исследования – становление патриотического воспитания в контексте краеведческого образования.
Предмет исследования - теоретические основы и практика реализации школьного краеведческого образования.
Участники проекта: педагоги истории МОУ ДСШ (Воробьёв А.М., Сарычева Т.А., Филиппова И.Д), учащиеся 5 – 6 классов, родители, педагоги школы, внешние партнеры в рамках микрорайона.
Стратегия и механизм данного проекта вытекают из цели и задач, которые были определены:
- Выявление возможностей уроков истории, обществознания, краеведения, часов внеурочной деятельности для приобщения учащихся к изучению родного края. Знакомство с опытом работы коллег, методической литературой, интернет-ресурсами по данной проблеме.
- В механизме разработка и апробация уроков, классных часов по темам, а также выполнение творческих работ учащихся.
- Участие в конкурсах, фестивалях, акциях по краеведческим темам.
- Описание и обобщение опыта.
Формы работы:
- классные часы;
- интервьюирование;
- беседы, викторины;
- исследовательская деятельность;
- коллективные творческие дела;
- краеведческие конференции, выставки;
- экскурсии; походы.
Место реализации: МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа.
Сроки реализации проекта: 2016-2017 – 2017-2018 уч.
2. Основные направления просветительской и мотивационной работы
Направление деятельности | Задачи |
«Ветераны в строю» |
1. Сбор материала о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла – родственниках учеников Детчинской школы. 2. Повышение престижа у подрастающего поколения подвига советского народа в годы войны, осознания значимости Победы для страны и всего мира. 3. Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности. 4. Изготовление различных материалов по итогам реализации проекта для современной экспозиции школьного музея. 5. Участие в различных конкурсах по данной тематике. |
«История семьи в истории поселка» |
1. Прививать любовь к семье. 2. Учить уважать и любить традиции и устои семьи. 3. Учить составлять родословную семьи. 4. Участие в различных конкурсах по данной тематике. |
3. План реализации педагогического проекта:
1 этап. (сентябрь–декабрь) - Разработка проекта
1. Разработка тематического планирования проекта: определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.
2. Подбор методического материала к проекту.
3. Диагностика учащихся (беседа, анкетирование (прил.) с целью выявления уровня знаний учащихся по вопросам исторического краеведения.
2 этап. Реализация проекта (с проведением промежуточной диагностики) (январь 2016 – февраль 2018)
3 этап. Заключительный (март - июнь 2018 года)
Проведение диагностики
- Анализ результатов реализации данного проекта
- Описание и обобщение опыта (выступления на педсоветах, публикация разработок уроков, классных часов, сборников творческих работ, подготовка инновационного продукта).
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
1. |
Анализ УМК, интернет-ресурсов с последующим формированием базы для реализации проекта. |
Сентябрь 2016 г. |
Сарычева Т.А. |
|
2. |
Мониторинг (входящий) |
Октябрь - декабрь |
Сарычева Т.А. |
|
3. |
Разработка уроков по обществознанию: |
Январь - май 2017 г. |
Сарычева Т.А. |
|
|
Разработка презентаций, проектов, творческих работ по темам: «Моя семья» или «История моей семьи в истории поселка»; «Памятник героям» «Ветеран живет в каждой семье» «Жизнь замечательных людей» «Памятный день нашей семьи» «Родословная моей семьи» |
Январь - февраль 2017 г. Март- - апрель 2017 г. Май 2017 Сентябрь 2017г. |
Сарычева Т.А.
|
|
|
Участие в ОВРИ «Наше Наследие» |
Октябрь 2016, 2017 г. |
Сарычева Т.А. |
|
Участие в областной конференции им. А. И. Юдина |
Декабрь 2016, 2017 г. |
|
||
Участие в областной конференции им. А. Л. Чижевского |
Февраль 2017,2018 г. |
|
||
Участие в школьной научно-практической конференции |
Апрель 2017, 2018 г. |
|
||
|
Участие во Всероссийской акции «Карта Памяти» |
Март 2017 г. |
Сарычева Т.А. |
|
|
Участие в акции «Бессмертный полк», «Цветы ветерану» |
Май 2017, 2018 г. |
Сарычева Т. А. |
|
|
Выступление на классных часах, уроках и внеклассных мероприятиях, конкурсах. |
Февраль 2017-апрель 2018 г.г. |
Сарычева Т.А.
Сарычева Т.А. |
|
Выпуск сборников творческих работ, проектов учащихся для пополнения фонда школьного музея |
Май 2017 г.- апрель 2018 |
|||
Участие учителей истории в конкурсах и конференциях, посвященных воспитательному потенциалу уроков истории и обществознания. |
Декабрь 2017 г. – апрель 2018 |
|||
Проведение диагностики и анализ результатов реализации данного проекта. |
Март-май 2018 г. |
Планируемые результаты.
Реализация данного проекта предполагает сформировать у участников проекта:
- Систему краеведческих знаний;
- Повысит уровень мотивации исследования родного края, изучению исторического прошлого своей малой родины и России в целом;
- Толерантное отношение к представителям других национальностей;
- Уважительное и бережное отношение к культуре и природе родного края и страны;
- Интерес к познанию нового;
- Стремление к самовыражению и самореализации;
- Инициативность и творчество;
- Организованность и требовательность к себе.
Критерии оценки результативности проекта:
- Качество знаний учащихся по истории, обществознанию и его положительная динамика;
- Уровень удовлетворенности учащихся процессом и результатами своего обучения;
- Увеличение доли учащихся, посещающих НОУ «Поиск» (секция краеведение);
- Увеличение доли учащихся, выполняющих творческое и исследовательские работы и проекты краеведческой направленности;
- Увеличение доли учащихся, участвующих в акциях, конкурсах и фестивалях и их результативность;
- Уровень духовно-нравственных ценностей и его положительная динамика (метод ранжирования);
- Увеличение уровня удовлетворенности уровнем преподавания истории и обществознания родителями.
Все творческие работы, разработанные учениками в рамках выполнения проекта, будут собраны в сборник «Краеведческий вестник», который может успешно использоваться на внеклассных занятиях, классных часах, а так же сможет пополнить школьный музей.
Фотоработы, выполненные учениками в рамках акции «Ветераны в строю» составят сборник, который так же пополнит музейную экспозицию.
Список литературы
1. Голуб Т.Е. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования/ Т.Е.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. М.: Издат.дом, Федоров, 2010. -138с.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
3. Детская библиотека и школа: совместные проекты//Детская библиотека. - 2010. - №1. - С.25-29.
4. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 2011г. – 204с.
5. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе[Текст]:/ Зиновьева Е.Е., 2010, - С.5.
6. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2012. - №4. – С.15-18.
7. Мастер-классы для школьных библиотекарей [Текст]: Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Е.В. Илдаркина. - М.: Глобус, 2010. - 232 с. - 95.00.
8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Издательский центр «Aкадемия», 2012г. – 224с.
9. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.–М.: «Народное образование». 2010, №7.-С.8