Педагогический проект "Историческое краеведение - основа патриотического воспитания школьников 5–6-х классов"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Краеведение, Патриотическое воспитание


“Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей,
не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые
им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть
даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен
к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране”
.
Д.С.Лихачев

Актуальность проекта

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Трепетные и самые нежные воспоминания детства связаны у нас с родительским домом. Это место, где тебя любили и понимали, где жили самые дорогие для тебя люди - мама и папа. Это твоя «малая родина». Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Сегодня наше общество нуждается в поддержке культурно-исторического сознания, так как остро ощущается духовный кризис молодого поколения. Первостепенная задача учителей истории и краеведения - воспитание патриотизма. Краеведение является фундаментом патриотического воспитания. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.

О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании в РФ”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.*

__________

* Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2008. - №4. – С.15-18.

Проблема частичной утраты своего культурно-исторического самосознания школьниками ощущается нами, учителями истории, достаточно часто и поэтому тема проекта считается актуальной.

В связи с указанной проблемой разработан данный проект, определены цель, объект, предмет исследования.

Содержание проекта

Цель данного проекта — воспитание у учащихся патриотизма через изучение истории, традиций и культуры родного края.

Задачи:

  • изучить историческое прошлое и настоящее родного поселка, краеведческий материала о родном крае;
  • развивать познавательную активность и творческие способности учащихся через включение в содержание уроков истории и обществознания краеведческий материал, а так же через привлечение учащихся к участию в различных акциях, конкурсов, фестивалей
  • привлекать учащихся к научно-практической и исследовательской деятельности, изучив способности каждого участника проекта
  • развивать навыки смыслового чтения через использование современных приемов и методов по развитию навыков работы с текстом;
  • описать и обобщить собственный опыт как конечный продукт проекта.

Гипотеза – если с раннего возраста учащиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это станет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры школьников.

Объект исследования – становление патриотического воспитания в контексте краеведческого образования.

Предмет исследования - теоретические основы и практика реализации школьного краеведческого образования.

Участники проекта: педагоги истории МОУ ДСШ (Воробьёв А.М., Сарычева Т.А., Филиппова И.Д), учащиеся 5 – 6  классов, родители, педагоги школы, внешние партнеры в рамках микрорайона.

Стратегия и механизм данного проекта вытекают из цели и задач, которые были определены:

  • Выявление возможностей уроков истории, обществознания, краеведения, часов внеурочной деятельности для  приобщения учащихся к изучению родного края. Знакомство с опытом работы коллег, методической литературой, интернет-ресурсами по данной проблеме.
  • В механизме разработка и апробация уроков, классных часов по темам, а также выполнение творческих работ учащихся.
  • Участие в конкурсах, фестивалях, акциях по краеведческим темам.
  • Описание и обобщение опыта.

Формы работы:

  • классные часы;
  • интервьюирование;
  • беседы, викторины;
  • исследовательская деятельность;
  • коллективные творческие дела;
  • краеведческие конференции, выставки;
  • экскурсии; походы.

Место реализации: МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа.

Сроки реализации проекта: 2016-2017 – 2017-2018 уч.

2. Основные направления просветительской и мотивационной работы

Направление деятельности

Задачи

«Ветераны в строю»

1. Сбор материала о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла – родственниках учеников Детчинской  школы.

2. Повышение престижа у подрастающего поколения подвига советского народа в годы войны, осознания значимости Победы для страны и всего мира.

3. Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.

4. Изготовление различных материалов по итогам реализации проекта для современной экспозиции школьного музея.

5. Участие в различных конкурсах по данной тематике.

«История семьи в истории поселка»

1. Прививать  любовь к семье.

2. Учить уважать и любить традиции и устои семьи.

3. Учить составлять родословную семьи.

4. Участие в различных конкурсах по данной тематике.

 

3. План реализации педагогического проекта:

1 этап. (сентябрь–декабрь) - Разработка проекта

1. Разработка тематического планирования проекта: определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.

2. Подбор методического материала к проекту.

3. Диагностика  учащихся (беседа, анкетирование  (прил.) с целью выявления уровня знаний учащихся по вопросам исторического краеведения.

2 этап. Реализация проекта (с проведением промежуточной диагностики) (январь 2016 – февраль  2018)

3 этап. Заключительный (март - июнь 2018 года)

Проведение диагностики

  • Анализ результатов реализации данного проекта
  • Описание и обобщение опыта (выступления на педсоветах, публикация разработок уроков, классных часов, сборников творческих работ, подготовка инновационного продукта).

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 

1.

Анализ УМК, интернет-ресурсов с последующим формированием базы  для реализации проекта.
Анализ эффективности педагогических технологий.

Сентябрь 2016 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

 

2.

Мониторинг (входящий)

Октябрь - декабрь

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

 

3.

Разработка уроков по обществознанию:
«Семья и семейные отношения» (5 кл.)
«Свободное время» (5 кл.)
«Гражданин России» (5 кл.)
«На пути к жизненному успеху» (6 кл.)
«Человек славен добрыми делами» (6 класс)
Разработка уроков по истории:
«Быт и обычаи в Древней Руси» (6 кл.)
«Образование и наука 18 века в Калужской области»
Разработка классных часов:
«История Церкви в п. Детчино» (5 кл.)
«Учителя школы – ветераны ВОВ» (6 кл.)
«Моя родословная» (5 кл.)

Январь - май 2017 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

 

 

Разработка презентаций, проектов, творческих работ  по темам:

«Моя семья» или «История моей семьи в истории поселка»;

«Памятник героям»

«Ветеран живет в каждой семье»

«Жизнь замечательных людей»

«Памятный день нашей семьи»

«Родословная моей семьи»

 

Январь - февраль 2017 г.

Март-  - апрель 2017 г.

Май 2017

Сентябрь 2017г.
Октябрь 2017 г.
Ноябрь - декабрь 2017 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

 

 

 

 

Участие в ОВРИ «Наше Наследие»

Октябрь 2016, 2017 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

 

Участие в областной конференции им. А. И. Юдина

Декабрь 2016, 2017 г.

 

Участие в областной конференции им. А. Л. Чижевского

Февраль 2017,2018 г.

 

Участие  в школьной научно-практической конференции

Апрель 2017, 2018 г.

 

 

Участие во Всероссийской акции «Карта Памяти»

Март 2017 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

 

 

Участие в акции «Бессмертный полк», «Цветы ветерану»

Май 2017, 2018 г.

Сарычева Т. А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

 

 

Выступление на классных часах, уроках и внеклассных мероприятиях, конкурсах.

Февраль 2017-апрель 2018 г.г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

 

 

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Выпуск сборников творческих работ, проектов учащихся для пополнения фонда школьного музея

Май 2017 г.- апрель 2018

Участие учителей истории в конкурсах и конференциях, посвященных воспитательному потенциалу уроков истории и обществознания.

Декабрь  2017 г. – апрель 2018

Проведение диагностики и анализ результатов реализации данного проекта.

Март-май 2018 г.

Планируемые результаты.

Реализация данного проекта предполагает сформировать у участников проекта:

  • Систему краеведческих знаний;
  • Повысит уровень мотивации  исследования родного края, изучению исторического прошлого своей малой родины и России  в целом;
  • Толерантное отношение к представителям других национальностей;
  • Уважительное и бережное отношение к культуре и природе родного края и страны;
  • Интерес к познанию нового;
  • Стремление к самовыражению и самореализации;
  • Инициативность и творчество;
  • Организованность и требовательность к себе.

Критерии оценки результативности проекта:

  • Качество знаний учащихся по истории, обществознанию и его положительная динамика;
  • Уровень удовлетворенности учащихся процессом и результатами своего обучения;
  • Увеличение доли учащихся, посещающих НОУ «Поиск» (секция краеведение);
  • Увеличение доли учащихся, выполняющих творческое и исследовательские работы и проекты краеведческой направленности;
  • Увеличение доли учащихся, участвующих  в акциях, конкурсах и фестивалях и их результативность;
  • Уровень духовно-нравственных ценностей и его положительная динамика (метод ранжирования);
  • Увеличение уровня удовлетворенности уровнем преподавания истории и обществознания родителями.

Все творческие работы, разработанные учениками в рамках выполнения проекта, будут собраны в сборник «Краеведческий вестник», который может успешно использоваться на внеклассных занятиях, классных часах, а так же сможет пополнить школьный музей.

Фотоработы, выполненные учениками в рамках акции «Ветераны в строю» составят сборник, который так же пополнит музейную экспозицию.

Презентация.

Список литературы

1. Голуб Т.Е. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования/ Т.Е.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. М.: Издат.дом, Федоров, 2010. -138с.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

3. Детская библиотека и школа: совместные проекты//Детская библиотека. - 2010. - №1. - С.25-29.

4. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 2011г. – 204с.

5. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе[Текст]:/ Зиновьева Е.Е., 2010, - С.5.

6. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2012. - №4. – С.15-18.

7. Мастер-классы для школьных библиотекарей [Текст]: Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Е.В. Илдаркина. - М.: Глобус, 2010. - 232 с. - 95.00. 

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Издательский центр «Aкадемия», 2012г. – 224с.

9. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.–М.: «Народное образование». 2010, №7.-С.8