Всё наше достоинство – в способности мыслить.
Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто.
Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности.
Б.Паскаль.
Тип урока: комбинированный.
Место урока в учебном плане: 4 урок по теме “Защитники земли русской”.
УМК: школа России.
Цель: усвоить и обобщить знания о полководце М.И. Кутузове, сформировать представление о войне 1812 года.
Задачи:
- Образовательные: познакомить с историческим героем М. Кутузовым, с событиями Отечественной войны 1812 года.
- Развивающие: развивать интерес к изучению исторического прошлого, формировать умения делать выводы и обобщения, развивать наблюдательность, логическое мышление.
- Воспитательные: способствовать воспитанию патриотизма, любви к Родине, чувства национальной гордости за славные дела предков.
Технология: развитие критического мышления.
Методы: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, моделирование текста.
Форма организации: индивидуально-фронтальная.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, музыка.
Ресурсы:
- основные - Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 4-го класса. Часть 2.
- дополнительные – Школьная энциклопедия XIX век, интернет (сайты), художественная литература.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор; документ – камера;
- раздаточный материал;
- учебник.
Структура урока
1. Самоопределение к деятельности.
(Организационный момент)
Здравствуйте ребята, вчера я прочитала очень интересную книгу, где главный герой (наш современник) путешествует во времени и знакомится с жизнью и бытом своих предков и их потомков. Он побывал в 15 веке. У меня возникла мысль пригласить вас совершить путешествие во времени. Согласны? И я предлагаю отправиться еще дальше по ленте времени. А начнется наше путешествие с 13 века, с Древней Руси.
Время очень ограничено в путешествии. И чтобы быть настоящими путешественниками, я предлагаю выбрать девиз. Может кто - нибудь предложит из вас? Посмотрите по сторонам, кто из вас самый внимательный, тот и найдет девиз «Знаешь, говори – не знаешь, слушай» (девиз предварительно в виде плаката записан на стене) Возьмем с собой путеводитель в виде хронологии, описание событий того времени и учебник.
Закроем глаза. Раз, два, три. Лента времени повернись. Интересно, куда мы попали? В Древнюю Русь 13 века. (На доске появляется карта Древней Руси).
2. Фаза вызова.
(Учитель задает вопросы учащимся и получает ответы детей)- Как вы думаете, отличалась жизнь людей того времени от нашей? - Легко ли жилось в то время на Руси? -Какая угроза существовала? -Кто был врагом для народа в Древней Руси? Как бы мы их называли врагами, захватчиками. - Что они приносили на Русь, назовите одним словом? (зло). (Ребята, за каждый правильный ответ вы получаете щит).
- Ребята, я слышу топот. (Звучит музыка, где учащиеся слышат топок копыт) Кто- то скачет? Кто это может быть? Монголо-татары.
- Интересно, а шведы что тут делают? А далее посмотрите, интересно, это друзья или враги? С крестами на доспехах? С оружием в руках? Немцы – крестоносцы.- Вот и поляки прошли. (На доске появляются картинки с изображением монголо-татар, шведов, немцев, поляков).
Монголо-татары |
Шведы |
Немцы-крестоносцы |
Поляки |
Какой вывод мы можем сделать? Много было врагов на Руси? Кто же боролся с врагами? Защитники. Корень этого слова? Щит (На доске появляется следующая схема)
Ребята, кто вам больше нравится, захватчики или защитники?
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Защитники земли русской.
Давайте вспомним, кого вы уже знаете из защитников? Перечислите. Предлагаю выполнить задание. (Работа в парах). Вспомните имена защитников и соотнесите их с битвами, в которых они участвовали?
Охраняли заставы | Куликовская битва |
Победа на море |
Ледовое побоище |
Победа над поляками |
Взятие крепости Измаила |
Давайте проверим, кто выполнил задание верно, тот получает щит.
Ребята, посмотрите внимательно на этот портрет. (На доске портрет М.И. Кутузова. 1813 г. автор Волков Р.М.)
- Вы узнали, кто изображен на нем? (Михаил Илларионович Кутузов)
3. Осмысление.
Молодцы! Все ли мы о нем знаем? Что бы вы еще хотели узнать?
Закрыли глаза. Раз, два, три. Лента времени повернись, план путешествия появись?
- Итак, в путешествии речь пойдет о ком? Будьте внимательны, чтобы найти ответы на эти вопросы. Может, на некоторые вопросы вы сейчас попробуете ответить. Как вы думаете, в каком веке жил М.И. Кутузов? Мы переместились в Россию конца 18 века и начало 19 века. Интересно, где же родился Михаил Кутузов? Вот тут нам и помогут наши путеводители.
Хроника событий №1
Михаил Илларионович Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Его отец И.М. Голенищев-Кутузов дослужился до чина генерал - поручика. Родился Михаил Кутузов в 1745 году в Петербурге.С детства мальчик был крепко сложен, отличался предприимчивостью и добрым сердцем. Отец очень любил сына. Образование, игры развивали физические силы мальчика, а молитвенное общение с Богом укрепляло его душевные силы. До 12 лет Михаил воспитывался дома. Затем поступил в артиллерийско-инженерную школу, которую закончил с отличием. Там он присутствовал на лекциях М.В. Ломоносова и овладел знанием четырех иностранных языков, к которым со временем добавились еще два. С 25 лет начал свою славную карьеру военного человека.
(Индивидуальная работа, время 5 минут) Кто расскажет об этом?
Получает щит.
4. Физминутка.
Поднимаем руки все - это "раз",
Повернулась голова — это "два",
Руки вниз, вперёд смотри — это "три",
Руки в стороны пошире развернули на "четыре",
С силой их к плечам прижать — это "пять".
Всем ребятам тихо сесть — это "шесть".
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть.
5. Получение новой информации.
(Звучит песня на французском языке) Ребята, слышу незнакомую речь. Как вы думаете, на каком языке идет исполнение? (Французы)
- Интересно, какое отношение имел М.Кутузов к Франции?
- Хотите узнать?
Послушайте внимательно, затем вы поможете историку восстановить текст.
К власти во Франции пришел полководец Наполеон Бонапарт. В 24 года он уже был генералом, затем императором. Он хотел покорить весь мир. Многие страны он завоевал. Цель его - захватить Россию. Рассказывают, что он приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне землю» Вот каким был Наполеон! (Давайте восстановим текст в путеводителе №2)
Раздать детям на парту для ознакомления. Время 5 мин.
К власти во Франции пришел _____________________________, человек необычной судьбы. Сын бедного дворянина. Он окончил военную академию в 16 лет. В ______ года стал генералом. Его цель __________________________________.
(Прочитайте, что у вас получилось.) Взаимопроверка. Ученик читает с места. Кто правильно выполнил задание, получает щит.
(Рассказ учителя). В ночь на 12 июня 1812 года армия Наполеона без объявления войны вторглась на территорию России. При этом Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму её за голову. Заняв Москву, я поражу её в сердце.»
- Ребята, как вы думаете, что значат эти слова для русского, православного человека?
На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, защищая Отечество. Так началась Отечественная война 1812 года. Русский царь Александр 1 издал манифест с призывом «Подняться всем на защиту Отечества».
С начала вторжения французской армии русские войска постоянно отступали. Наполеон двинулся на Москву по смоленской дороге. Александру I затянувшееся отступление пришлось не по душе. В это непростое время главнокомандующим армии он ставит ученика А. В. Суворова Михаила Илларионовича Кутузова.
6. Поддержание активности. Показ видеофильма.
(Показ фрагмента фильма о сражении на Бородинском поле)
7. Чтение с остановками.
Кутузов решил дать генеральный бой у села Бородино, в 125 км от Москвы. 26 августа состоялась битва под названием Бородинское сражение.
Нам надо находить ответы, будьте внимательными. Для этого давайте пополним свои знания, работая с учебником. Откройте учебники на стр. 113. Прочитайте. А теперь ответим на вопросы, пользуясь хроникой событий Бородинского сражения.
1. Где происходило решающее сражение?
2. В какое время начался бой?
3. Самый тяжелый момент сражения?
4. Кто командовал обороной Курганской высоты?
5. Как сражались русские воины, желая защитить столицу?
6. Результаты боя.
Получает щит.
Из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступать, а впереди Москва!
8. Выработка собственного мнения.
Какое решение можно предпринять? Подумайте
Давайте прочитаем в учебнике, какое решение принял Кутузов.
Кутузов принял решение, сохранить армию, оставить Москву. Как вы думаете, легко ли далось это решение?
Наполеон ожидал, что его встретят в Москве с почестями. Но город был практически пуст, до слез русским людям было жаль свою столицу. Они предпочли сжечь её. Наполеон размышлял: «Москва его, а не один русский человек не приклонил колено».
А в это время М. Кутузов, как его потом прозвали «хитрый лис», совершил скрытый марш от Бородино до села Тарутино Калужской обл. Тем самым укрепил дорогу на Калугу, Тулу.
Из горящей Москвы французы стали выступать по Калужской дороге. Но не тут-то было, они встретили ожесточенный отпор в селе Тарутино, а затем в городе Малоярославце. И Наполеон дал указание отходить по старой Смоленской дороге, по которой они начинали свое шествие. (Работа по карте). Отступающая армия терпела голод, холод. Огромный урон наносили им партизаны. На Калужской земле прославился генерал, поэт, писатель Денис Давыдов. В архиве сохранился наказ партизана, с ним вы познакомитесь дома.
Наказ партизана.
А ты, брат староста, имей надзор над всем тем, о чем я приказываю, да прикажи, чтобы на дворе у тебя всегда были готовы три или четыре парня, которые, когда завидят очень много французов, садились бы на лошадей и скакали бы в разные стороны искать меня, - я приеду к вам на помощь. Бог велит православным христианам жить мирно между собою и не выдавать врагам друг друга, особенно чадам антихриста, которые не щадят и храмов Божиих! Все, что я вам сказал, перескажите соседям вашим.
Д.Давыдов
Вот какие защитники были в то время на Руси. Вскоре захватчики были изгнаны с земли русской. Русская армия дошла до Парижа, освобождая территории других стран.
В конце 19 века был сооружен Храм Христа Спасителя в Москве, в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
А где вы могли слышать слово «бородинский»?
Бородинский хлеб пекли монахини женского монастыря, который основан на месте Бородинской битвы. Вот именно отсюда и пошло название – «бородинский».
«Бородинский», считая его поминальным. Ржаная мука + солод + слёзы+ тмин + поминальная молитва + кориандр и верность до гроба… - это и есть рецепт «Бородинского» хлеба, «чёрного», как привычно называют его многие, ржаного, хлеба со вкусом родины…(Угостить кусочками Бородинского хлеба)
9. Рефлексия.
Ребята, я начну, а вы продолжайте.
Главнокомандующим русской армии был ___________, который выиграл войну с _________, в _________, которого поправу можно называть ______________________.
- Я узнал на уроке______________
- Меня удивило, что ___________
- Мне кажется _________________
10. Оценивание.
Подсчитали, сколько у вас щитов?
- 5-7 щитов оценка 5
- 3-4 щита оценка 4
11. Домашнее задание. (По выбору)
1. Написать мини-сочинение о защитниках земли русской.
2. Найти в г. Калуге памятники войны 1812 года и выполнить проект.
Интересное путешествие мы совершили благодаря книге. Книга - источник знаний. Многое узнали.
- На парте у вас лежит сердечко, на обратной стороне напишите любое доброе дело, которое ты совершил или хотел сделать, и затем, приклейте на доске. Вот какое у нас получилось доброе и большое сердце. Сердце будущих защитников земли русской.