Цель: Приобщение детей к духовно-нравственному наследию народной культуры.
Задачи:
Оздоровительные:
- Создать условия для укрепления здоровья детей, совершенствования защитных функций организма посредством закаливания;
- Содействовать формированию правильной осанки, развитию различных групп мышц тела, укреплению нервной системы, укреплению связочно-суставного аппарата, активизации обменных процессов.
Образовательные:
- Формировать навык ориентировки в пространстве: перестроения в круг, в пары, в колонну по одному, по три, в шеренгу;
- Упражнять в умении лазать на гимнастической стенке различными способами; спрыгивать с высоты, мягко приземляясь на носки;
- Совершенствовать навык ползания по скамье на животе, подтягиваясь двумя руками, в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке с выполнением заданий.
Развивающие:
- Закреплять умение выполнять общеразвивающие упражнения под музыку;
- Развивать самостоятельность и осознанность выполнения двигательных действий, акцентировать внимание на самоконтроле;
- Содействовать развитию физических качеств: ловкости, быстроты, равновесия, гибкости, силы, выносливости;
Воспитательные:
- Создать условия для развития воображения, развития творческой двигательной активности; - Воспитывать позитивные качества характера: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, целеустремленность, доброту; - Прививать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа.
Интеграция образовательных областей:
- «Физическое развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие».
Вид деятельности: игровая, двигательная.
Инвентарь и оборудование: палка гимнастическая (палица богатырская) по количеству детей, гимнастическая стенка 3 пролета, 2 гимнастические скамейки, атрибуты для героев, массажный мяч(волшебный клубок), конверт с текстом письма, аудиозаписи.
Ход занятия
Мальчики подготовительной группы в спортивной форме входят в физкультурный зал. Построение в шеренгу по одному, равнение, приветствие.
Инструктор по физкультуре: Ребята, сегодня утром белая голубка принесла письмо от Ивана Царевича. Вы хотите узнать, что там написано?
Дети: Да, хотим!
Инструктор по физкультуре: Иван-царевич обращается к нам с просьбой о помощи: напало на его царство страшное чудище – Ерыкалище, и нужно во что бы то ни стало победить злодея: «Один в поле не воин» Что будем делать, ребята?
Дети: Отправимся в тридевятое царство, в тридесятое государство и поможем Ивану-царевичу.
Инструктор по физкультуре: Молодцы, другого ответа я и не ожидала. Народная поговорка учит «Помогай другу везде, не оставляй его в беде», еще есть и такая мудрость: «Что одному не под силу, то легко коллективу». Но знайте, впереди нас ждут трудности и испытания, не боитесь?
Дети: Не боимся!
I часть
Вводная: ходьба и бег в чередовании в колонне по одному, по два (узкая, широкая дорога), ходьба на носках руки вверх (высокие деревья), приставным шагом с полуприседом (густые заросли), ходьба выпадами (широкие ручьи), боковой галоп, взявшись за руки (бурная река),бег с выполнением поворота на 360 по звуковому сигналу (запутанная тропинка в лесу).
Ходьба. Перестроение в колонну по три (волшебная поляна), по ходу берут гимнастическую палку – палицу богатырскую.
Инструктор по физкультуре: Ребята, вы знаете, кого во все времена считают самыми сильными на земле русской? (Ответы детей)
- Правильно – богатырей, и отличались они завидной силушкой и здоровьем. В одной древней книге так описывается силушка богатырская: «Он одной то рукой-то камень вывернет, а двумя-то руками быка свалит!»- выполнение упражнения на дыхание.
- Да только, говорят, перевелись богатыри на земле нашей …
Звучит фонограмма: «Нет! Не перевелись еще богатыри на земле нашей, не оскудела в сердцах молодецкая удаль! Сойдемся с вами друзья и братья, восславим песней силу нашу, силу гордую, богатырскую!»
Под песню «Богатырская сила» (музыкальная композиция С.Намина) мальчики выполняют общеразвивающие упражнения с палицами богатырскими (гимнастическими палками).
II часть
Обще развивающие упражнения с палками
1. И. п. – основная стойка, палка внизу хватом на ширине плеч. 1 – палку вверх, отставить прямую ногу назад на носок; 2 – исходное положение; 3–4 – то же левой ногой (6–8 раз).
2. И. п. – то же. 1– руки вперед; 2 – выпад вправо, палку вправо; 3 – ногу приставить, палку вперед; 4 – исходное положение. То же влево (8 раз).
3. И. п. – основная стойка, палка в согнутых руках у груди. 1–3 – палку вперед, пружинистые приседания с разведением колен в стороны; 4 – исходное положение (7 раз).
4. И. п. – лежа на спине, палка за головой. 1–2 – поднять ноги вперед-вверх; 3–4 – исходное положение (6–8 раз).
5. И. п. – стойка на коленях, палка внизу. 1– палку вперед; 2 – поворот вправо; 3 – палку вперед; 4 – исходное положение. То же влево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
6. И. п. – основная стойка, палка на плечах, руки удерживают ее хватом сверху. 1– прыжком ноги врозь; 2 – прыжком ноги вместе. Серия из 8 прыжков в чередовании с ходьбой на месте после каждой серии прыжков. Повторить 3–4 раза.
Инструктор по физкультуре: Размялись мы хорошенько, пора дальше в путь отправляться
Основные виды движений
1. Ползание по гимнастической скамейке, лежа наживоте, подтягиваясь двумя руками (непролазные кущи)
2. Ходьба по гимнастической скамейке; на середине скамейки присесть, хлопнуть в ладоши, выпрямиться и пройти дальше (калинов мост)
3. Лазание на гимнастической стенке различными способами (скалы) спрыгивание с высоты (40 см), мягко приземляясь на носки (обрыв)
Все движения выполняется поточным способом двумя колоннами. После выполнения упражнения дети обходят пособия с внешней стороны.
При выполнении упражнений в равновесии и лазании воспитатель осуществляет страховку. Повторить 2 раза.
Медленный бег.
В зал вбегает избушка на курьих ножках, за ней – Баба Яга(переодетый помощник воспитателя).
Баба Яга: А я говорю, стой! Стой, пернатая! Ты куда запропастилась? В путешествие пустилась? Ты должна стоять на месте, иль ходить со мною вместе. Ишь, чаво удумала, совсем от хозяйки отбилась. Вот я тебе! (Грозит метлой).
Дети: Бабушка, а вы попробуйте ласково, по-хорошему: цып, цып, цып!
Баба Яга подзывает, изба подходит, ластится.
Баба Яга: Что такое? Никак русским духом пахнет? Кто такие? Зачем пожаловали? Проводится подвижная игра «Бабка Ежка»
Баба Яга берет в руки помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят:
Бабка Ёжка - костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала.
А потом и говорит: - У меня нога болит.
Пошла она на улицу, раздавила курицу.
Пошла, на базар раздавила самовар.
Пошла, на лужайку испугала зайку.
Баба Яга старается коснуться ребят своим помелом. Повторить 2-3 раза.
Баба Яга: Ой, потешили вы меня касатики! А то я от скуки с избушкой своей прятки затеяла, да едва без жилплощади и не осталась! Просите, чего хочется.
Дети просят подсказать, как им найти Ерыкалище.
Баба Яга: Дорогу к Ерыкалищу покажет волшебный клубок. В руки его тихонько беру, просьбу вашу вежливо говорю (что-то шепчет над клубочком), да и отпускаю его (бросает клубочек в угол зала). Вот теперь, касатики, за ним сами поспешайте, приведет он вас к чудищу поганому. Только помните, что смелостью, добротой и главное дружбой своей и взаимовыручкой сможете одолеть Ерыкалищу.
Проводится русская народная игра «Ерыкалище».
На данном занятии роль Ерыкалища исполняет воспитатель, он надевает маску страшного чудовища, выходит к детям и становится в круг. Дети бегают вокруг и припевают:
Эко диво, чудо – юдо, морская губа – Ерыкалище!
Эко диво, чудо – юдо, с горынова дуба – хромое поганище!
Ерыкалище, выскакивает из круга, и, прыгая, на одной ноге ловит бегающих вокруг детей. Кого он поймает, тот превращается в «каменную глыбу», расколдовать своих друзей можно только дружеским объятием. Задача игроков - выручать друг друга. Ерыкалище после продолжительных попыток сдается.
Дети: Мы победили чудище, тридевятому царству больше ничего не угрожает!
Инструктор по физкультуре: Молодцы, ребята! Нет больше Ерыкалища! Помогли вы Ивану-царевичу одолеть ворога лютого. А теперь пора домой! Вот и тропинка знакомая!
III часть
Ходьба в колонне по одному.
Инструктор по физкультуре: Какое сегодня занятие необычное получилось! Я горжусь вами, ребята! Вы показали свое умение прийти на помощь в трудную минуту. И проявили смелость, выдержку, доброту, готовность выручить друга из беды. Запомните народную мудрость на всю жизнь «Помогай другу везде, не оставляй его в беде».
Список использованной литературы и источников.
- О.Л. Князева, М.Д. Маханева. «Приобщение к истокам русской культуры», СП6 «Детство-Пресс», 2010г.
- Т.А. Бударина, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством», СП6 «Детство-Пресс», 2010г.
- Л..И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе» http://thelib.ru/books/l_i_penzulaeva/fizicheskaya_kultura_v_detskom_sadu_sistema_raboty_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe-read.html