Урок-презентация. Решение задач по теме: "Архимедова сила. Плавание тел"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • формирование у учеников обобщенных умений;
  • выработка общего подхода к решению задач;
  • привлечь учеников решать физические задачи.

Задачи:

  • формирование умений применять знания на практике;
  • повторение пройденного материала;
  • связать курс физики с жизнью;
  • научить трудиться, быть целеустремленным, самостоятельным, творчески активным.

Тип урока: решение задач.

Оснащение урока:

  • мультимедиа проектор, компьютер, экран;
  • презентация (используется в течение всего урока).

Структура урока

Этапы урока

время

1

Организационный момент

2 минут

2

Опрос

5 минут

3

 Решение задач.

20 минут

4

Закрепление пройденного материала

10 минут

5

Подведение итогов урока

5 минуты

6

Домашнее задание

1 минута

7

Рефлексия

2 минуты

Ход урока

1. Вступление

Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы с вами будем учиться решать задачи по теме "Aрхимедова сила", но сначала надо вспомнить пройденный материал.

2. Опрос класса

1. От каких параметров зависит архимедова сила? От каких параметров не зависит? Как она направлена?

(Архимедова сила зависит от плотности жидкости или газа, в которую погружают тела, от объема погруженной части тела. Не зависит от массы тела, глубины погружения, формы тела, плотности тела. Направлена всегда вверх.)

2. Какими способами можно определить архимедову силу?

А) по формуле FA = ρ ж gVпчт

Б) опытным путем FА = Рвозд – Рж

3. Сформулируйте закон Архимеда.

(На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, направленная снизу вверх и равная весу жидкости в объеме погруженного в нее тела.)

4. При каком условии тело, находящееся в жидкости тонет? Плавает? Всплывает?

  • Тело тонет, если Fт > Fж или ρт > ρж
  • Тело плавает, если Fт = Fж или ρт = ρж
  • Тело всплывает, если Fт < Fж или ρт < ρж

3. Решение задач

В начале урока вывожу на экран условие задачи. Проводим анализ условия задачи. Затем (четко и не спеша) рассказываю ребятам решение задачи, называя каждый пункт алгоритма и показывая соответствующие записи на экране, объясняю методику выполнения действий. В ходе этого этапа ребята ничего не записывают, так как мы убедились на опыте, что продуктивность восприятия при ведении записей резко падает. Затем, на следующем слайде вывожу повторно условие задачи и алгоритм решения задачи. Применение мультимедиа проектор позволяет учителю освободить себя от повторного объяснения задачи на уроке и проследить за тем, как решают задачу ученики, где у них возникают трудности, оказать индивидуальную помощь.

Задача № 1. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого 0,012м3

Алгоритм решения задачи:

  1. Анализ задачи.
    1.  Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? Куда они направлены?
    2. Где находится камень?
    3. Что можно сказать о силах тяжести и Архимеда в этом случае?
    4. Что необходимо сделать с камнем?
    5. Куда будет направлена сила, которую необходимо приложить к камню, для того чтобы его поднять?
    6. Как же ее найти? Чему равна равнодействующая двух сил, направленных по одной в противоположные стороны?
  2. Краткая запись условия задачи.
  3. Рисунок с указанием сил.
  4. Запись условия равновесия сил.
  5. Найди решение в общем виде, выразив искомые величины через заданные.
  6. Произведи подстановку физических величин.
  7. Произведи вычисления.
  8. Произведи оценку реальности полученного решения.
  9. Запиши ответ.

Дано

m=30кг
в=1000кг/м3
V=0,012м3

F-?

Решение

FА+F=Fт -условие равновесия
F=Fт-FА      
Fт=mg
FA=ρ ж gV
F =30кг∙10Н/кг-1000кг/м3∙10Н/кг∙0,012м3 =180Н

Ответ: F=180Н

Решение задачи выполняют также по алгоритму. Начинается самостоятельная работа. Те, кто считает, что усвоил решение задач данного типа, в этом решении не участвуют, а следят за действиями других товарищей, помогают им. Отмечу, что с решением первой самостоятельной задачей справляется большинство учащихся.

Задача №2. Водяной обнаружил на дне реки чудесный камень объемом 0,0165 м3, массой 10кг. Какую необходимо приложить силу, чтобы водяной смог поднять камень?

Задача № 3. Чему равна архимедова сила, действующая на кусок дерева объёмом 60см3, наполовину погруженный в воду?

4. Закрепление пройденного материала

После этого предлагаю следующую проверочную работу. Работа объявляется на время.

Задача №4. Какая требуется сила, чтобы удержать в воде мраморную плиту массой в 1т? (5б)

Задача № 5. С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800г при его полном погружении. (4б)

Задача №6. Железобетонная плита размером 4х0,3х0,25м погружена в воду на половину своего объема. Какова сила архимедова сила, действующая на нее? (3б)

Учащиеся выбирают для себя задание выполняют.

5. Итог урока

В конце урока подводится итог проделанной работы на уроке.

6. Домашнее задание

  1. Дидактический материал А.Е. Марон, Е. А. Марон «физика 7 класс»., стр.31 задачи № 12,13
  2. Экспериментальная задача (по желанию, на оценку).
    С помощью мерной кружки с водой определите выталкивающую силу, действующую на тело неправильной формы.

7. Рефлексия

  • Что мы с вами повторили на уроке?
  • Что понравилось на уроке?
  • Что не понравилось на уроке?

Урок закончен. Спасибо за урок!