Некоторые вопросы синтаксиса романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 8, 9

Ключевые слова: приложение, «Евгений Онегин», синтаксис, сложное предложение


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (90 кБ)


Цели и задачи работы

Настоящая работа не ставит цели исследовать и охарактеризовать синтаксис романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в полном объеме.

Цель данной работы - исследовать некоторые вопросы синтаксиса романа,  понаблюдать над тем, какие синтаксические конструкции и средства синтаксической выразительности использованы в романе. В первой части речь идет об использованных поэтом видах простых и сложных предложений. Материалом для анализа послужила вторая глава романа.

Во второй части работы рассматриваются примеры употребления приложений в тексте романа.

Важная часть работы – электронные презентации, в которых содержится материал для работы на уроках русского языка и литературы в школе - в 8 и 9 классе.

Н.М.Шанский писал: «…только вникающее и неспешное чтение литературного текста позволяет глубоко и правильно понять его как определенный факт словесного искусства… Невнимание к языковым мелочам… приводит к непониманию в произведении даже его содержательной сути…» (см. указанное сочинение, стр. 20). Внимательное вчитывание в роман в поисках разных синтаксических единиц, разбор предложений и изучение их структуры помогают многое понять в романе гораздо лучше, чем обычное чтение.

Синтаксис простого и сложного предложения в романе «Евгений Онегин»

Каждый автор выбирает ту или иную структуру предложения в зависимости от цели своего высказывания и типа речи, которым в данный момент пользуется. Если при описании уместны простые предложения, осложненные обособленными и однородными членами, то рассуждение потребует сложноподчиненных предложений или больших периодов, где будут использованы все виды связи. Синтаксические конструкции могут не только передавать информацию наиболее удобным способом, но и служить средством выразительности. Ряды однородных членов, разнообразные обособленные обороты, в частности – приложения; повторы союзов, однородное подчинение придаточных, вопросительные и восклицательные предложения – все это помогает автору выразить мысль. Внимательно читая вторую главу романа и разбирая предложения, можно заметить, что большая часть из них простые, но не короткие, а распространенные  или однородными членами, или обособленными. Рассмотрим первую строфу:

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали села; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.

Видим, что всего в строфе три предложения. Первое с разными видами связи – подчинительной и бессоюзной. Начинается оно со сложноподчиненной части с придаточным определительным (где скучал Евгений) и называя место, содержит его оценку. Придаточное же предложение служит автору для оценки героя, а не места. Так в одном небольшом сложноподчиненном предложении автор говорит нам очень много.

Следующее предложение – простое с причастным оборотом, который рисует удачное местоположение дома. Третье предложение сложное с бессоюзной и сочинительной (союз И) связью, заканчивается оно приложением (приют задумчивых дриад) и рисует широкую панораму, которая открывается с порога господского дома. Приложение вносит оттенок элегичности в описание – в саду спокойно, тихо, мирно, каждое слово говорит именно об этом.

Когда же поэт рассказывает о героях, их мыслях, переживаниях, внутреннем состоянии, он использует придаточные изъяснительные
Возьмём для примера строфы, посвященные Ленскому:

X

Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством подарит.

Вся строфа представляет собой одно предложение. Это два сложноподчиненных предложения, объединенных в период и разделенных точкой с запятой. Главные части в них повторяются – повтор здесь средство выразительности: он верил – настойчиво повторяет автор, чтобы подчеркнуть романтичность и увлеченность Ленского. Придаточные все изъяснительные, они однородные, присоединяются союзом ЧТО, который тоже повторяется, тоже подчеркивает  убежденность героя в его идеалистических представлениях о мире. Так,  наряду с лексикой, синтаксис становится средством выразительности.

Можно привести еще примеры использования поэтом однородных придаточных, которые помогают внести описание в повествовательный фрагмент:

XXVIII

………………………….
Зимой, когда ночная тень
Полмиром доле обладает
И доле в праздной тишине,
При отуманенной луне,

Восток ленивый почивает,
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она…

Два однородных придаточных времени рисуют картину зимнего утра в предложении, задача которого рассказать о привычках героини, Татьяны Лариной.

Конечно, нужно помнить о стихотворной форме романа, о форме строфы, требованиях ритма и рифмы. Но в данной работе ограничимся только разговором о структуре предложений.

Итак , изучая строение предложений романа А.С.Пушкина на примере второй главы, приходим к выводу, что поэт использовал преимущественно простые предложения, осложненные однородными членами, приложениями, обособленными членами. Простых предложений во второй главе 42. Эти предложения часто осложнены деепричастными оборотами, однородными членами или приложениями. О приложениях рассказано во второй части работы.

Сложносочиненных и сложноподчиненных предложений гораздо меньше – по 10 каждого вида. Но в то же время почти в два раза больше (19) бессоюзных предложений. Они представляют собой чаще всего объединенные в одно целое простые предложения, части разделяются точкой с запятой, то есть они рисуют какую-то картину или называют одновременные действия. Реже встречаются предложения с двоеточием или тире, то есть с более сложными смысловыми отношениями между частями.

В то же время достаточно много (тоже 19) сложных предложений с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной одновременно, причем бессоюзная и сочинительная связь преобладают. Возможно, это преобладание простых и бессоюзных предложений связано с темой второй главы романа – описание деревни и героев. В Приложении №1 к работе (презентация) содержится анализ еще нескольких примеров сложных предложений и выводы.

Приложения и их роль в романе «Евгений Онегин»

Приложения – это такая разновидность определений, которая помогает автору ярче нарисовать портрет, дать характеристику, описать предмет, место. Читая роман, видишь, что приложений в нем огромное количество, они очень яркие, интересные, они наполняют мир романа картинами, красками, передают оценку автора.

Приложения помогают автору создать более яркие образы, назвать множество признаков каких-либо предметов, лиц, явлений.
Поскольку поэт предпочитает использовать простые предложения, приложения выполняют в них роль комментариев к разнообразным явлениям, помогая избежать тяжеловесных конструкций сложноподчиненных предложений. Приложения используются:

  • при описании героев: «Владимир Ленский..., красавец.., поклонник Канта и поэт».
  • при описании места: «..сени расширял густые огромный запущенный сад, приют задумчивых дриад».
  • при описании явлений, событий: «…ранний звон колоколов, предтеча утренних трудов…»
  • при описании бытовых явлений: «…чувств изнеженных отрада, духи в граненом хрустале».

Рассмотрим более подробно несколько примеров. Вот, например, Пушкин пишет об Онегине в первой главе:

XVII

………………………………
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру…

Из этого фрагмента предложения мы, благодаря приложениям очень много узнаем о герое и об отношении к нему автора, потому что звучат эти приложения иронически : театра злой законодатель опаздывает на представления и уходит до их окончания, слово гражданин, очень важное для людей пушкинского круга, для свободомыслящих его друзей, здесь употреблено тоже иронически и показывает пустоту онегинских занятий. Сам автор дальше напишет о том, что он ценит в русском театре и тоже с помощью приложений:

XVIII

Волшебный край! Там в стары годы.
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы

Здесь слово из лексикона декабристов – свобода – звучит уже не иронически. Так обозначена  разница между автором и героем, отношением к театру Онегина и автора: безразличие одного (его интересуют закулисные интриги) и заинтересованность другого (автора интересует содержанием пьес).

Вот другой пример приложений, помогающих описать вещи, обстановку: предложение с большим рядом однородных членов дополняется приложением, описание дополняется комментарием автора:

XXIV

……………………………..  
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале…

Приложение «чувств изнеженных отрада» - это яркий перифраз, то есть образное выражение, которое заменяет собой прямое название предмета. Это выражение помогает поэту создать образ героя, человека, заботящегося о себе, своих удобствах, комфорте.

Итак, приложения – средство синтаксической выразительности, помогащее автору ярче нарисовать, а читателю лучше представить мир, создаваемый в художественном произведении. Наблюдения над приложениями в романе Пушкина помогли мне лучше понять роль и значение этого средства языка и смысл романа.

Заключение.

Рассмотренные в данной в работе примеры дают представление о тех средствах синтаксиса, которые использовал в своем романе Пушкин и которые были не только средством передачи мысли, но средствами выразительности. Количество примеров можно увеличить: можно рассмотреть все виды придаточных предложений на примере романа, можно рассмотреть все случаи употребления приложений и убедиться, что с их помощью текст романа становится ярче, раскрашивается разнообразными смыслами, интонациями, оценками. Можно рассмотреть и другие синтаксические конструкции в романе. Так, Пушкин часто использует деепричастные обороты и вставные конструкции. При вставных конструкциях часто встречающийся знак препинания – скобки, которые мы редко используем в своих текстах. На примере романа Пушкина можно научиться использовать этот выразительный знак препинания. Текст романа «Евгений Онегин» можно использовать на уроках русского языка для иллюстрации разных изучаемых синтаксических конструкций, и тогда в 9 классе, при чтении романа, текст будет звучать как немного  уже знакомый, ученикам будет легче понимать его. Конечно, кроме синтаксиса, на примере романа можно изучать и лексику, и средства выразительности, и быт и нравы людей XIX века. «Евгений Онегин» недаром назван В.Г.Белинским «энциклопедией русской жизни». Это и энциклопедия русского языка.

В презентациях представлен более подробный материал для изучения сложноподчиненных предложений и приложений. Презентации были первоначально подготовлены для использования на уроках, поэтому в них есть не только примеры, но и материал для работы – задания на расстановку знаков препинания в разных осложненных предложениях.

Презентации можно использовать при изучении приложений в 8 классе и при изучении синтаксиса сложного предложения на уроках русского языка и романа «Евгений Онегин» на уроках литературы в 9 классе. Тема является экзаменационной, поэтому материал может помочь и при подготовке к экзамену по русскому языку в 9 и 11 классе.