Создание сборника физико-математических задач на основе краеведческого материала г.Верхоянска

Разделы: Математика, Социальная педагогика, Патриотическое воспитание, Мастер-класс


Проблема: Главный путь решения воспитательных задач на уроках математики и физики – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется через содержание задач, которые несут информацию о труде, о профессиях, о спорте, об истории, об экономике и других областях жизни.

Ориентируясь на современное развитие подрастающего поколения совершенно очевидно, что для творческого взаимодействия, вовлечения детей в краеведческую работу, осознания ими значимости историко-культурного наследия народа важен поиск интересных и действенных форм сотрудничества.

Чтобы решить эту проблему необходимо развить функциональную структуру и повысить социальную роль музея в воспитательном процессе, этому может способствовать подготовка и издание сборника задач и заданий краеведческого содержания для использования в физико-математическом образовании школьников.

Цель проекта: Создание содержательного сборника физико-математических задач и заданий с краеведческим компонентом. Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.

Задачи проекта:

  • Активизация творческой деятельности и расширение общекультурного кругозора учащихся посредством знакомства их с народным творчеством.
  • Воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранение культурного наследия.
  • Развитие познавательного интереса к предметам математики и физики.
  • Сбор материалов для составления задач и заданий с краеведческим компонентом, их систематизация.
  • Разработать физико-математические задачи с использованием краеведческого материала.
  • Реализовать данный материал в системе уроков.
  • Систематизировать данный опыт.

Актуальность проекта заключается в организации в школе учебного процесса в рамках часов ВУД.

Практическая значимость: Сборник задач и заданий с краеведческим компонентом будет полезен для учащихся и учителей математики и физики в качестве дополнительного учебного пособия.

Сборник краеведческих задач и заданий пополнит ряд учебных пособий муниципального компонента БУП и создаст дополнительные условия для гражданско-патриотического воспитания школьников средствами физико-математического образования, формирования познавательного интереса к «малой родине», реализации принципов воспитания через содержание образовательных текстов.

Участники проекта: учащиеся 5-8 классов муниципального общеобразовательного учреждения «Верхоянская общеобразовательная средняя школа М.Л. Новгородова », члены кружка «Дьо5ур».

Социальные партнеры проекта: ОГМС г. Верхоянска, Верхоянский краеведческий музей «Полюс Холода»

Механизм реализации проекта

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап

1. Выдвижение проблемы, её обсуждение и анализ.
- рассмотрение требований, ограничений, условий, необходимых для выполнения проекта.
2. Конкретизация задач:
- сбор информации по теме проекта, подбор специальной литературы.
- формирование круга участников проекта.

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости
дополнительную информацию, устанавливают цели

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Основной

Подготовка макета сборника.
Основные формы работы:
- ВУД-погружения
- кружок «Дьо5ур»

1. Занимаются на ВУД,
математических кружках.
2. Проводят исследования
3. Работают над
составлением задач

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта

Завершающий

- редакционная обработка
сборника

Анализируют информацию.
Оформляют результаты.

Наблюдает, советует

Заключительный

- Оценка процесса и результатов работы (издание сборника)

Участвуют в оценке путем
коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования
источников, потенциал продолжения работы по
выбранному направлению, качество отчета.

Прогнозируемые результаты.

I этап: определена проблема, сформирован круг участников проекта, сбор материала по теме проекта.

II этап: участниками проекта подготовлен макет сборника.

III этап: подготовка сборника к изданию.

IV этап: издание сборника.

Ожидаемый результат:

1) сборник физико-математических задач и заданий с краеведческим компонентом;

2) применение текстовых задач и заданий в практической деятельности педагогов;

3) созданы условия для развития познавательного интереса к предметам математики и краеведения и формирования активной гражданской позиции по отношению к «малой родине» средствами физико-математического образования.

Сроки реализации проекта: 2017-2020г.

Содержание проекта

В настоящее время, когда решающее значение в воспитании подрастающего поколения является человеческий фактор, школы призваны оказывать активное влияние на более полное и глубокое приобщение учащихся к сокровищам духовной и материальной культуры, на патриотическое воспитание, пропаганду боевых, трудовых и культурных традиций народа.

Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом.

"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оное есть постыдное малодушие", – говорил А.С.Пушкин
Таким образом, краеведческий материал является средством всестороннего развития учащихся.

Сегодня много публикуется интересных популярных изданий о краеведении, о музеях, но зачастую школьники их не читают. Но тогда как же донести до каждого школьника столь нужную информацию? Ведь самое важное – то, чтобы школьник сам начал интересоваться историей своего края. Эффективнее привлекать самих детей к составлению физико-математических задач с применением краеведческого компонента, а затем решать составленные задачи самим. Решение задач, взятых из нашего окружения, более доступно школьникам. Кроме того задачи, составленные из местных материалов, раскрывают физико-математические правила и законы на специально подобранных задачах из жизни.

Надлежащего воспитательного эффекта можно ожидать лишь от истинно практических задач, удовлетворяющих определенным педагогическим требованиям. Иллюстративные примеры следует выбирать таким образом, чтобы они пробуждали у учащихся дух познания, сохранялись в памяти на долгие годы и возбуждали стремление сделать полезное для других. Для того чтобы составить задачу, нужно исследовать собранные материалы, работать с книгами.

Думаю, что каждому любознательному и образованному человеку обычно небезразличны сведения о тех местах, где он родился, живет, о людях, которые прославили край, об их делах и судьбах, а, следовательно, о достопримечательностях, памятных местах и событиях этой местности. У каждого человека есть в жизни своя малая родина, милее и ближе которой нет на всем белом свете. Знать историю родного края должен каждый. Познавательный интерес, основанный на потребности в знании, является качеством личности, составляющим тот важнейший мотив учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям. Большие возможности для развития интереса учащихся к математике и физике имеют задачи, содержащие краеведческий и исторический материал. Использование на уроках математики и физики таких задач дает возможность повысить познавательную активность детей.

Познавательный краеведческий материал такой, как протяженность рек местного характера, площади территорий, история города и т.д. дает возможность дополнить задачи учебника своими территориальными условиями, не только на этапе усвоения нового материала, но и на этапе его закрепления.

Текстовая задача, составленная на основе местного числового материала, позволяет заинтересовать детей, совершенствовать умения и навыки, развивает познавательные интересы школьников, позволяет сделать обучение математике и физике содержательным и интересным.

Заключение

Краеведение… Видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история.
Математика… Физика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением ничего общего. Но только на первый! Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится о родном крае.

Данный проект предполагает постоянную работу по его совершенствованию и дополнению. Успешность осуществления поставленных цели и задач будет зависеть от активной, системной работы педагогического и ученического коллективов в процессе реализации проекта.

А что же дает работа над проектом учащимся?

- возможность участия на конкурсах, олимпиадах, конференциях;

- развивает познавательный интерес к предметам математики и физики;

- формирует активную гражданскую позицию по отношению к «малой родине».

Вывод

- Объединенными усилиями учащихся и учителей составить сборник физико-математических задач и заданий с краеведческим компонентом.

- С помощью этого сборника пробудить интерес к математике и физике.

Приложение.