Пока все дома

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Профессия — педагог


Вот и наступило 1 сентября. Его с непривычными чувствами ждали и родители, и дети, и педагоги. До сих пор мы с содроганием вспоминаем время самоизоляции, дистанционного обучения и боимся повторения этой истории. Но уроки даются для того, чтобы делать из них выводы. Так чему же научил нас период «пока все дома»?

Часто приходится слышать, что родители (как кровные, так и приёмные) жалуются на нехватку времени для своего ребёнка. «Я бы и рада побольше с ним поиграть, пообщаться, помочь с уроками, но….». Работа, дом, дела. И вдруг, неожиданно для всех, современные реалии вынудили нас остаться дома. Появилось ли дополнительное свободное время? Думаю, да. Но, к сожалению, проблем меньше не стало.

Многие родители встали в тупик, растерялись, кто-то злился, кто-то плакал. Так каково же это – остаться наедине со своей семьёй?

Оказалось, что с детьми на самоизоляции очень трудно, тем более, если у ребёнка есть те или иные особенности, проблемы поведения. Ограниченное пространство, нехватка движения, вынужденное круглосуточное общение с ограниченным кругом людей, сбой в режиме, дистанционное обучение, тревога, неизвестность – всё это стало источником стресса. А ведь многие родители ещё и работали в это время на дому. Члены семьи раздражались, срывались, а маленькие радости оказались недоступны. Ни выходов на природу, ни встреч с друзьями, ни кино, ни кафе.

К нам, как к специалистам, работающим с семьёй, в это время за помощью активно обращались родители, писали, звонили. Чаще всего приходилось слышать: «Я так больше не могу, когда это всё закончится?!». А также:

  • Дети истерят, капризничают, даже бунтуют;
  • Он не знает чем заняться, ноет, просит планшет/телефон;
  • Они переругались между собой и затерроризировали кота;
  • Дети бесятся, прыгают на кроватях, «висят на люстре»;
  • Спит до обеда, а ночью никак не уложишь;
  • Рвётся на улицу;
  • Отказывается дистанционно учиться;
  • Задают очень много заданий, я ничего не понимаю, и т.д. и т.п.

Страдали и взрослые и дети. Как кровные семьи, так и замещающие. И если с приёмными детьми, которые давно живут в семье, проблемы были те же, что и с кровными, то с теми, кто пришёл в семью недавно, было сложнее.

Дети, которые находились в процессе адаптации к семье, чувствовали себя некомфортно, «взаперти», кто-то вспоминал учреждение, кто-то «вольную жизнь». Родители нервничали из-за работы, финансового благополучия, испытывали беспокойство по поводу здоровья, переживали за близких и пр. А ведь мы знаем, что главное в этот период – стабильность, а её как раз и не хватало. В результате: риск того, что у ребёнка может начаться регресс, скат назад в поведении. Родители разочарованы, им кажется, что все предыдущие усилия были напрасны.

Кроме того, у многих приёмных детей повышена двигательная активность, (которая помогает им снижать уровень стресса), но оказалось, что на карантине с этой активностью справляться трудно.

Если же в семье не один ребёнок, то конкуренция за внимание родителей растёт и… обострялись конфликты, копилось раздражение.

А если семья находилась в кризисе, то проблемы тем более усугублялись.

Особая категория приёмных детей – это подростки. Родителям и опекунам и до этого было не просто, а с введением ограничительных мер количество конфликтов выросло в разы. Подросткам необходимо общение со сверстниками, активная жизнь, а тут они оказались в изоляции. Взрослые переживали за учёбу, экзамены, будущее, а они… рвались на улицу, вместо сайта дистанционного обучения сидели в соц. сетях и играли в компьютерные игры с друзьями «по сети».

И в такой ситуации семьям очень была нужна психологическая помощь, поддержка специалистов. Ведь психолог может помочь «открыться второму дыханию», дать рекомендации по саморегуляции, научить заботиться о себе в стрессе, т.к. стресс снижает способность человека реагировать на ситуацию адекватно. Нам всем порой необходима возможность выговориться, «выпустить пар», не дать эмоциям завладеть разумом.

Конечно, ничто не заменит очную консультацию специалиста, очную работу с семьёй. Но в сложившейся ситуации, ставшие актуальными дистанционные формы работы «заиграли новыми красками», стали активно развиваться. Родители же поняли, что не надо стесняться написать, позвонить, что даже из удалённых территорий есть отличная возможность связаться со специалистом и получить ответы на свои вопросы, используя современные технологии и различные способы коммуникации.

Интернет дал нам возможность и на расстоянии БЫТЬ ВМЕСТЕ. Это поняли все и, хотим мы того или нет, новая реальность вошла в нашу жизнь. Педагоги, психологи экстренно овладели новыми для себя умениями и не спасовали перед трудностями. Мы готовы помогать нашим детям в любых обстоятельствах и не оставим семьи без профессиональной поддержки. Думаю,  этот опыт стал большим толчком в нашей профессиональной самореализации и открыл новые горизонты для нас как специалистов. Для родителей же этот период дал шанс стать ближе к детям, лучше узнать их и осознать, что психолого-педагогическая помощь семье порой ближе, чем кажется.

«Главное: войдя в виртуальный мир и с головой в него погрузившись, не забыть из него вовремя выйти».