Квест-игра «День добрых дел» как форма взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда по организации развивающего обучения в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Главным условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится системно-деятельностный подход к образовательному процессу. Специалисты ДО в своей практике ориентируются не только на собственные цели и задачи, но и на тесное сотрудничество в работе с детьми.

В ДО, часто у детей, имеющих речевые проблемы, наблюдаются проблемы в социально-коммуникативной и познавательной сферах.

Для создания равных стартовых возможностей у детей старшего дошкольного возраста для дальнейшего обучения  в школе, мы подготовили совместную деятельность квест-игру «День добрых дел» как форму взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога.
Ещё Л.С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых, благодаря наличию межсистемных связей, не отмечались бы другие психологические нарушения.

Таким образом, очевидна актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДО в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе мы реализуем системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.

Для реализации самостоятельной и познавательной деятельности детей под руководством педагогов мы выбрали такую форму работы, как квест-игра.

Квест – является одной из деятельностных форм организации образовательного процесса в рамках реализации ФГОС ДО.

Квест – игровое командное приключение во время которого участникам нужно совместно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели, результат которого зависит от каждого участника команды.

Также, важной задачей для педагогов является: создание условий для успешной социализации ребенка и его социально-личностного развития.

Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и общественных норм. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.

Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей. Понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П.. В квест-игре мы применили технологию «Дети-волонтеры».

Конспект квест-игры «День добрых дел»

Материалы: 2 рисунка дома на ватмане; кисточки; гуашь; веревки (ленточки) 3 шт.; прищепки; картинки (хорошие и плохие поступки); медали.

Костюмы: Баба-яга; Чудо-юдо; костюм зайцев 2 шт.

Дети приходят в музыкальный зал под музыку («Спешите делать добрые дела» минус).

Беседа с детьми о доброте. Презентация о волонтерском движении.

- Дорогие дети! Когда вы собираетесь куда-то идти или ехать, где вам предстоит встретиться с незнакомыми людьми, говорить с ними.

Конечно же вы хотите  встретиться с людьми добрыми, вежливыми, которые вас поймут, а если надо, и помогут. Не так ли?

- Что же такое доброта? Кого мы называем добрым человеком?

- Правильно! Доброта – это важное душевное качество человека! Добрый человек отзывчивый и внимательный к окружающим людям. У доброго человека всегда много друзей.

Добрый человек проявляет сострадание, спешит на помощь. Добрый человек – щедрый, гостеприимный. Он делится игрушками, книжками, приглашает друзей в гости, угощает их, не скупясь.

- Что мы еще забыли с вами назвать из качеств доброго человека?

Правильно! Добрый человек не грубит, не ругается, никогда не повышает голоса на другого. Он всегда держится ровно, спокойно, приветливо, с улыбкой.

Когда я думаю о доброте, то мне представляется чудесный прозрачный кристалл, у которого много различных граней, и каждая грань – светлое качество души.  Послушайте пожалуйста стихотворение «Кристалл доброты».

Кристалл доброты

Доброта – хрустальный кристалл,
У него немало граней.
Он на солнце засверкал
Разноцветными огнями.
В первой грани – теплота,
И любовь, и верность.
Во второй же – чистота,
Вежливость и щедрость.
В третьей грани есть усердие,
Состраданье, милосердие.
А в четвёртой – нежность, ласка,
Песня тихая и сказка.
В пятой грани – радость, счастье
И душевное участие.
Светится, горит кристалл,
Словно сердцем твоим стал.

Игра «Хорошие и плохие поступки»

- Дорогие ребята! Многие из вас, наверняка, слышали такие строчки из стихотворения поэта Владимира Маяковского:

Кроха-сын к отцу пришел
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»

- Давайте попробуем разобраться, что такое хорошо и что такое плохо? Давайте посмотрим на картинки и найдем среди них хорошие и плохие поступки.

Дети по очереди берут картинки и анализируют изображаемую ситуацию, затем распределяют на хорошие и плохие поступки (вешают на веревки с помощью прищепок, дифференцируя на хорошие и плохие поступки согласно маркеров-смайликов).

Мотивационный этап

Педагог демонстрирует презентацию сказки «Заюшкина семья» (презентация).

«Заюшкина семья»

В одном лесу жили-были добрые зайцы. Что бы они ни делали - все у них получалось.  Жили они весело, дружно. Младший зайчонок помогал маме убирать и мыть посуду, поливать огород. Старший брат помогал пожилой соседке нести тяжёлые сумки с продуктами, гулял с младшим братиком.

Однажды папа заяц отогнал от беззащитного котенка злую собаку!

Дом зайцев был всегда открыт для гостей. Зайцы были честные, добрые никому не желали зла. 

Но, однажды, злому Чудо-Юде  стало завидно, потому что у него не было такой дружной семьи. Тогда он решил совершить очень плохой поступок - украсть младшего зайчонка.

- «Мне плохо из-за того, что вам хорошо! Всем должно быть плохо!» – сказало Чудо-Юдо и украло малыша.

Загрустили зайцы. Зайчиха плакала сидя у окна. Только папа заяц не сдается, он собрался и отправился на поиски сынишки. К сожалению, ему одному не справиться.

Педагог: - «Ребята, поможем добрым зайцам, отыскать Чудо-Юдо и спасти зайчонка?»  (Ответы детей).

Дети вместе с ведущими отправляются на поиски Чудо-Юда.

  1. Дети вместе с педагогами направляются в групповое помещение. Там находится Баба-Яга. Баба-Яга жалуется детям о том, что слишком старенькая и не может покрасить свой дом. Дети помогают покрасить дом. Баба-Яга благодарит их за помощь и спрашивает почему они к ней пришли. Дети объясняют, что Чудо-Юдо украло бедного зайчонка и они его разыскивают. Баба-Яга подсказывает, что Чудо-Юдо убежало в младшую группу.
  2. Дети и педагоги приходят в младшую группу и видят там беспорядок, который устроило Чудо-Юдо. Педагоги предлагают детям помочь навести порядок в группе. Дети раскладывают игрушки по местам. Воспитатель благодарит детей и подсказывает куда убежало Чудо-Юдо.
  3. Дети приходят в музыкальный зал и видят несчастного зайку. Рядом с зайчонком находится Чудо-Юдо. Дети просят освободить зайчика.

Дети:

- «Чудо-Юдо, отпусти зайку!»

Чудо-Юдо:

-  «Не отпущу!»

Дети:

- «Пожалуйста, Чудо-Юдо, отпусти зайку!»

Чудо-Юдо:

- «Нет! Я злой!»

Дети:

- «Ты очень добрый!»

Чудо-Юдо:

- «Я скупой!»

Дети:

- «Ты Щедрый!»

Чудо-Юдо:

«Я грубый!»

Дети:

- «Ты нежный!»

Чудо-Юдо:

- «Я поспешный!»

Дети:

- «Ты терпеливый!»

Чудо-Юдо:

- «Я Безразличный!»

Дети:

- «Ты участливый!»

Чудо-Юдо:

- «Я драчливый!»

Дети:

- «Ты миролюбивый!»

Чудо-Юдо:

- «Я ленивый!»

Дети:

- «Ты усердный!»

Чудо-Юдо:

- «Дети, мне стыдно, что я себя так вел, столько добрых и хороших слов я услышал в свой адрес, простите, забирайте зайчика, я больше так не буду делать!»

Чудо-Юдо смягчается и становится добрым. Дети развязывают зайчика. Чудо-Юдо сожалеет что у него нет друзей. Ведущий предлагает детям встать в круг.

Игра «Комплименты»

Дети встают в круг и говорят по очереди комплименты соседу, стоящему рядом.

Рефлексия.

Педагог читает стихотворение:

Хорошо быть добрым, милым
Милосердным, терпеливым.
Кухню, комнату убрать,
Быть старательным, усердным,
Хорошо быть честным, верным.
Хорошо помочь сестренке,
гладить братику пеленки,
Хорошо помочь подружке,
Сделать доброе старушке.
Очень плохо жадным быть,
Обзываться и грубить,
Плохо ввязываться в драку,
Драчуном быть, забиякой.

Награждение.

В зал вбегает папа заяц. Обнимается с зайчонком. Благодарит ребят за помощь. Семья зайцев вручает детям медали «За доброту и отзывчивость».

Звучит песня «Делай доброе дело».