Урок окружающего мира по теме "Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель:

  • Организовать работу учащихся с информационными текстами: поиск незнакомых слов, сокращённых слов в словарной статье.
  • Различение справочного текста и текста-повествования.

Задачи:   

  • Организовать совместное действие детей по  работе с текстами, составлением инструкции по работе с компасом.
  • Формировать умение пользоваться компасом.
  • Формировать действие контроля и оценки при работе в малых группах.
  • Развивать пространственное воображение детей и расширять их кругозор.
  • Воспитывать культуру взаимоотношений детей в группе.

Основное учебное действие: Решение частных задач.

Внеурочная деятельность: Игра по ориентированию на природе со старшеклассниками (6-й класс) и родителями. ("Поиски клада").

Тема

Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас

Кол-во учебных часов

2 часа

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

 

Научить определять стороны горизонта с помощью компаса. Составить инструкцию по работе с компасом.

Формировать умение работать с  информационными текстами: поиск незнакомых слов, сокращённых слов в словарной статье. Различение справочного текста и текста-повествования.
Обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в паре, группе, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.
Формировать действия контроля и оценки.

 

Основной тезаурус уроков

разные виды текста (текст, таблица, схема), картасхема, условные обозначения, компас, мореплаватели, ориентир, достижения.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 

Литературное чтение (работа с текстами "Древние мореплаватели").
Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения).
Информатика (составление алгоритма действий).

Групповая работа.
Фронтальная работа.
Представление

Для учителя:
1. Презентации «Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем» и "Компас"
2. Карточки-модели по способу построения алгоритма.
3. Тексты «Древние мореплаватели – первые составители картосхем».
4. Пробный вариант "клад" (сундук с 5-ками) (в классе)

Для детей:
1. Тексты «Древние мореплаватели – первые составители картосхем.».
2.  Модель компаса для групповой работы.
3. Листы, фломастеры, клей, ножницы.
4. портреты мореплавателей
5. маршрутные листы - пробный вариант "клад" (сундук с 5-ками) (в классе).
6. Д/З https://learningapps.org/
myapps.php?displayfolder=
548603, если у ребёнка нет компьютера - распечатать задание.

Первые мореплаватели (тексты для работы) http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/zhizn-okeana/pervye-moreplavateli.html

История создания компаса 
Фильм https://www.youtube.com/
watch?v=-HNm7KSTlYw
Как создать компас своими руками.
http://www.kakprosto.ru/
kak-25649 -kak-sdelat-
v-domashnih-
usloviyah-kompa
Для дополнительного чтения:
100 великих мореплавателей (книга)  http://coollib.com/b/100983/read
http://www.informaxinc.ru/lib/
100/100-velikih-moreplavateley/

Презентация 1.

Презентация 2.

I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности: создание ситуации успеха.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, заинтересовать учащихся новым исследованием.
  

Перед учащимися находятся предметы - компас, карта, портреты мореплавателей, маршрутные листы.
Учащиеся изначально сидят по командам-группам.
(Распределены роли!)
Давайте вспомним правила общения в группе
(проговаривают с учащимися)
Задание: составить 5 вопросов, касающихся данных предметов.
Далее идёт обсуждение этих вопросов, от класса выбирают
5 главных вопросов, на которые нужно сегодня ответить.
(вопросы помещены на доске, важно чтобы они всегда были перед глазами учащихся).

Презентация 1. Слайд 2

Располагаются на доске
Примерные вопросы:
(Вопросы могут звучать иначе, если сильно отличаются от предложенных, то стоит их зафиксировать на доске)

1. Для чего нужен компас?
2. Как правильно пользоваться компасом?
3. Кто изображён на портретах? чем знамениты эти люди?
4. Сможем ли мы прочитать карту путешествий?
5. Для чего нужно уметь читать карту мореплавателю? Для чего нужно уметь читать карту ученику?

Учащиеся формулируют тему урока, цели урока, представляют план работы.
(Сначала версии детей, потом слайд с темой как по программе)

 Презентация 1. Слайд 4

 Презентация 1. Слайд 3

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания

Диагностические задания, результаты деятельности учеников

 

1. Актуализация знаний учащихся

Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно карте и путешественниках.

Первое знакомство с текстами «Древние мореплаватели – первые составители картосхем».
Уточнение значения новых слов в тексте, составление списка ключевых слов.
Версии ответов на вопрос: «Как путешественники ориентировались в пути?»

Продолжить предложение:
Карта мореплавателям нужна для...

Тексты. Приложение 1

 Презентация 1. Слайд 5

 

 

На доске вывешиваются портреты мореплавателей, которые встретились детям в текстах (у каждой группы свой мореплаватель).
Вопрос на доске: «Как путешественники ориентировались в пути?»

Учащиеся на листочках записывают ключевые слова в столбик, один человек от группы их зачитывает.
После высказываний учащиеся пытаются дать ответ на вопрос «Как путешественники ориентировались в пути?» в зависимости от своего текста и личных знаний.
Высказывают свои предположения по теме "Карта мореплавателям нужна для...."

2. Анализ текстов «Древние мореплаватели – первые составители картосхем».

Цель: формировать умение анализировать текст; формировать умение контроля за своими действиями.

1) Составление характеристики мореплавателя по опорным словам. (составление опорной схемы)
2) Сравнительная характеристика мореплавателей: выявление общих черт.
3) Наблюдение за предметами, помогающими мореплавателю ориентироваться в пространстве.
4) Составление сводной таблицы
(в ходе ответов групп о своём мореплавателе).
Таблица размещена на доске, дети вносят записи маркерами в ходе своих ответов.
5) Версии ответов на вопрос: «Как путешественники ориентировались в пути?»

Вопросы учителя с целью анализа текстов.
Работа со словарем (терминологией)
Все слова в ходе работы появляются на доске:

Мореплаватель, Карта-схема, Открытия, предметы-ориентиры, компас, звёзды.

Сводная таблица открытий.
В ходе работы учащиеся приходят к вопросу появления компаса его устройства.

Презентация 1. Слайд 6

У учащихся таблица:

Море-
плаватель

Его путь

Открытие

Ориентиры в пути

 

 

 

 

 Презентация 1. Слайд 7

Учитель: корректирует рассказ при необходимости дополняет, иллюстрирует слайдами в презентации.
Вопрос на доске: «Как путешественники ориентировались в пути?»

1). Учащиеся составляют устную характеристику мореплавателю, рассказывают классу (2-3 минуты на группу).
По ходу рассказа главное фиксируется в сводной таблице на доске.
(учащиеся вывешивают свою таблицу).
2). Вместе выявляют общие черты всех путешествий.
3). Вновь возвращаются к вопросу «Как путешественники ориентировались в пути?», дополняют свои ответы.

3. Моделирование компаса.

Цель: формировать умение пользоваться компасом;  составление правил пользования компасом..

1) знакомство с историей создания компаса.
2) Составление правил пользования компасом.
3) Группы: представление своих результатов.
Алгоритм пользования.

Анализ презентации или фильма
История создания компаса
Фильм https://www.youtube.com/
watch?v=-HNm7KSTlYw

Ссылка на фильм на слайде

Презентация 2. Слайд 2

Учитель организует просмотр фильма, краткий опрос по ключевым моментам.

Учащиеся: после просмотра фильма отвечают на вопросы учителя. (для чего нужен компас, его устройство)
Практическая работа в группе: составление алгоритма по правильному использованию компаса.

Общие пункты плана появляются на доске, после учитель подводит итог и показывает слайды.

Презентация 2. Слайд 5

Составление правил пользования компасом.
Общие пункты плана появляются на доске, после учитель подводит итог и показывает слайды.

Презентация 2. Слайд 3–4

III этап.  Практический этап. (создание модели компаса).

Урочная деятельность

Цель:  формировать умение пользоваться компасом; 
формировать умение работать в группе по выполнению практического задания.  

1)  Групповое задание: конструирование компаса
2)  определение сторон света с помощью компаса и своей  модели, сравнение результатов  измерений.
3)  пробный вариант "поиска клада" в пределах класса.

Как создать компас своими руками. http://www.kakprosto.ru/kak-25649-
kak-sdelat-v-domashnih-usloviyah-kompas
пробный вариант "клад" (сундук с 5-ками)

1). Как создать компас своими руками. http://www.kakprosto.ru/kak-
25649-kak-sdelat-v-domashnih-usloviyah-kompas
(Приложение 2).

Презентация 2. Слайд 7

Игра "Найди клад" в пределах класса (приложение 3)

Презентация 2. Слайд 6

Маршрутные листы

Учитель:
Раздаёт учащимся инструкции для выполнения практической работы.
Координирует выступление групп по результатам своих работ.
Выдаёт  пробный вариант "поиска клада" в пределах класса.

Учащиеся:
Конструируют компас, определяют стороны света, сравнивают результаты с измерениями на обычном компасе.
Делают свои выводы относительно верности показаний самодельного компаса, его удобства с точки зрения использования.
Учащиеся пытаются найти "клад" (сундук с 5-ками) в пределах класса, ориентируясь на карте по компасу.
Каждая группа получает листок с маршрутом.


1 группа

Начало пути - учительский стол, – 2 шага на запад, 3 шага – на юг, 8 шагов – на восток, 2 шага на север (путь можно сделать длиннее) («сокровища» спрятаны над дверью)

2 группа

Начало пути - учительский стол, – 5 шагов на восток, 10 шагов – на юг, 5 шагов – на запад, 1 шаг на юг (путь можно сделать длиннее) («сокровища» спрятаны за шкафом)

3 группа

Начало пути - учительский стол, – 10 шагов  на юг, 2 шага – на восток, 12 шагов – на север, 5 шагов на запад (путь можно сделать длиннее) («сокровища» в углу около учительского стола)

Внеурочная деятельность

Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте, применяя полученные  знания и умения ориентироваться.

Игра «Найди клад»
Дети делятся на группы.
Каждой группе предлагается найти спрятанный где-то в пределах парка или школьного участка «клад», двигаясь по компасу.
Ведущий выдаёт маршрутные листы с описанием движения группы. (Например: «Группа «Варяги» – три шага на север, четыре шага – на восток, десять шагов – на юг» и т.д., пока дети на достигнут нужной точки, где спрятаны «сокровища».)

Маршрутные листы
(составляются аналогично)
Клад "со сладостями"

Презентация 2. Слайд 8

IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности.

Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки деятельности.

Учитель задет вопросы:
«Какое открытие вы сделали на этих 2-х уроках?»
«Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие?»
«Чему каждый из вас сегодня научился?»
«О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?»

Развернутые ответы на вопросы:

1) «Зачем люди стремились в путешествия?"
2) «Нужно ли в жизни уметь пользоваться компасом?»

 

V этап. Домашняя работа.

Цель: формировать умения самооценки своей деятельности.

Задание представлено на сайте https://learningapps.org/
createApp.php
Детям выдаются ссылки на задания.

На след. уроке учитель по своему усмотрению выбирает задания для проверки

https://learningapps.org/
myapps.php?displayfolder=548603

состоит из 3-х заданий

1) Найди опорные слова по теме урока "Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас". https://learningapps.org/3654787

2) Восстанови правила пользования компасом. https://learningapps.org/3655778

3) Кроссворд по теме Мореплаватели. Компас. https://learningapps.org/3655948

Задания.