Цель:
- Организовать работу учащихся с информационными текстами: поиск незнакомых слов, сокращённых слов в словарной статье.
- Различение справочного текста и текста-повествования.
Задачи:
- Организовать совместное действие детей по работе с текстами, составлением инструкции по работе с компасом.
- Формировать умение пользоваться компасом.
- Формировать действие контроля и оценки при работе в малых группах.
- Развивать пространственное воображение детей и расширять их кругозор.
- Воспитывать культуру взаимоотношений детей в группе.
Основное учебное действие: Решение частных задач.
Внеурочная деятельность: Игра по ориентированию на природе со старшеклассниками (6-й класс) и родителями. ("Поиски клада").
Тема |
Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас |
|||||||||||||||
Кол-во учебных часов |
2 часа |
|||||||||||||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
|
|||||||||||||
Научить определять стороны горизонта с помощью компаса. Составить инструкцию по работе с компасом. |
Формировать умение работать с информационными текстами: поиск незнакомых слов, сокращённых слов в словарной статье. Различение справочного текста и текста-повествования. |
|
||||||||||||||
Основной тезаурус уроков |
разные виды текста (текст, таблица, схема), картасхема, условные обозначения, компас, мореплаватели, ориентир, достижения. |
|||||||||||||||
Организация пространства |
||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
|
|||||||||||||
Литературное чтение (работа с текстами "Древние мореплаватели"). |
Групповая работа. |
Для учителя: Для детей: История создания компаса |
Презентация 1. Презентация 2. |
|||||||||||||
I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности: создание ситуации успеха. |
||||||||||||||||
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, заинтересовать учащихся новым исследованием. |
Перед учащимися находятся предметы - компас, карта, портреты мореплавателей, маршрутные листы. |
Презентация 1. Слайд 2 |
||||||||||||||
Располагаются на доске |
1. Для чего нужен компас? Учащиеся формулируют тему урока, цели урока, представляют план работы. |
Презентация 1. Слайд 4 Презентация 1. Слайд 3 |
||||||||||||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи |
||||||||||||||||
Последовательность изучения |
Обучающие и развивающие задания |
Диагностические задания, результаты деятельности учеников |
|
|||||||||||||
1. Актуализация знаний учащихся |
||||||||||||||||
Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно карте и путешественниках. |
Первое знакомство с текстами «Древние мореплаватели – первые составители картосхем». |
Продолжить предложение: |
Тексты. Приложение 1 Презентация 1. Слайд 5
|
|||||||||||||
На доске вывешиваются портреты мореплавателей, которые встретились детям в текстах (у каждой группы свой мореплаватель). |
Учащиеся на листочках записывают ключевые слова в столбик, один человек от группы их зачитывает. |
|||||||||||||||
2. Анализ текстов «Древние мореплаватели – первые составители картосхем». |
||||||||||||||||
Цель: формировать умение анализировать текст; формировать умение контроля за своими действиями. |
1) Составление характеристики мореплавателя по опорным словам. (составление опорной схемы) |
Вопросы учителя с целью анализа текстов. Мореплаватель, Карта-схема, Открытия, предметы-ориентиры, компас, звёзды. Сводная таблица открытий. |
Презентация 1. Слайд 6 У учащихся таблица:
Презентация 1. Слайд 7 |
|||||||||||||
Учитель: корректирует рассказ при необходимости дополняет, иллюстрирует слайдами в презентации. |
1). Учащиеся составляют устную характеристику мореплавателю, рассказывают классу (2-3 минуты на группу). |
|||||||||||||||
3. Моделирование компаса. |
||||||||||||||||
Цель: формировать умение пользоваться компасом; составление правил пользования компасом.. |
1) знакомство с историей создания компаса. |
Анализ презентации или фильма |
Ссылка на фильм на слайде Презентация 2. Слайд 2 |
|||||||||||||
Учитель организует просмотр фильма, краткий опрос по ключевым моментам. |
Учащиеся: после просмотра фильма отвечают на вопросы учителя. (для чего нужен компас, его устройство) Общие пункты плана появляются на доске, после учитель подводит итог и показывает слайды. Презентация 2. Слайд 5 |
Составление правил пользования компасом. Презентация 2. Слайд 3–4 |
||||||||||||||
III этап. Практический этап. (создание модели компаса). |
||||||||||||||||
Урочная деятельность |
||||||||||||||||
Цель: формировать умение пользоваться компасом; |
1) Групповое задание: конструирование компаса |
Как создать компас своими руками. http://www.kakprosto.ru/kak-25649- |
1). Как создать компас своими руками. http://www.kakprosto.ru/kak- Презентация 2. Слайд 7 Игра "Найди клад" в пределах класса (приложение 3) Презентация 2. Слайд 6 Маршрутные листы |
|||||||||||||
Учитель: |
Учащиеся:
1 группа Начало пути - учительский стол, – 2 шага на запад, 3 шага – на юг, 8 шагов – на восток, 2 шага на север (путь можно сделать длиннее) («сокровища» спрятаны над дверью) 2 группа Начало пути - учительский стол, – 5 шагов на восток, 10 шагов – на юг, 5 шагов – на запад, 1 шаг на юг (путь можно сделать длиннее) («сокровища» спрятаны за шкафом) 3 группа Начало пути - учительский стол, – 10 шагов на юг, 2 шага – на восток, 12 шагов – на север, 5 шагов на запад (путь можно сделать длиннее) («сокровища» в углу около учительского стола) |
|||||||||||||||
Внеурочная деятельность |
||||||||||||||||
Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте, применяя полученные знания и умения ориентироваться. |
Игра «Найди клад» |
Маршрутные листы |
Презентация 2. Слайд 8 |
|||||||||||||
IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности. |
||||||||||||||||
Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки деятельности. |
Учитель задет вопросы: |
Развернутые ответы на вопросы: 1) «Зачем люди стремились в путешествия?" |
|
|||||||||||||
V этап. Домашняя работа. |
||||||||||||||||
Цель: формировать умения самооценки своей деятельности. |
Задание представлено на сайте https://learningapps.org/ На след. уроке учитель по своему усмотрению выбирает задания для проверки |
https://learningapps.org/ 1) Найди опорные слова по теме урока "Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас". https://learningapps.org/3654787 2) Восстанови правила пользования компасом. https://learningapps.org/3655778 3) Кроссворд по теме Мореплаватели. Компас. https://learningapps.org/3655948 |
Задания. |