Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения декларирует, что по «своему общественному статусу он является важнейшим механизмом реализации основной Миссии образования — формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны».
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа (национальный воспитательный идеал).
Современный национальный воспитательный идеал преемственно связан с воспитательными идеалами предшествующих исторических эпох от начала российской государственности.
Нельзя воспитать культурного, духовно богатого человека, гражданина своей страны без опоры на историю, культуру, обычаи и традиции народа и государства. Поэтому, мы считаем, что такие праздники должны обязательно проводиться в школах. Причем их проведению должна предшествовать большая работа по ознакомлению с историческим материалом, по его отбору, переработки. Дети должны посещать музеи, выставки, выезжать на экскурсии, в школе проходить КТД, проектная деятельность, конкурсы, викторины, олимпиады; и как итог – праздник, на котором дети показывают не только свои знания, но и высказывают свои чувства, переживания, свое мнения по данным событиям. Немало важным фактором является и тот факт, что в подготовке данных мероприятий активную роль принимают и родители, что также способствует единению и сплочению.
Цель мероприятия: Духовно-нравственное развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
Методические задачи:
- Научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
- Научить предвидеть минипроблемы;
- Сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве, находить источники из которых можно почерпнуть информацию;
- Получить навыки обработки информации;
- Сформировать навык проведения исследовательской деятельности;
- Сформировать навыки работы и делового общения в группе;
- Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Воспитательные задачи:
- вызвать у детей чувство гордости за свою страну;
- воспитывать интерес к ее историческому и героическому прошлому;
- формировать патриотические нравственно-этические чувства;
- воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей;
- воспитывать в детях стремление быть полезными обществу;
- Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- Развитие творческих способностей.
Ход мероприятия |
Слайды презентации, фото |
Страница 1. |
|
Ведущий: 4 ноября наша страна отметила День народного единства – праздник, который связан с событиями, происходившими более 400 лет назад. Тогда Россия была освобождена от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения, созданного по призыву нижегородского старосты Кузьмы Минина. |
|
Ведущий: Сегодня, вспоминая события тех времен, мы заглянем вглубь истории, поклонимся героям Земли русской, спасшим тогда нашу Родину, проявившим беззаветную любовь к отечеству и величайшую доблесть. |
|
Страница 2. Листая страницы истории. Ведущий: стихотворение «Родина не старится» Медленно история листается, |
|
Ведущий: Мы прошли столетия с Россией, |
|
Ведущий: И ещё немало будет пройдено. |
|
Ведущий: С этим чувством человек рождается, |
|
Ведущий: стихотворение Николая Рубцова «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Взбегу на холм и упаду в траву |
|
Ведущий: Россия. Русь – куда я не взгляну… |
|
Ведущий: Люблю твои избушки и цветы, |
|
Ведущий: История Русского государства может поведать нам о многих славных и грозных событиях. О том, как возрастало могущество страны, как осваивались новые земли. В суровых испытаниях и героических битвах закалялась воля и крепло единство народа. |
|
Ведущий: Но бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли отличить добро от зла, правду ото лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза. Было такое время на Руси и чуть больше четырёхсот лет назад. Тот период историки и летописцы называют «Смутное время». |
|
Ведущий: Все стороны жизни людей затронуло лихолетье. На границах государства то там, то здесь вспыхивали войны. Некому было обрабатывать поля. Начались голодные времена. В те годы многие самозванцы пытались захватить царский престол. |
|
Ведущий: А войска польского короля Сигизмунда вторглись в Русские земли. Очень хотелось Сигизмунду захватить непокорную страну. Поляки дошли до самой Москвы. Испугавшиеся их бояре открыли ворота Кремля и признали право царствования на Руси польского королевича Владислава. |
|
Ведущий: Поляки схватили и посадили в темницу русского патриарха Гермогена, который отказался благословить царствование польского королевича, не предал православной веры Святой Руси. Из заточения патриарх Гермоген обратился с посланием к русским людям, призывая народ объединиться и освободить Русскую землю от захватчиков. |
|
Ведущий: Услышали его призыв в Нижнем Новгороде. Купец Козьма Минин первым отдал на ополчение (так называли народное войско) всё своё богатство. Козьма обратился с призывом к жителям города. Собрали нижегородцы большое войско. Во главе его встал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве. И в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. |
|
Страница 3. «Спасители Отечества» - инсценировка На городской площади появляются стрельцы, за ними Минин. 1-й стрелец. 2-й стрелец. (в зал) Минин. Голоса( со всех сторон) Минин. Голоса. Минин. 1-й стрелец. |
|
Пожарский. 1-й стрелец. 2-й стрелец. Пожарский. 1-й стрелец. 2-й стрелец. Пожарский. |
|
Крестьянская изба. Минин. 1-й сын. 2-й сын. 3-й сын. 1-й сын. 2-й сын. |
|
Минин. Что ж, воины, вперёд - к Москве! За нас Земли Российской славные святыни! Все уходят. Рассказ продолжают дети-ведущие. |
|
Страница 4. «Подвиг народа» Ведущий: Главной святыней ополчения стала Чудотворная икона Казанской Божией Матери, перенесённая специально в Нижний Новгород из Казани. Войско двинулось к Москве. Во главе войска несли Икону. К концу лета ополченцы подошли к столице, заняли Земляной и Белый город. |
|
Ведущий: Поляки не хотели сдаваться: несколько месяцев продолжалась осада Кремля. |
|
Ведущий: Столица перешла в руки ополченцев. Захватчики с позором покинули Кремль и сдались на милость победителей. В течение нескольких дней по московским улицам шли торжественные Крестные ходы русских воинов – победителей с главными святынями Руси – иконами Божьей Матери Владимирской и Казанской. Москва вновь стала свободной! |
|
Ведущий: Но, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны. Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, живущего неподалеку от Костромы. Полякам нужен был проводник, который довел бы их через непроходимые леса до Костромы. |
|
Инсценировка Чаща леса (сцена с Сусаниным) Поляки: Сусанин: Главный поляк: Сусанин: Главный поляк: |
|
Страница 5. «Да, были люди в наше время…» Ведущий: Подвиг ополчения, собранного Кузьмой Мининым и возглавляемого князем Дмитрием Пожарским и подвиг простого крестьянина Ивана Сусанина - называют великим делом в русской истории. 405 лет назад народы России, объединённые идеями согласия, сплочения, сохранения государства смогли отстоять свободу и независимость нашего Отечества. |
|
Ведущий: История помнит героев других войн. Когда французская армия захватила и сожгла Москву. Когда фашисты почти дошли до стен Москвы и Ленинграда. Мы помним и чтим героев Чеченской войны и Афганистана. Сейчас наши солдаты борются с запрещенной в России группировкой ИГИЛ. И во всех этих воинах наш народ един со своей армией. |
|
Ведущий: Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя…Отечественная война 1812 года велась между двумя великими державами Россией и Францией. Война названа отечественной и народной , так как на защиту родной страны(отечества) поднялся весь народ, даже женщины воевали в армии. |
|
Ведущий: Перед вами самые известные герои войны 1812 года: |
|
Ведущий: |
|
Ведущий:
Славу русскому оружию принесли и наши прославленные генералы. Это: |
|
Ведущий: |
|
Фильм «О героях былых времён…» Ведущий: Великая Отечественная война 1941-1945 годов. |
|
Ведущий: Всем известны подвиги партизанских отрядов в Беларусии, Украине, Ленинградской, Псковской и других захваченных областях. В захваченных фашистами городах действовали не только взрослые подпольные ячейки, но и детские. Молодогвардейцы из города Краснодона за свою деятельность заплатили собственной жизнью. Известен подвиг пионеров-героев. Вот их имена: Леня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей. |
|
Ведущий: Не хватит суток перечислять подвиги советских людей в Великой Отечественной войне. Как сказал известный поэт «Подвиг народа – бессмертен». Мы будем помнить каждого: от генерала до простого солдата. Вот имена только некоторых из них: |
|
Ведущий:
|
|
Ведущий:
|
|
Ведущий: Ольга Бергольц, прожившая всю войну в блокадном Ленинграде, написала после войны: ««Никто не забыт, ничто не забыто!». Эти строчки по сей день являются для нас незыблемым нравственным законом. |
|
Ведущий: Князь Александр Невский в1242 году сказал «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Эти пророческие слова подтверждаются и по сей день. Сила русского народа – в единстве. |
|
ТАНЕЦ «Ты живи, моя Россия» |
|
Страница 7. «Наша сила в единстве» Ведущий: |
|
Ведущий: |
|
Ведущий: |
|
Ведущий: |
|
Ведущий: |
Детские рисунки
|
Ведущий: |
Детские рисунки |
Ведущий: |
|
Ведущий: |
Детские рисунки |
Ведущий: |
|
Ведущий: |
|
Ведущий: |
|
Ведущий: |
|
Ведущий: |
|
Ведущий: |
|
ПЕСНЯ «Вместе вся Россия и Отечество» |