Цели:
- осознание внутриличностного конфликта, степени его влияния на жизнь человека в целом;
- осознание степени влияния алкоголя на здоровье человека;
- определение способа решения проблемной ситуации;
- развитие умения ориентироваться на свои успехи и достижения;
Время: 1 академический час.
Материалы и оборудование: бумага формата А4, компьютер, колонки, видеоролик «Шкала эмоциональных состояний», цветные карандаши или пастель, ручка, притча «Три сита Сократа», бланк с заданием «Три сита Сократа», бланки с изображением мандалы.
1. Знакомство «Я и моя ситуация».
Цель: установление контакта и создание положительного настроя на дальнейшую работу.
Материалы и оборудование: бланк «Я и моя ситуация», цветные карандаши.
Техника проведения: подросток рисует себя в ситуации, с которой он пришел на занятие, а затем рассказывает и своем поступке.
Инструкция: нарисуй себя и свою ситуацию, с которой ты ко мне пришел. Расскажи о себе и своем поступке.
Анализ:
- Почему именно с тобой приключилась такая ситуация?
- Чему она тебя научила?
- Готов ли ты меняться, чтобы таких ситуаций больше не вознкиало?
2. Упражнение «Шкала эмоциональных тонов».
Цель: знакомство с эмоциональными состояниями.
Материалы и оборудование: бланк «Шкала эмоциональных тонов».
Техника проведения: педагог-психолог рассказывает подростку о шкале эмоциональных тонов Рона Хаббарда.
Инструкция: сейчас я расскажу тебе об эмоциональных состояниях и тонах. Сама шкала тонов включает в себя отметки от самой высокой к самой низкой. Она включает в себя эмоции, каждая из которых имеет определенный балл. По шкале Хаббарда легко заметить, что люди все время находятся возле примерно одинаковых отметок шкалы. Все, кто выше отметки 2.0 – высоко-тонные, все кто ниже – низко-тонные. Сама шкала учитывает максимальное число эмоций:
- 40,0 Безмятежность существовaния
- 30,0 Постулaты
- 22,0 Игры
- 20,0 Действие
- 8,0 Восторг
- 6,0 Эстетикa
- 4,0 Энтузиaзм
- 3,5 Рaдость
- 3,3 Сильный интерес
- 3,0 Консервaтизм
- 2,9 Умеренный интерес
- 2,8 Удовлетворённость
- 2,6 Незaинтересовaнность
- 2,5 Скукa
- 2,4 Монотонность
- 2,0 Aнтaгонизм
- 1,9 Врaждебность
- 1,8 Боль
- 1,5 Гнев
- 1,4 Ненaвисть
- 1,3 Возмущение
- 1,2 Отсутствие сочувствия
- 1,15 Невыскaзaнное возмущение
- 1,1 Скрытaя врaждебность
- 1,02 Беспокойство
- 1,0 Стрaх
- 0,98 Отчaяние
- 0,96 Ужaс
- 0,94 Оцепенение
- 0,9 Сочувствие
- 0,8 Зaдaбривaние
- 0,5 Горе
- 0,375 Искупление
- 0,3 Незaслуженность
- 0,2 Сaмоуничижение
- 0,1 Жертвa
- 0,07 Безнaдёжность
- 0,05 Aпaтия
- 0,03 Бесполезность
- 0,01 Умирaние
- 0,0 Смерть телa
Анализ:
- В каком тоне обычно находишься ты?
- Какие ситуации или эмоции привели тебя к алкоголю?
3. Вопрос - ответ «Что такое яды?».
Цель: определение целей и направлений в работе.
Материалы и оборудование: бумага формата А4, ручка.
Техника проведения: педагог-психолог просит подростка написать свою цель для занятия.
Инструкция: Знаешь ли ты, что такое яды? Яды – вещества, которые не содержатся от природы в организме и при попадании наносят ему вред.
Ответь на вопросы:
1. По какой причине человек начинает употреблять психоактивные вещества?
2. Любой алкоголь и наркотик употребляется, чтобы человеку стало весело и хорошо правильно?
3. Сигареты, алкоголь, коктейли, наркотики и т.д. – это яды?
Получается, что человек употребляет яды, чтобы ему стало весело и хорошо. Согласен ли ты с этим утверждением?
Анализ:
- Какие выводы ты сделал?
4. Разбор ситуации «16 слов-ассоциаций».
Цель: осознание внутриличностного конфликта, степени его влияния на жизнь человека в целом, а также определение способа решения проблемной ситуации.
Материалы и оборудование: бумага формата А 4, ручка.
Техника проведения: ребенок записывает одним словом свою проблему, а затем, опираясь на это слово, создает ассоциативный ряд из 15 слов.
Инструкция: сейчас мы будем учиться находить выход из любой проблемной ситуации. Запиши одним словом свою проблему, тему, которая тебя интересует. А теперь запиши к этому слову ассоциацию. Теперь ассоциацию ко 2 слову и т.д.
Ассоциация может быть словом, цифрой или буквой, но её обязательно нужно записать на бумаге. Так ты получишь 1 ряд слов. Далее выбирай по порядку по два слова из этого ряда – подбирай к ним ассоциацию. И так далее до 1 слова. Последнее слово - ассоциация самая важная, потому что она является отражением и твоего состояния и одновременно выходом из твоей проблемы.
Анализ:
- Связана ли твоя проблема с решением?
- Что чувствовал(а) во время выполнения задания?
- Какие выводы ты сделал(а)?
5. Творческое задание «Душа - разум-тело».
Цель: осознание внутриличностного конфликта, развитие умения.
Материалы и оборудование: бумага формата А 4, ручка.
Техника проведения: подросток рисует три круга, касающихся друг друга. Один круг именуется «Душой» и обозначает его эмоциональное состояние, второй круг – «Разум» является олицетворением интеллекта или мышления, а третий круг – «тело» - обозначает его действия, поступки и поведение.
Инструкция: перед тобой лист бумаги и ручка. Нарисуй три круга, касающихся друг друга. Один круг именуется «Душой» и обозначает его эмоциональное состояние, второй круг – «Разум» является олицетворением интеллекта или мышления, а третий круг – «тело» - обозначает его действия, поступки и поведение. Оцени, какой из кругов является самым проблемным для тебя: управлять своими эмоциями, умело организовывать свое поведение и деятельность или осознание собственных поступков?
Анализ:
- Задумывался ли ты ранее об этих трех составляющих?
- С каким кругом связаны твои трудности чаще всего?
6. Анализ притчи «Три сита Сократа».
Цель: формирование осознанного и ответственного поведения.
Материалы и оборудование: притча «Три сита Сократа».
Техника проведения: педагог-психолог читает притчу.
Инструкция: я прочитаю притчу, а ты еевнимательно послушаешь. А теперь проанализируем ее.
Один человек спросил у Сократа:
- Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
- Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
- Три сита?
- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
- Нет, я просто слышал это.
- Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, напротив.
- Значит, - продолжал Сократ,- ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито- сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет необходимости.
- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
Анализ:
- О чем была эта притча?
- Какие выводы ты для себя сделал(а)?
7. Упражнение на снятие напряжения «Минусы в плюсы».
Цель: развитие самосознания, снятие напряжения.
Материалы и оборудование: бумага формата А 4, ручка.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку написать на листе бумаги свои минусы (слабые стороны), а затем придумать, где эти качества могут пригодиться.
Инструкция: перед тобой лист бумаги и карандаши. Раздели лист на две части, в одной запиши свои минусы – личностные качества или слабые стороны характера. А теперь подумай, что в этих качествах может быть полезным и где это может пригодиться. Например, слабым качеством является неуверенность, но именно она может вовремя тебя остановить оказаться в плохой компании.
Анализ:
- Опиши свое отношение к сложившейся ситуации. Есть ли в ней плюсы?
- Легко ли находить положительное в отрицательном?
- Всегда ли наше поведение зависит от нас самих?
8. Обратная связь «Просей через сито».
Цель: получение обратной связи от подростка.
Материалы и оборудование: цветные карандаши, бланк с заданием «Просей через сито».
Техника проведения: педагог-психолог просит подростка оценить занятие, просеяв его через три сита, сделав отметки на бланке с заданием.
Инструкция: посмотри, перед тобой бланк, на котором нарисованы три сита. Напротив каждого сита сделай отметку (-/+). Наше занятие было правдивым, ты был искренен по отношению ко мне и к себе? Наше занятие было добрым, позитивным? Наше занятие было полезным?
Анализ:
- Понравилось ли тебе давать оценку занятию таким способом?
9. Прощание «Мои ресурсы».
Цель: подведение итогов, закрепление положительного эмоционального отношения к занятию.
Материалы и оборудование: масляная пастель или цветные карандаши, мандалы.
Техника проведения: ребенку предлагается на прощание нарисовать свои ресурсы, которые помогают в преодолении трудностей жизни.
Инструкция: наше занятие подошло к концу. И на прощание я предлагаю создать тебе свой собственный ресурс для поддержания. Посмотри, перед тобой лист бумаги, карандаши. Нарисуй, как выглядит твой внутренний ресурс, твоя сила, которая помогает тебе добиваться поставленных целей.
Анализ:
- Понравилось ли тебе данное занятие?
- Что ты сейчас чувствуешь?
- Комфортно ли тебе сегодня было работать в такой форме?
- Какие выводы ты сделал?