Урок "открытия" новых знаний по русскому языку в 4-м классе по теме "Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих и ц"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (57 кБ)


УМК: «Начальная школа. Школа России».

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, Русский язык, М, «Просвещение», 2015.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Новые знания: После шипящих и ц под ударением в окончаниях существительных в творительном падеже пишется буква о, а без ударения – буква е.

Проблема: Когда в окончаниях имен существительных в творительном падеже с основой на шипящий звук или ц пишется буква о, а когда – е?

Цель урока:

  • развивать умение проверять правописание безударных падежных окончаний имен существительных;
  • познакомить с правописанием окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих и ц.

Задачи урока:

  • Формировать навык исследовательской деятельности учащихся;
  • Формировать коммуникативные умения работы в паре и группах;
  • Развивать самопроверку и самооценку учащихся;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость; интерес к предмету.

Оборудование урока:

Современные технологии:

  • Технология проблемного обучения, исследовательской деятельности;
  • Технология работы в группах;
  • Информационно-компьютерные технологии.

Сценарный план урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мобилизирующий этап.

Цель:
Положительный эмоциональный настрой на урок;
активизировать имеющиеся знания учащихся.

 

- Добрый день, ребята! С каким настроением вы начинаете рабочий день?
- Давайте постараемся сохранить хорошее настроение. От кого и отчего это зависит?
Да, это зависит от нас с вами.

Ответы учащихся.

Хорошее настроение зависит от каждого из нас.

Проверим домашнее задание (стр. 120, упр. 226).
Обменяйтесь тетрадями и просмотрите, как вы и ваш товарищ справился с домашней работой:
- Назовите главные члены предложения.
- Кто правильно выделил грамматическую основу предложения?
- Кто допустил ошибку? Исправьте.
Прочитайте словосочетание, которое вы выписали.
- Кто правильно выписал словосочетание с именем существительным в творительном падеже? Кто ошибся?

Работа в паре.

Ответы учащихся;
Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Вспомним признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного.
Заполним мнемотаблицу.

Какие вопросы вы бы сформулировали?

  • На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?
  • С какими предлогами употребляются в речи?
  • Какие окончания могут быть у имен существительных 1, 2 и 3 склонения в единственном числе?

Вопросы

Предлоги

 

Кем? Чем?

С, за, под, над, между

 

1 склонение

2 склонение

3 склонение

-ой; - ей
-ою; - ею

-ом; -ем

У детей на парте лежит мнемотаблица
(возможна работа в паре).
Дети самостоятельно формулируют вопросы и заполняют таблицу.
Самоопределение к деятельности:
Назовите буквы (на наборном полотне буквы Ш, Ж, Щ, Ч, Ц)
- Что у них общего?
- Какая буква лишняя? Почему?
Эти буквы обозначают согласные звуки.
Лишняя буква – ц, остальные буквы обозначают шипящие звуки.

Прочитайте предложение (на доске или слайде):
За рощ(е, ?о)й зеркалом лежит широкий пруд с чистой
водиц(е,? о)й и песчаным пляж(е,? о)м.

- Объясните правописание знакомых орфограмм.
- Попробуйте определить, что это за орфограмма?
Что можем определить у имен существительных?
- На какую букву оканчивается основа слова перед окончанием?

- Поможет ли это нам выполнить задание и вставить в окончания гласные о или е?

Дети затрудняются в постановке гласной буквы.


- Это безударные окончания имен существительных.

- Можно определить падеж и склонение.
- Основа оканчивается на шипящие и ц.

- Но это нам не поможет определить пропущенную гласную.

Что же получается? (Проблемная ситуация).

- Какой возникает вопрос?
Озвучьте проблему.

- У нас не хватает знаний для выполнения этого задания.
Ответы учащихся:
Когда в окончаниях имен существительных в творительном падеже с основой на шипящий звук или ц пишется буква о, а когда – е?

Целеполагание

Цель: Обучать самостоятельно формулировать тему и задачи урока.

Попробуйте сформулировать задачи урока.

Дети самостоятельно пробуют сформулировать тему и задачи урока:
- Научиться правильно писать гласные в окончаниях имен существительных в творительном падеже после шипящих и ц.

3. Этап овладения новыми знаниями.

Цель:
развитие коммуникативных умений учащихся.

 

Понаблюдаем над правописанием окончаний имен существительных с основой на шипящий и ц в творительном падеже.

Прочитайте слова (на доске или на слайде)
За дачей
Ежом
Ландышем
Улицей
Огурцом
Свечой

Учащиеся читают слова, записанные на доске или слайде.

- Что заметили интересного? Что общего?

Давайте исследуем эти слова по плану (алгоритму).
- Какие пункты вы предлагаете включить в наш план? Что мы можем определить? За чем понаблюдать?

Сравните ваши предположения с тем планом, который получился у меня.

План (на слайде)

1. Определи падеж;
2. Выдели основу и окончание;
3. Поставь ударение;
4. Посмотри, какая гласная буква стоит в окончании на месте ударного звука;
5. Посмотри, какая гласная буква стоит в окончании на месте безударного звука;
6. Сделай вывод.

Это имена существительные в форме творительного падежа.

Ответы учащихся: можно определить падеж, склонение, понаблюдать за основой.

А поработаем в группах.

- Какой вывод вы сделали, проведя исследование?

Учащиеся работают в группах (или в паре).
Ответы учащихся: В окончаниях имен существительных в творительном падеже под ударением стоит буква – о, без ударения – е.

- Давайте сравним правильно ли вы сформулировали вывод.
Прочитаем сведения о языке на стр. 119 в учебнике.
- Подтвердился ли ваш вывод?

Попробуем выразить символами новые знания:
- Какую схему можно создать, следуя нашим выводам?

Дети читают правило (стр. 119)
Да, мы правильно предположили: после шипящих и ц под ударением в окончаниях имен существительных в творительном падеже пишется буква – о,
а без ударения – е.


Рефлексия

Цель: закрепление новых знаний

Закрепим наши знания.
Откройте учебник на стр. 119. Выполним упражнение № 223.
- Прочитайте задание.
- Что нужно выполнить?
Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Следующие учащиеся… (для детей с проблемами в обучении) будут выполнять упражнение № 222.
Учитель индивидуально разъясняет задание и помогает детям.

Дети читают задание.
Нужно изменить имена существительные, поставить их в творительный падеж (с предлогом или без предлога). Обозначить ударение, выделить окончания, указать склонение.

Дети выполняют задание самостоятельно.
Коллективная проверка (дети по цепочке читают слова, определяют склонение имен существительных, объясняют написание окончаний, используя полученные знания).

Итог урока

Оцените свою работу.
- Что нового узнали на уроке? Чему научились?
- Когда в окончаниях имен существительных в творительном падеже после шипящих и ц пишется 0, а когда – е?
- Кому было сложно выполнять задания?
- За что вы можете похвалить себя?

Самооценка.

 

Ответы учащихся.