УМК: «Начальная школа. Школа России».
Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, Русский язык, М, «Просвещение», 2015.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Новые знания: После шипящих и ц под ударением в окончаниях существительных в творительном падеже пишется буква о, а без ударения – буква е.
Проблема: Когда в окончаниях имен существительных в творительном падеже с основой на шипящий звук или ц пишется буква о, а когда – е?
Цель урока:
- развивать умение проверять правописание безударных падежных окончаний имен существительных;
- познакомить с правописанием окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих и ц.
Задачи урока:
- Формировать навык исследовательской деятельности учащихся;
- Формировать коммуникативные умения работы в паре и группах;
- Развивать самопроверку и самооценку учащихся;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость; интерес к предмету.
Оборудование урока:
- Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, Русский язык, М, «Просвещение», 2015г.;
- Компьютер, экран, проектор;
- Мнемотаблицы;
- Памятка «Падежные окончания имен существительных единственного числа»
Современные технологии:
- Технология проблемного обучения, исследовательской деятельности;
- Технология работы в группах;
- Информационно-компьютерные технологии.
Сценарный план урока
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
Мобилизирующий этап. Цель:
|
- Добрый день, ребята! С каким настроением вы начинаете рабочий день? - Давайте постараемся сохранить хорошее настроение. От кого и отчего это зависит? Да, это зависит от нас с вами. |
Ответы учащихся. Хорошее настроение зависит от каждого из нас. |
|||||||||||
Проверим домашнее задание (стр. 120, упр. 226). Обменяйтесь тетрадями и просмотрите, как вы и ваш товарищ справился с домашней работой: - Назовите главные члены предложения. - Кто правильно выделил грамматическую основу предложения? - Кто допустил ошибку? Исправьте. Прочитайте словосочетание, которое вы выписали. - Кто правильно выписал словосочетание с именем существительным в творительном падеже? Кто ошибся? |
Работа в паре. Ответы учащихся; |
||||||||||||
Вспомним признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного. Какие вопросы вы бы сформулировали?
|
У детей на парте лежит мнемотаблица (возможна работа в паре). Дети самостоятельно формулируют вопросы и заполняют таблицу. |
||||||||||||
Самоопределение к деятельности: Назовите буквы (на наборном полотне буквы Ш, Ж, Щ, Ч, Ц) - Что у них общего? - Какая буква лишняя? Почему? |
Эти буквы обозначают согласные звуки. Лишняя буква – ц, остальные буквы обозначают шипящие звуки. |
||||||||||||
Прочитайте предложение (на доске или слайде): - Объясните правописание знакомых орфограмм. - Поможет ли это нам выполнить задание и вставить в окончания гласные о или е? |
Дети затрудняются в постановке гласной буквы.
- Можно определить падеж и склонение. - Но это нам не поможет определить пропущенную гласную. |
||||||||||||
Что же получается? (Проблемная ситуация). - Какой возникает вопрос? |
- У нас не хватает знаний для выполнения этого задания. |
||||||||||||
Целеполагание Цель: Обучать самостоятельно формулировать тему и задачи урока. |
Попробуйте сформулировать задачи урока. |
Дети самостоятельно пробуют сформулировать тему и задачи урока: |
|||||||||||
3. Этап овладения новыми знаниями. Цель:
|
Понаблюдаем над правописанием окончаний имен существительных с основой на шипящий и ц в творительном падеже. Прочитайте слова (на доске или на слайде) |
Учащиеся читают слова, записанные на доске или слайде. | |||||||||||
- Что заметили интересного? Что общего? Давайте исследуем эти слова по плану (алгоритму). Сравните ваши предположения с тем планом, который получился у меня. План (на слайде) 1. Определи падеж; |
Это имена существительные в форме творительного падежа. Ответы учащихся: можно определить падеж, склонение, понаблюдать за основой. |
||||||||||||
А поработаем в группах. - Какой вывод вы сделали, проведя исследование? |
Учащиеся работают в группах (или в паре). Ответы учащихся: В окончаниях имен существительных в творительном падеже под ударением стоит буква – о, без ударения – е. |
||||||||||||
- Давайте сравним правильно ли вы сформулировали вывод. Попробуем выразить символами новые знания: |
Дети читают правило (стр. 119)
|
||||||||||||
Рефлексия Цель: закрепление новых знаний |
Закрепим наши знания. Следующие учащиеся… (для детей с проблемами в обучении) будут выполнять упражнение № 222. |
Дети читают задание. Дети выполняют задание самостоятельно. |
|||||||||||
Итог урока |
Оцените свою работу. |
Самооценка.
Ответы учащихся. |