НОД по художественно-эстетическому развитию (художественный труд, конструирование из бумаги способом оригами) для детей подготовительной группы "Пингвиний детский сад"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели: с помощью искусства оригами создать коллективную композицию «Пингвиний детский сад»; формировать способность предвидеть будущий результат совместной деятельности детей.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

  • выполнить фигуру пингвина способом оригами по инструкции педагога, учить дополнять в созданный образ дополнительные детали (клюв, глаза);
  • закреплять умение создавать коллективную композицию;
  • развивать  пространственное мышление, мелкую моторику кистей и пальцев рук, творческие способности детей;
  • воспитывать активное взаимодействие со сверстниками, взаимопомощь при затруднении, инициативность и самостоятельность.

Материал и оборудование:

  • квадратный лист бумаги, размером 10 x 10, черного цвета (односторонний) на каждого ребенка;
  • бумага белого и красного цвета, размером 2 x 1;
  • ножницы, клей, кисти, клеенка, фломастеры.

Содержание организованной деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

И зимой, и летом
В черный фрак одет он.
Очень важный господин
По фамилии…(пингвин).

Конечно, пингвин (воспитатель демонстрирует фигурку пингвина). Пингвины – коренные жители Антарктиды. На вид они похожи на маленьких человечков, одетые в черные до колен пиджаки и белые рубашки.

Как вы думаете, пингвины птицы или животные? Почему?

Пингвины очень хорошие охотники на рыбу. Они ее ловят, чтобы накормить своих детенышей. За маленькими пингвинятами приглядывают няньки. У пингвинов есть няньки-воспитательницы. Им родители поручают своих детенышей. Сегодня, ребята, я предлагаю вам из бумаги сделать такой «пингвиний детский сад».

2. Динамическая пауза «Две минутки».

Если мы чуть-чуть устанем,          Руки за голову и прогнуться.
Мы на две минутки встанем.
Мы потянемся сначала,
Повернемся влево - вправо,         Повороты туловища налево – направо, кисти к плечам.
Мы наклонимся разок                   Наклон вперед, руками
И достанем свой носок.                коснуться пола.
Раз и два – присели вниз.            Присесть, руки на пояс.
Три, четыре – поднялись.             Встать.
Кто пришел раз шесть иль пять   Четыре приседания.
Можно тихо постоять.
Отдохнули, а затем
Начинать подскоки всем.             Подскоки на месте.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики                     Прыжки на двух ногах вместе.
Девочки и мальчики.
А теперь шагаем вместе
На одном и том же месте.             Ходьба на месте.
Раз, два, не зевай,                          Руки вверх – вдох.
Руки вместе поднимай.                 Руки вниз – выдох.

 3. Дети создают пингвина из бумаги по инструкции педагога.

Возьмите квадрат из бумаги, сложите его пополам по диагонали. Из вытянутых боковых частей, отгибаем голову и клюв в противоположном направлении. Также делаем нижние конечности, отогнув угол сначала назад, а потом вперед. Вырезаем и приклеиваем глазки и клюв, фломастером рисуем зрачки. Пингвин готов.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно разместить пингвинов на заранее приготовленный макет айсберга.

4. Рефлексия.

Дети рассматривают созданную ими коллективную композицию и  дают ей название («Пингвиний детский сад»).

Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

Одно из первых слов, которое учится говорить ребенок – «Я сам»! Все ему хочется сделать самому. Но это не так просто! Шнурки ботинок так и выползают из пальцев. Похожие буквы играют в прятки и никак не хотят собираться в слова. Намыленная чашка так и норовит выскочить из рук, а пуговицы не хотят лезть в дырочки! Даже сделать обычный квадратик и сложить его пополам – для дошкольника задача не из легких.

Одним из наилучших методов развития мелкой моторики и является конструирование из бумаги  методом оригами. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие его речевых способностей. Также, систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Конструированием из бумаги в технике «оригами» я начала уже давно. За время моей работы, я поняла, что целенаправленные занятия с детьми по данному направлению не только доставляет детям удовольствие, но и всесторонне развивает их способности.

Значение оригами очень велико в работе с детьми, так как:

  • Оригами позволяет развивать художественный вкус;
  • Эффективно способствует формированию пространственного воображения;
  • Развивает память;
  • Способствует концентрации внимания и самодисциплине;
  • Активизирует мыслительные процессы;
  • Совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук;
  • Развивается глазомер;
  • Рука хорошо подготавливается к письму;
  • Дети осваивают начальные термины геометрии (точку, угол, квадрат, прямоугольник, диагональ, треугольник).

В процессе создания поделок из бумаги у детей закрепляются знания эталонов формы цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Создание поделок доставляет детям огромное удовольствие, если они получаются, и великое огорчение, если образ не удается.в то же время воспитывается стремление к получению положительного результата. Дошкольники бережно обращаются со своими игрушками, сделанными своими руками, не ломают их и не разрешают ломать другим.

Таким образом, с помощью занятий оригами решается большое количество воспитательно-образовательных задач. Поэтому  я считаю, что работа техники оригами очень актуальна на современном этапе.

Список используемой литературы.

  1. «Чудесные поделки из оригами: Кн.для воспитателей детского сада и родителей». – М.: Просвещение, 1992.
  2. «Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ». – Спб.: Детство-пресс, 2010.
  3. «Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов». – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  4. «Игрушки из бумаги». – Спб.: издательство «Литера». Издательство «Виан», 1998.
  5. «Цветы оригами для любимой мамы». – М.: АСТ; Донецк, 2005.
  6. «Игрушки из бумаги». – Издательство «Дельта», 1996.