Цели: с помощью искусства оригами создать коллективную композицию «Пингвиний детский сад»; формировать способность предвидеть будущий результат совместной деятельности детей.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
- выполнить фигуру пингвина способом оригами по инструкции педагога, учить дополнять в созданный образ дополнительные детали (клюв, глаза);
- закреплять умение создавать коллективную композицию;
- развивать пространственное мышление, мелкую моторику кистей и пальцев рук, творческие способности детей;
- воспитывать активное взаимодействие со сверстниками, взаимопомощь при затруднении, инициативность и самостоятельность.
Материал и оборудование:
- квадратный лист бумаги, размером 10 x 10, черного цвета (односторонний) на каждого ребенка;
- бумага белого и красного цвета, размером 2 x 1;
- ножницы, клей, кисти, клеенка, фломастеры.
Содержание организованной деятельности
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
И зимой, и летом
В черный фрак одет он.
Очень важный господин
По фамилии…(пингвин).
Конечно, пингвин (воспитатель демонстрирует фигурку пингвина). Пингвины – коренные жители Антарктиды. На вид они похожи на маленьких человечков, одетые в черные до колен пиджаки и белые рубашки.
Как вы думаете, пингвины птицы или животные? Почему?
Пингвины очень хорошие охотники на рыбу. Они ее ловят, чтобы накормить своих детенышей. За маленькими пингвинятами приглядывают няньки. У пингвинов есть няньки-воспитательницы. Им родители поручают своих детенышей. Сегодня, ребята, я предлагаю вам из бумаги сделать такой «пингвиний детский сад».
2. Динамическая пауза «Две минутки».
Если мы чуть-чуть устанем, Руки за голову и прогнуться.
Мы на две минутки встанем.
Мы потянемся сначала,
Повернемся влево - вправо, Повороты туловища налево – направо, кисти к плечам.
Мы наклонимся разок Наклон вперед, руками
И достанем свой носок. коснуться пола.
Раз и два – присели вниз. Присесть, руки на пояс.
Три, четыре – поднялись. Встать.
Кто пришел раз шесть иль пять Четыре приседания.
Можно тихо постоять.
Отдохнули, а затем
Начинать подскоки всем. Подскоки на месте.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики Прыжки на двух ногах вместе.
Девочки и мальчики.
А теперь шагаем вместе
На одном и том же месте. Ходьба на месте.
Раз, два, не зевай, Руки вверх – вдох.
Руки вместе поднимай. Руки вниз – выдох.
3. Дети создают пингвина из бумаги по инструкции педагога.
Возьмите квадрат из бумаги, сложите его пополам по диагонали. Из вытянутых боковых частей, отгибаем голову и клюв в противоположном направлении. Также делаем нижние конечности, отогнув угол сначала назад, а потом вперед. Вырезаем и приклеиваем глазки и клюв, фломастером рисуем зрачки. Пингвин готов.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно разместить пингвинов на заранее приготовленный макет айсберга.
4. Рефлексия.
Дети рассматривают созданную ими коллективную композицию и дают ей название («Пингвиний детский сад»).
Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Одно из первых слов, которое учится говорить ребенок – «Я сам»! Все ему хочется сделать самому. Но это не так просто! Шнурки ботинок так и выползают из пальцев. Похожие буквы играют в прятки и никак не хотят собираться в слова. Намыленная чашка так и норовит выскочить из рук, а пуговицы не хотят лезть в дырочки! Даже сделать обычный квадратик и сложить его пополам – для дошкольника задача не из легких.
Одним из наилучших методов развития мелкой моторики и является конструирование из бумаги методом оригами. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие его речевых способностей. Также, систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Конструированием из бумаги в технике «оригами» я начала уже давно. За время моей работы, я поняла, что целенаправленные занятия с детьми по данному направлению не только доставляет детям удовольствие, но и всесторонне развивает их способности.
Значение оригами очень велико в работе с детьми, так как:
- Оригами позволяет развивать художественный вкус;
- Эффективно способствует формированию пространственного воображения;
- Развивает память;
- Способствует концентрации внимания и самодисциплине;
- Активизирует мыслительные процессы;
- Совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук;
- Развивается глазомер;
- Рука хорошо подготавливается к письму;
- Дети осваивают начальные термины геометрии (точку, угол, квадрат, прямоугольник, диагональ, треугольник).
В процессе создания поделок из бумаги у детей закрепляются знания эталонов формы цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Создание поделок доставляет детям огромное удовольствие, если они получаются, и великое огорчение, если образ не удается.в то же время воспитывается стремление к получению положительного результата. Дошкольники бережно обращаются со своими игрушками, сделанными своими руками, не ломают их и не разрешают ломать другим.
Таким образом, с помощью занятий оригами решается большое количество воспитательно-образовательных задач. Поэтому я считаю, что работа техники оригами очень актуальна на современном этапе.
Список используемой литературы.
- «Чудесные поделки из оригами: Кн.для воспитателей детского сада и родителей». – М.: Просвещение, 1992.
- «Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ». – Спб.: Детство-пресс, 2010.
- «Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов». – Ярославль: «Академия развития», 1997.
- «Игрушки из бумаги». – Спб.: издательство «Литера». Издательство «Виан», 1998.
- «Цветы оригами для любимой мамы». – М.: АСТ; Донецк, 2005.
- «Игрушки из бумаги». – Издательство «Дельта», 1996.