Приобщение детей дошкольного возраста к истокам истории и культуры родного края через проект «По ступенькам истории Ленинградской области»

Разделы: Работа с дошкольниками


Работая в дошкольном образовательном учреждении с детьми,имеющими речевые нарушения, мы искали новые формы организации работы с воспитанниками и их родителями. Поскольку 2017 год по распоряжению губернатора был объявлен годом истории в Ленинградской области, мы вспомнили слова великого ученого Льва Семеновича Выготского: «История культурного развития ребенка приводит нас в плотную к вопросу воспитания» - и это означает, что ребенок должен врасти в культуру своего народа, края.

Размышляя об актуальности сказанного, мы решили узнать, на сколько тема истории родного края близка, знакома, а также интересна родителям наших воспитанников. Мы провели игру-викторину «Верите ли вы….», в ходе которой в игровой форме взрослые освежили свои знания о нашей области, а также открыли для себя новые интересные факты о ней. Обсудив с родителями необходимость культурного развития детей, расширения их кругозора на основе изучения истории Ленинградской области, мы пришли к выводу, что это направление работы будет интересно как взрослым, так и детям.
Таким образом мы создали и реализовали долгосрочный проект «По ступенькам истории Ленинградской области».Данный проект рассчитан на дошкольников подготовительного возраста и их родителей.

Основополагающими принципами нашего проекта стали принципы Л.С.Выготского - ориентация на зону ближайшего развития, с акцентом на роль взрослого, так как именно взрослый в этом возрасте может задать нравственный вектор развития. Учет социальной ситуации развития - приобщение всех членов семьи. И, конечно, всё должно проходить в естественной деятельности ребенка - игре.

Немного хочется сказать об особенностях группы детей, с которыми проводилась работа. Это дети речевой группы с диагнозом общее недоразвитие речи. Что это значит? Это значит, что у этих детей нарушено формирование всех речевых компонентов (звуковой стороны речи, лексики, грамматики, фонематики).

Недоразвитие речи является серьезным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, а также лишает возможности полноценного общения. Мы хотели, чтобы дети научились сотрудничать, выполнять не только индивидуальные задания, но и работать в малых группах и в общем коллективе. В рамках проекта мы постоянно учитывали индивидуальные особенности детей, их речевые возможности.

Поэтому цель нашего проекта - создание условий для развития познавательного интереса, учебной мотивации детей, речевого мышления и развития предпосылок формирования метапредметных и личностных УУД через изучение культуры и истории Ленинградской области.

Проект состоит из нескольких блоков - ступеней:

1. Школа первобытных людей – знакомство детей с жизнью первобытных людей на территории Ленинградской области.

2. Школа мастеров – знакомство детей с первыми славянскими поселениями, их культурой и вкладом в жизнь нашей страны и региона.

3. Школа богатырей – знакомство детей с первыми оборонительными крепостям и Ленинградской области (Старая Ладога, Копорье, Ивангород, Корела, Орешек).

4. Школа придворных архитекторов – знакомство детей с достопримечательностями Санкт – Петербурга и дворцово – парковыми ансамблями пригородов.

5. Школа волшебников – подведение итогов курса занятий, развитие творческих способностей, направленных на желание создавать новое для своего родного края.

Основными структурными компонентами являются:

  • интеллектуальный компонент: непосредственная образовательная деятельность педагога - психологас детьми 2 раза в неделю, занятия с воспитателем и учителем-логопедом;
  •  чувственно-эмоциональный: тематические занятия, квесты, экскурсии - три раза в неделю в вечернее свободное время;

 Действенно-практический: мастер-классы, детско-родительские мероприятия в течение всего проекта.

Задачи проекта:

  • способствовать развитию произвольности психических процессов детей: логической памяти, понятийного, логического, абстрактного и творческого мышления, произвольного внимания, зрительно – моторной координации;
  • развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;способствовать овладению детьми родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности;
  • создавать условия для развития коммуникативных способностей детей, умения работать в паре и в группе, продуктивно разрешать конфликтные ситуации;
  • стимулировать формирование автоматизмов произвольного поведения, умение регулировать свое эмоциональное состояние, соблюдать принятые в группе правила и нормы поведения;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств и гражданственности, нравственных ценностей, толерантности, а также таких личностных характеристик, как ответственность, активность, исполнительность и др.;
  • создать условия для развития интереса к изучению истории родного края, традициям своего народа и семьи, желания внести вклад в процветание своей страны и региона, а также в сохранение памятников истории;
  • заинтересовать, объединить и сплотить родительский коллектив, сделать родителей полноценными партнерами и помощниками в реализации проекта, привлечь их к совместной подготовке детей к школьному обучению, создать условия для трансляции родительской самоэффективности, формирования родительской ответственности.

Итогом нашего годового проекта является улучшение результатов диагностики - значительное повышение уровней развития речи, почти всех познавательных процессов, осведомленности, активного словаря детей, сплоченность детского и родительского коллективов.

О том, что наш проект оказался успешным, говорит и тот факт, что посещаемость детско-родительских мероприятий составляла 100%. Нередко на таких встречах были семьи в полном составе (мамы, папы, бабушки, братья, сестры). Совместная деятельность создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.

Данный проект способствует развитию положительных взаимоотношений  детей и взрослых, созданию необходимых условий для успешного развития ребенка в окружающей среде, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость,а также приобщает родителей к жизни группы, что, в свою очередь, существенно облегчает труд педагога.

Список литературы

1. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.

2. Власов А.С., Элькин Г.Н. Древнерусские крепости северо - запада. - СПб: Паритет, 2011 - 471 с.

3. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие / И.Г. Гаврилова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 160 с.

4. Голь Н.М.. Санкт-Петербург: как всё начиналось. - СПб: Книжный дом "Родина", 2011. - 95 с.

5. Дмитриев В.К. Путешествие в прошлое: от Ижорской земли до Ленинградской области: Рассказы по истории края для детей. - СПб: Корона принт, 2013. - 173 с.

6. Дмитриев В.К. Санкт - Петербург. Истории деда Краеведа. - СПб: Корона принт, 2016. - 120 с.

7. Дмитриев В. К.  Ленинградская область: Справочное пособие по истории края.- СПб: Корона принт, 2010, - 320 с.

8. Дмитриева Е.В. Пригороды Санкт-Петербурга: пособие по истории города.- СПб: Корона принт, 2008, - 343 с.

9. История и культура Ленинградской земли с древнейших времен до наших дней / Под общ. ред. С.А. Лисицына. - 5 изд. - СПб:  Первый класс, 2012. - 366 с.

10. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду: практическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 320 с.

11. Кудрявцева Т.А. Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области. - СПб: Первый класс", 20133 - 288 с.

12.  Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

13. Надеждин К.Л. Свод памятников природы, истории и монументального искусства Ленинградской области. Книга 1. Волховская земля. -  СПб: Площадь искусств, 2010. - 166 с.

14. Первушина Е.В. Ленинградская область. История. Культура. Традиции. - СПб: Паритет, 2013. - 384 с.

15. Сырейщиков Н., Задоя Л. Серебряный пояс России . - СПб.:  Дрофа, 2007.

16. Томсинский С.В., Чукова Т.А., Климовцева Е.С. Древня  Русь / Государственный Эрмитаж. - СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. - 144 с.