ЦЕЛЬ:
- закрепление знаний о написании частицы “не” с глаголом;
- закрепление знаний о временах глаголов;
- продолжать работу над формированием умения составлять предложения, группировать слова;
- прививать любовь к своему краю.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- слайды о КБР,
- портреты К.Кулиева, А.Кешокова,
- аудиозапись национальной мелодии.
Ход урока
1. Чистописание.
Кккк ка ке ку км кл
К В А А К З
- Что знаете об этой букве?
- Какое слово спряталось? (Кавказ). Кто знает значение этого слова?
На Северном Кавказе находится наша Республика.
2. Индивидуальная работа у доски.
а)
(не) аккуратный - записать верно
(не) уклюж.й - найти лишнее слово
(не) доверчивый
(не) построили
б) морфологический разбор - в Нальчике
в) выписать глаголы настоящего времени (по слайду о КБР);
г) разобрать второе предложение, найти грамматическую ошибку, вставить буквы.
Отрывок из стихотворения А.Кешокова “Эльбрус”:
(Не) спишь ты, Эльбрус?
Со_ нце встанет,
И вновь ты станешь нежно-золотой!
3. На доске запись:
кабардино-балкария на ходится на кавказе.
- Что записано? (Это предложение, по цели высказывания оно повествовательное, по окраске невосклицательное).
- Найдите ошибки. Сколько их? (5) Проверка.
- Записать предложение.
4. Проверка работы у доски вариантов а) и г).
- Какая новая орфограмма встретилась? (“Не” с глаголом).
- Кто назовет тему урока? (Частица “не” с глаголом).
5. Записать предложение, раскрыть скобки, расставить знаки препинания.
Найти грамматическую основу, обозначить время и лицо глаголов.
- Ты (не) встретишь на Земле
- более гостеприимного края
- (не) увидишь более красивых гор.
Проверка.
6. Запись на доске.
- Алим Кешоков, Кайсын Кулиев ___________ стихи о своем крае. Они __________ свою маленькую родину, ____________ своими народами.
- Что пропущено? Подберите подходящие глаголы (писали, прославляли, гордились).
- Записать текст с данными глаголами. Назовите предложение с однородными членами предложения.
7. У кабардинского и балкарского народов есть много мудрых пословиц. Прочитайте эти пословицы на кабардинском и балкарском языках. Послушайте их и выпишите глаголы.
Кабардинские пословицы:
а)
Улыбка дарит нам продление века,
А злоба старит злого человека.
б)
Не осуждай чужих ты матерей
Во имя уважения к своей.
Балкарские пословицы:
в)
И, покидая, не ругают страну отцов,
Ты возвратишься в этот край в конце концов.
г)
Кто сидит – не спотыкается,
Кто молчит – не ошибается.
Проверка.
8. Проверка работ у доски в) и б).
9. Итог.
- О чем мы говорили на уроке?
- Что нужно помнить (Частица “не” с глаголом пишется раздельно).
- Еще мы говорили о нашем крае.
- Пожалуйста, напишите небольшое сочинение о своем крае. Дайте свое название.
- Национальная музыка поможет вам в вашей работе. (звучит аудиозапись национальной мелодии).
Проверка работы.
10. Домашнее задание.
Найдите в тексте глаголы, определите их время и лицо.