Аннотация: представленная методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми предназначена для формирования элементарных математических представлений у детей 5 лет. Развивающие упражнения, математические задания, занимательные игры, физкультминутки будут способствовать успешному усвоению детьми программного материала по темам: «Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Логические задачи». Конспект может оказать значительную помощь педагогам при подготовке к НОД или к совместной деятельности педагога с детьми, внедряющего современную развивающую технологию «Сказочные лабиринты игр» В.В.Воскобовича. Используя предложенный сюжет, педагог сможет организовать итоговое мероприятие при реализации принципа тематического планирования.
Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений посредством развивающих игр В.В.Воскобовича.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представление детей о геометрической фигуре «шестиугольник», умение называть его отличительные особенности,
- закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах..,
Развивающие:
- развивать способность к плоскостному моделированию по замыслу, используя геометрические фигуры,
- формировать умение определять предмет по его силуэтному изображению, конструировать предметы одежды, комбинируя различные детали,
- формировать умение делить целое на части, работать с простейшей графической и словесной информацией, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- формировать способность дослушивать ответы других детей до конца, прислушиваться к мнению сверстников,
- Вызвать у детей познавательный интерес к моделированию.
- Упражнять детей в применении математических знаний на практике:
- Знакомство с шестиугольником
- Называние чисел в прямом и обратном порядке
- Закрепление знаний основных геометрических фигур.
- Группирование фигур по признаку (цвету, форме, величине)
- Формировать способность делить целое на части, продолжать работать с простейшей графической информацией, развивать мелкую моторику рук.
- Развивать логическое мышление, творческое конструирование.
- Способствовать положительному эмоциональному комфорту.
Развивающая среда:
- Игра «Волшебные Соты».
- Игра «Прозрачный квадрат».
- Технические средства/музыкальное сопровождение.
- Коробки для постройки Робота.
- Палочки Кьюзенера, схемы.
- Блоки Дьеныша.
- Коврограф «Ларчик», набор цветных веревочек и кружков.
- Силуэты одежды, вырезанные из ковролина.
Предшествующая работа: постройки из «Лего», игры с элементами моделирования.
Продолжительность:25 минут.
Ход совместной деятельности
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень любите играть, а какие игрушки у вас самые любимые? |
Рефлексивный круг |
Воспитатель: Когда я была такого возраста, как вы, у меня тоже была любимая игрушка. А какая, попробуйте отгадать. Что за чудо агрегат |
Дети слушают загадку, думают, предлагают свои варианты, выбирают правильный ответ. (робот) |
А знаете ли вы, что роботы окружают нас повсюду. |
Дети размышляют, предлагают варианты ответов на поставленный вопрос. Дети называют фильмы, мультфильмы в которых они встречали роботов. |
Нужны ли нам роботы? Для чего? | Варианты ответов детей, размышления о предназначении роботов и их роли для человека |
Воспитатель: Молодцы, я с вами полностью согласна! Есть роботы-игрушки, они созданы для развлечений, есть роботы-машины, которые помогают человеку… Они созданы для того, чтобы помогать, облегчить работу людей Сегодня я предлагаю вам попытаться создать своего робота. |
Дети берут предложенные геометрические фигуры, которые находятся в коробке, обсуждают, каким может быть робот, какие фигуры им понадобятся для него и собирают робота (голова, туловище) |
Итак, у нас родился новый робот. Как же мы его назовем? |
Дети размышляют и предлагают варианты имен. |
Я предлагаю отпраздновать Робику День рождение. А как вы думаете, что нужно для весёлого дня рожденья? |
Дети предлагают варианты (музыка, торт, угощенье, подарки, красивая одежда) |
Ну что ж, все ваши предложения мы обязательной учтем при подготовке к празднику, а начать я предлагаю с торта (педагог обращает внимание детей на коврограф, на котором расположена игра «Чудо соты») Наш торт будет похож на целую соту. Какой она формы? Для того чтобы определить название фигуры надо посчитать углы. |
Дети подходят к коврографу и считают углы у фигуры и выбирают ту, которая понадобится им для создания торта. |
Ребята к Робику наверняка придут гости и торт нужно разрезать пополам. Какого цвета сота, состоящая из двух частей? |
Дети находят соты состоящую из двух частей и называют ее цвет. |
А части одинаковые или разные? Как можно сказать по-другому? |
Обдумывают, выбирают правильный ответ. Предлагают варианты ответов (одинаковые, симметричные). Затем дети делят торт на 4 и 5 частей. |
Молодцы, ребята! Угощение мы приготовили, теперь осталось позвать гостей. (по окончанию работы педагог предлагает рассмотреть, кто же получился, и придумать «гостям» имена) |
Дети перемещаются к столам, где с помощью развивающих игр «Палочки Кьюзенера» и «Блоки Дьеныша» конструируют по своему замыслу или по предложенному схематическому изображению. Дети рассматривают получившихся героев, предлагают имена и считают приглашенных друзей. |
- Как здорово иметь много друзей! Теперь День рождение станет еще веселее! Предлагаю Вам посчитать, сколько же гостей придет к нашему роботу на праздник? - Ребята, а мы ничего не забыли? |
Дети считают, выбирая правильный ответ Дети размышляют, предлагая варианты ответов. |
Ну, конечно же, какой День рождение без подарков. И у нас с вами есть, игра «Прозрачный квадрат», которая поможет нам в этом. (педагог предлагает детям пройти и присесть за столы, на которых расположена игра. При затруднении педагог может предложить детям схемы) - Мне очень понравились ваши подарки, думаю и Робик останется доволен. |
Дети рассаживаются за столы, самостоятельно придумывая из деталей подарки, которые можно подарить роботу. |
- Ребята, мы совсем забыли про красивую одежду для праздника. - У робота Робика есть красивая рубашка. Но, кажется, чего-то не хватает?! Не хватает деталей? Каких? Итак, за работу. |
Дети рассматривают на коврографе силуэты рубашки и штанов. Предполагаемые ответы детей: Пуговицы могут быть разного, одного цвета. Штаны могут быть в клетку, в полоску. Дети берут липкие ленточки, круги. Украшают. |
- Ребята, у Робика есть любимые штаны и на них вот такой рисунок. (педагог обращает внимание на фигуры, расположенные в ряд, и организует игровое упражнение «Закончи ряд» с использованием цветных веревочек и кружков. - У нас всё готово. |
Дети выкладывают рисунок из геометрических фигур. |
Скажите сложно ли было организовывать праздник? А что бы вы хотели повторить? А у меня есть красивые шары — это мой подарок нашему имениннику. |
Ответы детей. |
Начинаем праздновать(включается музыка дети танцуют.) |
Дети танцуют. |