…Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству
состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
Ш.Монтескье
«С чего начинается Родина?...», так звучат первые слова всем известной песни. Действительно, с чего? Более точным будет вопрос: «С чего начинается любовь к Родине, как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине?» Именно «пробудить любовь», потому что она есть в каждой душе, и надо её усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.
На мой взгляд, воспитание любви к своему Отечеству, к семье, традициям начинается с «пелёнок». С молоком матери ребёнок «впитывает» ласку, заботу, нежность, чувство защищённости. Его семья – это крепость. Далее, развиваясь и воспитываясь в окружении самых близких ему людей, ребёнок получает первые знания о своей семье, своём роде, своей малой Родине.
К сожалению, социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране на протяжении последних двух десятилетий, привели к тому, что большинство российских семей перестали быть основой первичной социализации личности. Достигнув школьного возраста, дети не знают: как зовут членов их семьи, где они живут (название страны, города, посёлка), не могут назвать свой адрес. И эти минусы социализации младших школьников особенно ярко выражены в сельской местности. Поэтому работу по гражданско-патриотическому воспитанию детей в нашей школе, которая работает по модели «Адаптивная школа на селе», мы начинаем с первых дней их учёбы.
При знакомстве с детьми на первых уроках и часах общения я выяснила, что они очень мало знают о себе, о своей семье и о Родине. Сведения об этих знаниях на начало первого года обучения представлены в таблице.
Знания о стране и малой родине | Знание государственной символики |
|||||
Название страны |
Название |
Домашний адрес |
Название улиц |
Флаг |
Герб |
Гимн |
0 % |
17 % |
0 % |
0 % |
17 % |
0 % |
0 % |
История народной культуры и традиций |
Личностный компонент |
|||||
Народная игрушка |
Народные праздники |
Отношение к окружающей среде |
Забота о близких |
Проявление дружелюбия |
Умение управлять своими чувствами, договориться |
Умение анализировать свои поступки и поступки других |
17 % (1чел.) |
83 % (5чел.) |
50 % |
67 % |
67 % |
17 % |
34 % |
Одновременно с детьми опрашивались и родители первоклассников. Им было предложено ответить на вопросы анкеты «Гражданско-патриотическое воспитание ребёнка».
1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
- Да (30 %)
- Нет (70 %)
2. Что для вас означает выражение «быть патриотом своей страны»?
- Ответили на вопрос – 60 %
- Не ответили – 40 %
3. Считаете ли вы важным воспитание у детей младшего школьного возраста гражданско-патриотических чувств?
- Да (100 %)
- Нет (0 %)
4. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
- В школе (50 %)
- В семье (33 %)
- В школе и в семье (17 %)
5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
- Да (66 %)
- Нет (0 %)
- Иногда (34 %)
6. Рассказываете ли вы своему ребенку о Тульской земле, о своём посёлке, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
- Да (30 %)
- Нет (70 %)
- Иногда (0 %)
7. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?
- В парке, в цирке (66 %)
- Ничего не ответили – 34 %
8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
- В основном отвечали, что проводят беседы, либо не отвечали ничего.
9. Какой помощи в этом направлении ждете от школы?
По данному вопросу предложений было много, все они легли в основу плана работы по обозначенной теме.
Из анкет видно, что родители в большинстве своём не озадачены вопросами воспитания детей в духе любви к отчему краю. Кто в этом виноват? Государство, которое «разрушает» деревни, «лишая» взрослых работы, детей – детских садов и школ? Средства массовой информации, для которых истинными героями сегодняшнего времени являются «звёзды» шоу-бизнеса, а главными событиями – аварии, убийства, разоблачения и т.д.? Общество, которое стало жестоким, завистливым, расчётливым и алчным? Родители, которые забыли, когда разговаривали с собственными детьми и на какие темы? Каким бы ни был ответ, вывод один: главным помощником и родителям, и обществу, и государству в деле воспитания достойного гражданина должна стать школа.
Если педагог хочет, чтобы его воспитанники были честными, трудолюбивыми, ответственными, уважающими старших, не обижающими младших, необходимо делать всё, чтобы они захотели быть таковыми, чтобы они испытывали потребность в совершении нравственных поступков. Это можно достичь не путем наставлений и рекомендаций, а только мастерством учителя и его собственным примером в отношениях с людьми и окружающим миром. Говоря о любви к Отечеству, педагогу всегда надо помнить, что это качество не должно носить искаженного характера, не должно иметь примесей шовинизма, нездорового национализма, превознесения своей нации над другими. Если наставник не обладает теми качествами, которые он старается привить своим воспитанникам, то никакие педагогические технологии и учебники не помогут в его усилиях.
Для решения учебных задач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу, а учащиеся повторяют за ним весь ход решения. Другой гуманный, то есть такой, когда педагог стремится приобщить детей к решению задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками. Самое главное, что должен приобрести ребёнок за годы ученичества, - это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает и умеет. Большую помощь и учителю, и учащимся в их совместной деятельности оказывают учебники.
Реализацию ФГОС в 2011-2012 учебном году я начала по учебно-методическому комплекту «Начальная инновационная школа», цель которого состоит в том, чтобы обеспечить в учебно-воспитательном процессе содержательное, организационное и информационное поле для развития личности младшего школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями. Одной из задач реализации цели, поставленной в УМК, является развитие и воспитание личности младшего школьника путем освоения им духовных, нравственных, гражданских, патриотических, трудовых, экологических и эстетических ценностей.
И цель, и задачи, и теоретические основы построения УМК «Начальная инновационная школа» нашли свое отражение в структурировании и содержании учебных курсов: «Русский язык» (авт. Л.В. Кибирева и др.), «Литературное чтение» (авт. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова), «Математика» (авт. Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева), «Окружающий мир» (авт. В.А. Самкова, Н.И. Романова), «Английский язык» (Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт), «Изобразительное искусство» (авт. Ю.Ф. Катханова), «Музыка» (авт. Д.А.Рытов), «Технология» (авт. Л.Ю. Огерчук), «Физкультура» (авт. В.Я. Барышников, А.И. Белоусов), «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур» (авт. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров), «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» (авт. М.Т. Студеникин).
Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплекте учебников «Начальная инновационная школа» реализуется различными средствами.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Начальная инновационная школа» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Во-вторых, краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
УМК «Начальная инновационная школа» — это мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования; эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций; понятная учителю образовательная система для начальной школы. Система учебников «Начальная инновационная школа» отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся одной из методологических основ федерального государственного образовательного стандарта. Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой концепции системы «Начальная инновационная школа» и программах по учебным предметам для начальной школы.
В курсах учебных предметов одной из главных задач является духовно-нравственное воспитание человека и гражданина. Во всех учебниках красной нитью протянута патриотическая тема. Системообразующими понятиями, охватывающими весь комплект «Начальная инновационная школа» являются: человек, люди, человечество, семья, общество, мир вокруг, природа, Земля, космос, Вселенная; добро и зло, красота, милосердие, сострадание, человечность, доброта, великодушие, предательство; учение, класс, школа; дружба, честность, любовь, верность, счастье; любовь к родному дому и родному краю, Отечеству; история, отвага, героизм, патриотизм, народные представления и традиции, труд и др.
УМК построен по концентрическому принципу.
1 класс. Первоклассник, которому, как правило, семь лет, предельно эгоцентричен. Он живет в мире, считая и осознавая себя его центром. Содержание учебников отражает специфику миропонимания учеников 1 класса. Например, такие разделы, как «Я и моя семья», «Я и моя страна», «Я и мои друзья», «Я и мои дела», «Я и природа» это подтверждают.
2 класс. Пройдет всего один учебный год, и произойдет важнейший перелом в сознании: от я к мы. Этот переход отражается в изменении и расширении тематических блоков: «Мы играем», «У нас в школе», «У нас дома», «Наша природа», «Мы трудимся», «Наше Отечество».
3 класс. Задания в учебниках, включенные в содержание программы для 3 класса, способствуют выработке обобщенных представлений школьников об обществе, стране, мире, космосе: «Дети и взрослые», «Дружба всего сильней», «Делу время, а потехе час», «Мир природы», «Славные страницы российской истории», «Вселенная».
4 класс – завершающий этап начального образования. Здесь выделяются следующие тематические блоки: «Наша семья», «Наша школьная жизнь», «Наши дела и заботы», «Наша природа», «Мир вокруг нас», «Наша страна».
Основные принципы построения УМК
- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
- Принцип природосообразности.
- Принцип наглядности.
- Принцип сознательности и активности учащихся в обучении.
- Принцип доступности и посильности.
- Принцип научности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип индивидуального подхода к учащимся.
- Принцип социокультурного соответствия (сообразности).
- Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения.
- Принцип «здоровье через образование».
- Принцип безусловной любви.
Такое построение УМК способствует реализации принципиальных требований стандарта: формированию у младших школьников основ гражданской идентичности, духовно-нравственному развитию и воспитанию, усвоению учащимися моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Важной методологической основой комплекта является утверждение единства урочной и внеурочной деятельности.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Да и не только детей, но и родителей тоже. Высокий уровень детской преступности в стране вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Бездуховность, безнравственность, грубость, наркомания, алкоголизм, а также культ насилия, эгоизма, обмана и многие другие пороки нашего времени — все они разрушают человека, общество и государство. Поэтому сегодня так важно не допустить разрушения личности ребенка. На это направлена Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, которая входит в Основную образовательную программу УМК «Начальная инновационная школа».
Цель программы — развитие и воспитание личности младшего школьника путем освоения им духовных, нравственных, гражданских, патриотических, трудовых, экологических и эстетических ценностей.
Задачи программы
- Формирование у детей знаний о гражданских и патриотических ценностях;
- Подготовка учащихся к осмысленной, ответственной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве;
- Развитие чувства сопричастности судьбе своей страны;
- Осознание себя полноправным гражданином своей страны;
- Воспитание гражданина и патриота своей Родины.
Обозначенные выше цель и задачи данной программы реализуются в совместной педагогической деятельности образовательного учреждения, семьи и других общественных институтов.
Программа состоит из шести разделов:
I раздел — «Учусь чувствовать и понимать»
II раздел — «Учусь поступать правильно»
III раздел — «Учусь быть гражданином и патриотом»
IV раздел — «Учусь трудиться»
V раздел — «Учусь ценить природу»
VI раздел — «Учусь видеть прекрасное»
Каждый раздел программы отражает одно или два направления воспитательной работы: духовное, нравственное, гражданское, патриотическое, трудовое, экологическое, эстетическое воспитание, слитые в целостный педагогический процесс.
Содержание III раздела программы «Учусь быть гражданином и патриотом»
Политическое устройство Российского государства. Герб, флаг и гимн России. Герб и флаг родного края. Права и обязанности гражданина России. Права и обязанности учащихся начальной школы. Государственный язык — русский. Язык своего народа. Многонациональное население России. Культурные традиции народов России. Важнейшие исторические события России. Военное прошлое России. Роль малой родины в судьбе России. Герои России. Люди, прославившие родной край. Праздники: календарные, семейные, религиозные и др. современные праздники. Порядок и время их проведения.
Результат работы по УМК «Начальная инновационная школа» вижу в активном участии детей в школьных, районных, Всероссийских конкурсах, направленных на гражданско-правовое и патриотическое воспитание. Через уроки и внеклассные мероприятия я стараюсь прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.
Во втором классе повторно проводилось анкетирование детей и родителей по теме «Гражданско-патриотическое воспитание». Также, как и год тому назад, было опрошено 6 человек. Результаты опроса следующие:
Знания о стране и малой родине |
Знания о государственной символике |
|||||
Название |
Название |
Домашний |
Название |
Флаг |
Герб |
Гимн |
100 % |
100 % |
100 % |
67 % |
100 % |
100 % |
67 % |
История народной культуры и традиций |
Личностный компонент |
|||||
Народная игрушка |
Народные праздники |
Отношение к окружающей среде |
Забота о близких |
Проявление дружелюбия |
Умение управлять своими чувствами, договориться |
Умение анализировать свои поступки и поступки других |
50 % |
100 % |
83 % (5 чел.) |
100 % |
83 % (5 чел.) |
50 % |
67 % (4 чел.) |
Результаты анкетирования родителей.
1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
- Да (70 %)
- Нет (30 %)
2. Что для вас означает выражение «быть патриотом своей страны»?
- Ответили на вопрос – 100 %
- Не ответили – 0 %
3. Считаете ли вы важным воспитание у детей младшего школьного возраста гражданско-патриотических чувств?
- Да (100 %)
- Нет (0 %)
4. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
- В школе (50 %)
- В семье (0 %)
- В школе и в семье (50 %)
5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
- Да (100 %)
- Нет (0 %)
- Иногда (0 %)
6. Рассказываете ли вы своему ребенку о Тульской земле, о своём посёлке, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
- Да (80 %)
- Нет (0 %)
- Иногда (20 %)
7. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?
В парке, в цирке, Тульский Кремль, музеи, выставки, экскурсии по городу.
8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
Проводят беседы, ездят на экскурсии по городу, в музеи, читают книги, газеты, журналы о своём городе.
Результаты сравнения анкет говорят сами за себя. Значит УМК «Начальная инновационная школа» действительно помогает решать задачи по гражданско-патриотическому воспитанию.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но старт даёт учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве», с помощью грамотно подобранного учебно-методического комплекта и логически выстроенной системы учебной и внеучебной деятельности младших школьников.
Список литературы
- Болотова С.А. Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» / авт.-сост. С.А. Болотова.— М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011.
- Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Э. Борохов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Данилюк А.Я., Кондаков A.М., Тишков B.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.