Цель: познакомить обучающихся с понятием «семейный бюджет».
Задачи:
- объяснить роль заработной платы как основного источника доходов семьи;
- расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли;
- содействовать общему развитию младших школьников; развивать мышление, учить детей пользоваться экономическим словарем.
- воспитывать нравственные качества, чувства взаимопомощи.
Ребята, предлагаю вам разгадать ребусы и попытаться определить тему нашего урока
джюебт
- Правильно, это - бюджет. Скажите, пожалуйста, а что такое бюджет?
- Где мы можем узнать – правильно ли мы определили значение этого слова? Правильно, в толковом словаре. (Откроем словари и проверим)
- Отгадайте, пожалуйста, еще один ребус.
7 Я
- Как связать эти два слова? (Семейный бюджет)
«Мозговой штурм»
- Как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? (Доходы). А что такое доходы, как вы понимаете это слово? А какие доходы семьи вы можете назвать?
Трое братьев поросят, они работают строителями. Однажды получили за зарплату: 50 м.
Ниф-Ниф: - Я получил зарплату и всю истратил на продукты, но пришли квитанции, что нужно еще платить за квартиру и телефон.
Нуф-Нуф: - А я очень люблю сладкое. И когда получил зарплату, то пошел в лесное кафе «Сластена». И зарплаты хватило только на один день.
Наф-Наф: - А я очень хотел купить участок земли, чтобы выращивать на ней овощи и фрукты. Я долго копил деньги. А теперь добавил зарплату и мне хватило денег, чтобы купить участок прекрасной земли.
Ребята, как вы думаете, почему доход был одинаковый, но результат разный? Какая ситуация может складываться в семейном бюджете?
- Доходы = расходы (все доходы тратятся, ничего не остается)
- Доходы < расходы (дохода не хватает)
- Доходы > расходы (остаются средства в бюджете семьи после расходов)
- А почему с поросятами так произошло? (Не умеют планировать свой семейный бюджет)
- Как помочь поросятам? Нужно рассчитать свой бюджет.
- А как это сделать?
Работа в группах
Задание: учитывая доходы и расходы поросят, рассчитать семейный бюджет на месяц.
Карточки со словами доход, расход, таблицы Деловая игра
Доход | Расход |
Зарплата 50м |
Квартплата 25м |
Продажа овощей, выращенных на приусадебном участке 30м |
Оплата связи 5м |
Клад 45м |
Продукты питания130м |
Подработка 10м |
Развлечения 100м |
Лотерея 20м |
Одежда 40м |
Итого 155м |
300м |
|
нехватка |
Наименование товаров и услуг |
Цена |
зарплата 90м |
Продукты 60м |
премия 40м |
Коммунальные услуги 15м |
пенсия 12м |
Проезд 20м |
лотерея 4м |
Покупка ТВ 40м |
стипендия 2м |
|
|
|
Итого 148м |
135 |
накопления Деньги, которые человек откладывает, чтобы использовать в будущем, называются сбережениями. |
|
Что лучше? = >
- Из чего же складывается семейный бюджет? (Доходы и расходы)
- Можно ли, как поросята, потратить заработную плату за один день?
- Почему нельзя?
«Составляли ли вы семейный бюджет? Принимали ли участие в составлении бюджета?».
Легко ли составлять семейный бюджет с учетом потребностей членов семьи
Посчитать, остаток – это что? Излишки. Их куда? Накопления.
Итог
Какая была тема, чему мы учились?
С УМОМ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ДЕНЬГАМИ.
Деньги любят счёт. Важно вести семейный бюджет , рассчитывать, так, чтобы были накопления, тогда к непредвиденным ситуациям вы будете готовы.. Чтобы накопления были не только финансовые, но и моральные.
Рефлексия
Зажмите руку в кулак и…
- кому было интересно – разогните мизинец
- кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
- кто хорошо работал – средний
- кто помогал работе – указательный
- кому занятие понравилось – большой