Использование исследовательских методов в процессе обучения английскому языку как одно из условий развития одаренных учащихся
Где господствует дух науки, там творится великое малыми средствами.
Н. И. Пирогов
Концепция одаренности является ключевой концепцией нашей школы. Для развития одаренности необходимо создавать творческое поле, в котором личность будет иметь возможность для самореализации и самоутверждения. Иностранный язык в плане развития одаренности имеет много преимуществ. Обучение навыкам исследовательской работы начинается с применения проектной методики. Использование исследовательских методов в процессе обучения иностранному языку воспитывает способность мыслить, делать выводы и принимать решения самостоятельно. Одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе.
Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
- развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
- выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
- воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
- помощь в профессиональной ориентации;
- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Необходимо, чтобы научно-исследовательская деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом, важным для ребёнка. Организация исследовательской деятельности по английскому языку проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Прежде всего, это урочная деятельность школьников Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся:
- проблемные уроки (9-11-е кл.);
- урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.);
- внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности;
- реферативная работа (5-11-е кл.);
- проектная работа по интересам (5-11-е кл.);
- учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.);
- интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.);
- олимпиады (5-11-е кл.);
- конференции (10-11-е кл.).
Творческая деятельность начинается с начальной школы. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимают участие не только одаренные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.
Разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.
В VIII–XI классах у школьников оформляются и приобретают зримые очертания исследовательские интересы, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно ориентированный характер. Исследовательская деятельность имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции. В X–XI классах основное внимание уделяется довузовскому профессиональному самоопределению учащихся, глубине, широте, фундаментальности их исследований. У нас работает научное общество учащихся «Аврора», в которое входят учащиеся VIII–XI классов. Итоги этой работы подводятся на школьной научно-практической конференции, где защищаются собственные проекты и исследования.
В результате ученик умеет работать с первоисточниками, наблюдать явления, факты, объяснять и сопоставлять их, видеть противоречия, формулировать гипотезу, провести эксперимент, исследование, обобщить материал в виде текста, оформить собранный материал, проявить мастерство презентации своего исследования.
В результате учитель решает следующие задачи: привитие ученику исследовательских навыков, развитие личности исследователя и помощь в его самоопределении, повышение мотивации в изучении предмета, развитие языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций.
Обучение английскому языку с использованием вовлечения учеников в исследовательскую работу способствует повышению интереса не только к проблемам исследования, но и непосредственно к самому английскому языку, хотя в процессе работы над проектом английский язык служит инструментом общения. Высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку и такие факты, что все большее количество учащихся выбирают английский язык в качестве экзамена, участвуют в олимпиадах разного уровня и добиваются успеха, говорят о том, что научно-исследовательская работа в школе — это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Научно-исследовательская деятельность стала неотъемлемой частью содержания школьного образования и устойчивой формой образовательного процесса. Исследовательская деятельность учащихся рассматривается как: неотъемлемая часть образования; отдельная система в образовании; одно из направлений модернизации современного образования; творческий вид познания. Обществу необходима думающая, ищущая, творческая личность.
Список литературы
- Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку - wiki.tgl.net.ru (09.02.2015).
- Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий Ж «Справочник заместителя директора школы» №4, 2009.
- http://chimik.ucoz.ru/publ/kak_napisat_issledovatelskuju_rabotu/1-1-0-6 - Методические рекомендации к написанию научно-исследовательской работы.
- Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского // языка // Иностранные языки в школе, №7, 2009.
- Букреева И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций [Текст] / И. А. Букреева, Н. А. Евченко // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 309-312.