Где господствует дух науки, там творится великое малыми средствами.
Н. И. Пирогов
Концепция одаренности является ключевой концепцией нашей школы. Для развития одаренности необходимо создавать творческое поле, в котором личность будет иметь возможность для самореализации и самоутверждения. Иностранный язык в плане развития одаренности имеет много преимуществ. Обучение навыкам исследовательской работы начинается с применения проектной методики. Использование исследовательских методов в процессе обучения иностранному языку воспитывает способность мыслить, делать выводы и принимать решения самостоятельно. Одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе.
Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
- развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
- выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
- воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
- помощь в профессиональной ориентации;
- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Необходимо, чтобы научно-исследовательская деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом, важным для ребёнка. Организация исследовательской деятельности по английскому языку проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Прежде всего, это урочная деятельность школьников Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся:
- проблемные уроки (9-11-е кл.);
- урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.);
- внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности;
- реферативная работа (5-11-е кл.);
- проектная работа по интересам (5-11-е кл.);
- учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.);
- интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.);
- олимпиады (5-11-е кл.);
- конференции (10-11-е кл.).
Творческая деятельность начинается с начальной школы. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимают участие не только одаренные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.
Разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.
В VIII–XI классах у школьников оформляются и приобретают зримые очертания исследовательские интересы, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно ориентированный характер. Исследовательская деятельность имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции. В X–XI классах основное внимание уделяется довузовскому профессиональному самоопределению учащихся, глубине, широте, фундаментальности их исследований. У нас работает научное общество учащихся «Аврора», в которое входят учащиеся VIII–XI классов. Итоги этой работы подводятся на школьной научно-практической конференции, где защищаются собственные проекты и исследования.
В результате ученик умеет работать с первоисточниками, наблюдать явления, факты, объяснять и сопоставлять их, видеть противоречия, формулировать гипотезу, провести эксперимент, исследование, обобщить материал в виде текста, оформить собранный материал, проявить мастерство презентации своего исследования.
В результате учитель решает следующие задачи: привитие ученику исследовательских навыков, развитие личности исследователя и помощь в его самоопределении, повышение мотивации в изучении предмета, развитие языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций.
Обучение английскому языку с использованием вовлечения учеников в исследовательскую работу способствует повышению интереса не только к проблемам исследования, но и непосредственно к самому английскому языку, хотя в процессе работы над проектом английский язык служит инструментом общения. Высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку и такие факты, что все большее количество учащихся выбирают английский язык в качестве экзамена, участвуют в олимпиадах разного уровня и добиваются успеха, говорят о том, что научно-исследовательская работа в школе — это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Научно-исследовательская деятельность стала неотъемлемой частью содержания школьного образования и устойчивой формой образовательного процесса. Исследовательская деятельность учащихся рассматривается как: неотъемлемая часть образования; отдельная система в образовании; одно из направлений модернизации современного образования; творческий вид познания. Обществу необходима думающая, ищущая, творческая личность.
Список литературы
- Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку - wiki.tgl.net.ru (09.02.2015).
- Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий Ж «Справочник заместителя директора школы» №4, 2009.
- http://chimik.ucoz.ru/publ/kak_napisat_issledovatelskuju_rabotu/1-1-0-6 - Методические рекомендации к написанию научно-исследовательской работы.
- Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского // языка // Иностранные языки в школе, №7, 2009.
- Букреева И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций [Текст] / И. А. Букреева, Н. А. Евченко // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 309-312.