Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда по сопровождению семей с детьми с ОВЗ при подготовке к школе

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Ключевые слова: совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда, взаимодействие с родителями, развитие через игровую деятельность, родительская самоэффективность, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В последнее время мы наблюдаем огромное количество детей с различными нарушениями в развитии. Количество таких детей с каждым годом увеличивается. Это не только дети с нарушениями речи, слуха, зрения и развитием высших психических функций, не соответствующих возрасту, но и с нарушением эмоционально-волевой сферы, регуляторной функции и коммуникативных потребностей. Несмотря на то, что в сфере российского образования создаются специальные условия для обучения таких детей, без активного участия родителей в воспитании и обучении поставленные задачи реализовать очень сложно.

Эта проблема становится явной в средней образовательной школе уже на ступени начального общего образования. И не всегда родители и педагоги связывают это с ошибками семейного воспитания, с пониманием родителей важности своевременной поддержки развития ребенка, с перекладыванием ответственности на дошкольное и школьное образование. И только когда проблема становится видимой для окружающих, родители обращаются к специалистам: учителям-логопедам, педагогам-психологам, учителям-дефектологам.

Имея большой опыт работы в общеобразовательной школе, ежедневно сталкиваясь с данной проблемой, мы создали на базе школы «Клуб Мудрых и Заботливых родителей». Это помогло нам реализовать следующие важные задачи: актуализация понимания родителей важности своей позиции в воспитании детей, роли главного участника педагогического процесса, принятие ответственности; активное приобщение родителей к развитию познавательных способностей детей и формированию успешной личности ребенка; с помощью всестороннего сотрудничества педагогов и родителей значительно повысили уровень адаптации детей к условиям школьного обучения; заинтересовали родителей в использовании игровых методов развития детей с перспективой использования на протяжении всего школьного обучения.
В нашу школу приходили дети из групп компенсирующей направленности и коррекционных групп дошкольных учреждений, с которыми была проведена огромная работа специалистов. Многие из них нуждались в продолжении работы и в психолого-педагогической поддержке. Но не в меньшей мере поддержка требовалась и их родителям.

Мы включили в работу нашего школьного клуба родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). На протяжении нескольких лет мы взаимодействовали с родителями в общеобразовательной школе, но пришли к выводу, что такую работу нужно начинать задолго до поступления в школу. Поэтому дополнительной площадкой нашего клуба стало дошкольное учреждение, реализующее адаптированные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ. Именно при работе с родителями дошкольников, мы выявили, что истоками неправильного формирования и социализации личности в большинстве случаев являются ошибки в воспитании, такие как гиперопека, гипоопека, хаотичное бессистемное воспитание, непонимание важности своевременной поддержки развития ребенка. С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение родители перекладывают ответственность за воспитание и развитие ребенка на педагогов. Эта тенденция продолжает наблюдаться и в школе.

Наши многолетние исследования показывают, что большинство родителей с сожалением расстаются с дошкольными учреждениями, понимая, что там осталось не только беззаботное детство их детей, но и их «спокойное существование». Многие родители, имея негативный опыт своей школьной жизни, неосознанно проецируют его на своих детей. Поэтому очень важно подготовить самих родителей к новому этапу в жизни их семьи. Научить их видеть радость в каждом моменте общения со своим ребенком. Особенно при подготовке к школе. Размышляя таким образом, мы пришли к созданию авторской программы по работе с родителями при подготовке детей к обучению в школе, включающую не только развитие познавательных процессов, но и социальную, эмоциональную и волевую готовность. Но основной целью нашей программы, все-таки, является развитие родительской ответственности и демонстрация родительской самоэффективности, как основного источника развития и поддержки успешной личности ребенка и его благополучной адаптации к условиям школьной жизни.

Найти информацию о «правилах» воспитания, подготовки к школе в наши дни не составляет проблемы для современных родителей. Много информации они черпают из Интернет – источников. Вот только, чтобы грамотно её использовать, необходимо понимать особенности развития своего ребенка. Важно помнить, что ведущей деятельностью для него является игра. При этом любая игра обязательно должна сопровождаться речевой активностью. Только так формируется развитие познавательной и мотивационной сфер ребенка. И готовиться к школе нужно не только предлагая всевозможные задания и игры ребенку, но и играть вместе с ним.

Занятия ориентированы на помощь родителям в самостоятельном определении готовности своих детей к школьному обучению, знакомство с игровыми методами диагностики и развития познавательных процессов. Во время проведения занятий решаются многие задачи. Родителям объясняются возрастные особенности детей 6 – 8 лет, а также особенности развития детей с ОВЗ; объясняется понятие «готовность к школьному обучению», составляющие этой готовности; предлагаются игры и упражнения на развитие познавательных способностей и речи дошкольников, а также методы диагностики развития в игровой форме; в ходе работы Клуба родители учатся эффективным способам общения с детьми; а также им предоставляются различные источники информации по данной теме, в том числе и развивающие Интернет – ресурсы.
Вся работа Клуба рассчитана на несколько встреч, количество, которых может увеличиваться от конкретного запроса, и проводится с применением различных технологий, таких как: активные мини–лекции, обсуждения, игровые упражнения, тренинг общения, круглый стол, мозговой штурм.

Предлагаем Вашему вниманию темы встреч Клуба.

  • «Готовность ребенка к школе». Цель: актуализировать имеющиеся знания о подготовке, дать рекомендации по развитию волевой и мотивационной сферы ребенка, помочь осознать свое собственное отношение к новому этапу в жизни родителей и детей.
  • «Развитие познавательных процессов детей 6-8 лет». Цель: познакомить с особенностями развития психических процессов детей, в том числе и детей с ОВЗ, с игровыми методами диагностики этих процессов, а также с играми и упражнениями на развитие познавательной сферы ребенка, с литературными и Интернет – ресурсами по данной теме.
  • «Развитие речи детей. Игровой практикум для родителей». Цель: познакомить родителей с основными аспектами развития устной и письменной речи, игровыми формами развития грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи.
  • «Формирование пространственно-временных ориентировок, как профилактика проблем обучения в школе». Цель: познакомить с этапами формирования пространственно-временных представлений у детей, с особенностями развития у детей с ОВЗ, с доступными игровыми методами диагностики и их развития в быту.
  • «Способы эффективного общения с детьми». Цель: познакомить родителей со стилями воспитания, обсудить принятые в разных семьях методы общения с ребенком, познакомить с методами «активное слушание» и «Я-высказывание». 
  • Совместный детско-родительский тренинг «В школу вместе!». Цель: актуализация полученных знаний в практической форме с детьми, профилактика проблем общения.

На протяжении всей работы мы получали большое количество положительных отзывов педагогов, родителей и других родственников детей, посещавших наши занятия, что оправдало наши ожидания. Мы не только смогли массово приобщить родителей к развитию познавательных способностей детей, увлекли их, качественно повысили уровень выполнения домашних заданий, а также повысили уровень адаптации детей к условиям школьного обучения.

Такая совместная работа помогает реализовать следующие важные задачи:

  • актуализация понимания родителей важности своей позиции в воспитании детей, роли главного участника педагогического процесса, принятие ответственности;
  • активное приобщение родителей к развитию познавательных способностей детей и формированию успешной личности ребенка;
  • с помощью всестороннего сотрудничества педагогов и родителей значительно повысили уровень адаптации детей к условиям школьного обучения;
  • заинтересовали родителей в использовании игровых методов развития детей с перспективой использования на протяжении всего школьного обучения.

Список литературы

  1. М.Г. Борисенко, Лукина Н.А тетради из серии «Грамматика в картинках». С-Петербург, 2005.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2000.
  3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. и доп. Спб: Питер, 2008.
  4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. перераб. о доп. Спб.: Питер, 2004.
  5. Елецкая О.В. Горбачевскаяа Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / Научн. Ред. О.В. Защиринская. СПб: «Речь», 2006.
  6. Жукова О.С. Развивающие игры для будущих первоклассников. М.: Астрель; Спб: Сова, 2008.
  7. Е.М. Косинова «Грамматические тетради № 1,2,3,4». Москва, 2008.
  8. И. Лопухина «Логопедия. Упражнения для развития речи». С-Петербург, 1997.