Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью, низкий уровень патриотического воспитания.
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации программ начального общего образования и опыта воспитательной работы лицея.
Именно в младшем школьном возрасте формируются и укрепляются индивидуальные отношения к себе, к сверстникам, вещам, природе, усваиваются моральные нормы, приобретается первоначальный опыт поведения, жизни. Если мы хотим, чтобы наши дети росли развитыми в духовном плане, уважали свой народ и свою страну, то следует прививать детям любовь к народному творчеству, фольклору. Обращение к истокам отечественной культуры, обычаям и нравам своего народа, его творчеству позволяет многое переосмыслить, переоценить, поднять ребёнка на ступеньку к прекрасному, зародить в душе маленького человека доброе. Народный календарь содержит в себе всю полноту народных духовных и нравственных традиций, позволяет развить в полной мере социально-значимые и духовно-нравственные личные качества в каждом ребенке. Фольклор в естественной форме ненавязчиво учит ребёнка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. Русские народные сказки, песни, пословицы, игры, приговорки, прибаутки, загадки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка.
В связи с этим на базе МБОУ Лицей №3 разработан цикл мероприятий, направленный на ознакомление обучающихся младшего школьного возраста с русскими календарно-обрядовыми праздниками:
- Семейные посиделки «У самовара я и моя мама».
- Праздник урожая «Осенний каравай».
- Праздник «Славная картошечка».
- Театрализованное представление «Пришла Коляда, отворяй ворота».
- Представление «Масленичный разгуляй».
- Семейный праздник на свежем воздухе «Зимние забавы».
- Выставки творческих работ «Традиции моей семьи».
- Тематические классные часы о Петре и Февроньи.
- Творческие встречи с интересными людьми, сотрудничество с фольклорными и хореографическими коллективами.
- Создание методической копилки «Народные обычаи и обряды» (фото и видеоматериал).
Цель данных мероприятий - воспитание обучающихся младшего школьного возраста - духовности, на основе традиций русского народа через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками, традициями, фольклором.
Задачи:
- образовательные: - дать представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, обеспечить знание традиционного русского, музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
- воспитательные: - формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам; формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;
- развивающие: - развивать творческие способности учащихся; - развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора; - формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), развитие речи, навыки сценического мастерства.
Прогнозируемый результат:
- Ученики знакомы с историей и культурой своей страны.
- Любят и хранят национальную культуру.
- Знают основные календарные праздники и обычаи.
- Ученики развивают хореографические, вокальные навыки и сценическое мастерство.
Одним из ярких календарно-обрядовых праздников, проведенных в лицее - являлось театрализованное представление «Пришла Коляда, отворяй ворота».
Ход мероприятия
Зал оформлен в виде «горницы» и части крестьянского двора (плетень). Использованы стилизованные элементы русской избы: на стенах - «расшитые рушники», на сцене макет русской печи, вдоль стен лавки, накрыт стол (самовар, угощение).
Девушка 1:
По широкой Руси – нашей матушке,
Колокольный звон разливается -
Святки, Рождество пусть же прославляются!!!
Девушка 2:
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли –
О делах родной Земли!
(показываются картинки с колядками) Дети, что это за праздник здесь изображен?
(ответы детей) – показ видеоролика «Веселые колядки».
Девушка 1: С незапамятных времен Рождественские праздники на Руси сопровождались колядками: ребятишки разных возрастов ходила по домам, пели несложные песенки и получали в награду сладости. Сегодня эта традиция утеряна полностью, и мы знаем о ней лишь благодаря народным сказкам и литературным произведениям.
Девушка 2: Что же такое колядки? Проходят они раз в году, строго с 7 по 18 января (от Рождества до Крещения). Дети переодеваются в самодельные костюмы и ходят по домам – колядуют. Стучат в двери и поют для хозяев песни, которые рассказывают о рождении Христа, а также воспевают тепло домашнего очага. В колядках желают хозяевам добра и радости, богатого урожая, а если хозяева не очень гостеприимные, то можно их высмеять, укорить, пошутить над ними (засыпать снегом ворота, раскидать поленницу дров)
Девушка 1: Колядующих всегда встречали с большой радостью во всех домах, щедро одаривали сладостями, приглашали за стол, они были неотъемлемой частью Рождественских праздников.
Девушка 2: Мы приготовили для вас примеры колядок. Вдруг кто-то решит возродить эту веселую и такую добрую традицию. (разучиваем колядку)
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку.
Рождество встречали не только с веселыми песнями, но и с задорными плясками!
(Выступление хореографического коллектива «Славянка»)
Занавес открывается, русская изба - хозяин хозяйка и дети.
Сын: От печки теплый жар струится, пахнет вкусным, сдобным калачом…
Хозяйка:
Ой, печи, печи, печи – всем на радость калачи!
Пекли искусно, чтобы было очень вкусно!
Дочь:
Пусть горшочек кашку варит торопливо,
Чтоб на всю семью хватило.
Хозяин: (рассказывает приметы)
Приметы:
- Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.
- Снегу на Святки надует - значит хлеба прибудет.
- В ночь на Крещенье на деревьях много инея, год будет урожайным.
- Яркие звезды в крещенскую ночь к хорошему приплоду овец.
Хозяйка: Развеселился народ в рождественскую ночь! Колядки кругом слышны! Прислушайтесь песни звучат!!
(звучит музыка, идут колядовщики-ряженые)
Появляются ряженые:
1-й ряженый: Эй, хозяева радивые…!
2-й ряженый: Эй, девицы говорливые…!
1-й ряженый: Шире двери распахните….
2-й ряженый: И гостей к себе впустите…!
1 и 2 ряженый:
Мы пришли к вам не с помехою…
А с весельем и потехою!!
Хозяин:
Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу!
Красному гостю – красное место!
Колядовщик: Здравствуй, Иван – господин. Светлый месяц!
Колядовщик: Здравствуй, Красное солнышко – его Варварушка!
Колядовщик: Частые звездочки на небе – ваши детушки!
Колядовщики вместе:
Счастье будит вам горой!
Урожая – воз большой!
Колядовщики вместе: Посыпаю вас зерном- Пусть счастливым будет он.
Колядовщики вместе: Посыпаю здесь овсом - пусть богатым будет дом.
Колядовщики вместе:
Кому песни споем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется!
(исполняется Коляда-Маляда, поют все дети)
Коляда – маляда, прикатила молода,
Мы искали коляду во Ивановском двору,
как на улице мороз подмораживает нос.
Не велит долго стоять, велит скоро подавть.
Или тепленький пирог, или маслица, творог.
или денежку копьем, или рубль серебром.
Хозяйка:
Мы гостей всех угощаем. Круглым, пышным караваем.
Он на блюдце расписном, с белоснежным рушником - и монеточки кладем.
(исполняется колядка «Овсень»)
Овсень, овсень,
Ходил по всем,
По заулочкам по проулочкам
Открывай двери в гости нас хотели.
Открывай окно запускай весело.
Открывай сундучки, доставай пяточки.
А не дашь пятока, мы корову за рога
А не дашь денег денег, мы утащим веник,
А не дашь пышку, в лоб тебе шишку.
А не дашь блинка, мы хозяину пинка.
А не дашь лепешку, завалим окошко.
Хозяин: Вот вам угощенье – баранки да печенье, пряники, конфетки – угощайтесь детки!( высыпают в мешок)
Колядовщик: Полно, полно время ждать нам пора бы погадать! Коляда, а ну, раздай всем записочки, всему честному люду.А теперь посмотрите на свою записочку да меня послушайте.
(раздаются записки лежащие в шапке)
Сердце - любовь,
колечко - к свадьбе,
ключик - новоселье,
пуговка - обнова в одежде,
колыбель - пополнение в семье,
цветок - расцвет красоты, обаяния,
конфета - сладкая жизнь,
копейка - денежный год,
ель - отпуск, отдых на природе,
крючок - удачная охота, рыбалка,
булка хлеба - сытный год,
собака - новый друг,
бусы - памятный подарок
(колядка про Таусень)
1.
Ой, коляда, коляда
посконная борода.
Таусень! Таусень!
2.
Отворяй-ка ворота,
Выноси-ка пирога.
Таусень! Таусень!
3.
Кто подаст лепешки-
золотые окошки.
Таусень! Таусень!
4.
Кто подаст каши –
Золотые чаши.
Таусень! Таусень!
5.
Уж ты, Марьюшка, подай!
Ты, Варварушка, подай!
Таусень! Таусень!
6.
Подавай, не ломай,
Неси целый каравай!
Таусень! Таусень!
Колядовщик:
Сыпься, сыпься здесь ячмень,
Всем здоровья как кремень!
Колядовщик: Брошу тут пшеницу, чтоб любви полна светлица!
Колядовщик:
Сыплю, сыплю на пол просо,
Чтобы гости в дом - приходили без спроса!
Колядовщик:
Не торопись выметать зерно,
Пусть до утра полежит оно.
Тогда, что пожелается,
Все всегда, всегда сбывается!!!
Девушка 1:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
Девушка 2:
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим!
С незапамятных времен Рождественские праздники на Руси сопровождались колядками: ребятишки разных возрастов ходила по домам, пели несложные песенки и получали в награду сладости. Сегодня эта традиция утеряна полностью, и мы знаем о ней лишь благодаря народным сказкам и литературным произведениям.
Колядующих всегда встречали с большой радостью во всех домах, щедро одаривали сладостями, приглашали за стол, они были неотъемлемой частью Рождественских праздников.
Календарно-обрядовые праздники содержат в себе всю полноту народных духовных и нравственных традиций, позволяют развивать в полной мере социально-значимые и духовно-нравственные личные качества в каждом ребенке.
При составлении сценария следует учитывать детскую потребность в творческом самовыражении (выступление с опорой на импровизацию, заранее поставленные номера, игры). Личное участие в сценическом действии даёт возможность детям глубже проникнуться духом и настроением праздника, лучше понять традиции своего народа, раскрыть свои творческие способности, артистизм.
Фольклор в естественной форме ненавязчиво учит ребёнка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем.
Литература.
- Щуркова Н.Е. Организация духовной деятельности школьников. Петрозаводск, 1993.
- Православная Школа. - Москва: Издательство "Воскресная школа", 2004.
- Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2001.
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников - М: Начальная школа-2005.