Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно - насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
Декоративные камешки – это материал, который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.
Как мы знаем у дошкольников с речевой патологией отмечается выраженная общая моторная недостаточность. А уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Эти движения стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, необходимый элемент в системе логопедического воздействия.Поэтому чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. Использование декоративных камешков позволяет решать обе эти проблемы.
Этот материал предназначен для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста.
Все упражнения с его использованием могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений.
Так же эти разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента и вызывают у детей положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.
Игры с использованием декоративных камешков:
- «Поиски клада»Ребёнку предлагается контейнер, наполненный горохом, с закрытыми глазами он должен выбрать камешки (сокровища пиратов).
- «Разбери по цвету (форме, величине)» В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.
- «Выложи по контуру» Ребенок выкладывает камешки по контуру картинок при изучении различных лексических тем, геометрических фигур и т.д.
- «Выложи дорожку»
- «Заполни пустой шаблон» Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур.
- «Художник» Ребенку предлагается самому выложить придуманный узор или картинку.
- «Фантазер» Ребенку дается карточка с незаконченным рисунком, его надо домыслить.
- «Продолжи ряд» Ребенку предлагают продолжить узор или ряд.
- «Четвертый лишний» Ребенку предлагается убрать не подходящую фигуру по: размеру, цвету, форме.
- « Гласный - согласный», «Мягкий - твердый».
- «Волшебный мешочек» Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет – твёрдый согласный звук, красный – гласный звук, зелёный – мягкий согласный звук).
- «Сосчитай, не ошибись» Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков.
- «Выложи слово». Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков.
- «Определи место звука в слове»
- «Знакомство с буквой» Ребенок выкладывает буквы по контурам, по образцам, или самостоятельно.
- «Графический диктант»
Логопедам известно, что зачастую самым трудным и длительным является этап отработки произношения поставленных звуков,автоматизация и дифференциация звуков до степени автоматизма. А многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка и у него пропадает интерес к этому виду деятельности. Поэтому необходимо, проявлять творческий подход в процессе коррекционной работы. И здесь так же можно использовать декоративные камешки.
Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как декоративные камешки, поможет разнообразить логопедические занятия.