Введение.
Начало моей педагогической деятельности совпало со временем, когда преподавание иностранным языкам в начальном звене средней школы делало первые шаги. Отсутствие материально-технической базы, учебно-методических пособий и, даже, учебников создавало определённые трудности. Родители учеников привозили учебники из Москвы и мы их распечатывали в частном порядке. Тематическое планирование печаталось в журнале «Иностранные языки в школе». Учебно-наглядные пособия, опорные схемы и раздаточный материал приходилось делать
самой. Неоценимую помощь в это время мне оказал журнал «Иностранные языки в школе». Он стал моей настольной книгой, где я находила ответы на многие, внезапно возникающие, вопросы; опробовала и стала применять в своей практике методы и приёмы обучения, которыми делились опытные педагоги и методисты на страницах этого замечательного методического издания. Благодаря кропотливой и систематической работе многие трудности были преодолены, методы и приемы обучения усовершенствованы.
Успешному освоению знаний, умений и навыков учащимися, на мой взгляд, являются благоприятные условия, предусмотренные учебным планом для школ с углубленным изучением иностранных языков, каковой является гимназия № 91, в которой я работаю шестой год. Конечный положительный результат выражается в том, что все учащиеся начальной школы переходят в среднее звено с прочными знаниями, умениями и навыками чтения.
«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.»
Анатоль Франц
Цели обучения иностранному языку.
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования.
Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество, развитие и поиск зарубежных бизнеспартнеров, развитие международного туризма сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью.
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей разных стран и народов, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Целью обучения иностранному языку является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать несложные аутентичные тексты с целью извлечь информацию о странах изучаемого языка, их культуре и быте. Это предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие школьников средствами иностранного языка.
Для того, чтобы процесс обучения иностранному языку был успешным и результативным необходимо, на мой взгляд, соблюдать определённые условия.
Остановимся на нескольких из них.
Первое условие – это моделирование языковой среды при обучении английскому языку в начальной школе.
Уроки иностранного языка ведутся на иностранном языке. Дети сначала не понимают учителя, но, с течением времени, они запоминают и осваивают фразы – клише и выражения классного обихода и не только повторяют, но понимают и отвечают на вопросы без помощи синхронного перевода, который присутствует на первых уроках. Создание языковой среды на уроке побуждает учащихся к овладению навыками аудирования и говорения.
Вторым условием, закономерно следующим за первым, является соблюдение принципа устного опережения. Как известно, обучение иностранным языкам начинается с освоения устной речи: аудирования и говорения, как было сказано выше.
Учащиеся слышат иноязычную речь с первых уроков, они способны к более лёгкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного, осуществлению речевых действий с учебным материалом в близких им ситуациях общения. Учащиеся младшего школьного возраста учатся слушать и понимать речь учителя, который говорит и обращается к ним на иностранном языке. Воспроизведение за учителем хором и индивидуально лексических единиц, выражений и целых фраз даёт детям возможность слышать своих одноклассников.
Использование аудио- и видеоматериалов расширяет возможности учащихся воспринимать разную речь, которая может отличаться тембром и громкостью голоса, темпом речи, эмоциональной окраской и другими параметрами.
Устный вводный курс знакомит учащихся с буквами английского алфавита в темах «Знакомство» и «Семья». Умения и навыки устной речи становятся исходными для развития всех других умений и навыков, в частности, для развития навыков чтения и письма. Изготавливая карточки с буквами алфавита учащиеся знакомятся с графическим изображением букв английского алфавита, узнают какой звук даёт конкретная буква и усваивают транскрипцию (условное изображение звука), учатся называть их и озвучивать. Так происходит подготовка к следующему этапу – чтению и письму. Так как тексты для чтения составлены по темам уже знакомым и освоенным учащимися в устной речи, ученику легче усвоить правила чтения и в процессе обучения этому виду речевой деятельности снимаются многие трудности.
Как мы видим, все четыре вида речевой деятельности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, ни один из них не существует изолированно. Как в реальном общении сочетаются устные и письменные виды речевой деятельности, так и в учебном процессе обучение любому виду речевой деятельности должно быть интегрированным. С одной стороны, для каждого вида речевой деятельности характерен свой «набор» действий и даже своё лексико-грамматическое оформление. Следовательно, необходимо проводить разграничение в обучении устной и письменной речи. С другой стороны, имеет место интеграция при работе с языковым материалом, когда обучение произношению, слову, грамматике ведётся на речевой единице: слове, словосочетании, предложении, сверхфразовым единстве. Кроме того, при обучении одному виду речевой деятельности затрагиваются и другие. Устная речь связана с чтением, чтение с письмом и говорением и т.д. Таким образом, все виды речевой деятельности следует рассматривать как взаимосвязанные части речевой практики и использовать это при формировании у учащихся коммуникативной компетенции.
Третье условие – это учет возрастных и психолого-физиологических особенностей учащихся младшего школьного возраста. Как известно, у младших школьников преобладает работа правого полушария (образы и эмоции), поэтому опираясь на творческие способности, мы много рисуем, поем песни, декламируем стихи, инсценируем сказки и, на базе творчества развиваем речь, логику и разум, т.е. левое полушарие, развитие которого дает впоследствии возможность анализировать и синтезировать знания и делать выводы.
Работа полушарий мозга
В этот период происходят относительно спокойно и равномерно существенные изменения в анатомо-физиологическом строении организма школьников. Длина тела увеличивается пропорционально массе тела. Одновременно с ростом тела происходит и формирование скелета. Крупные мышцы тела развиваются раньше мелких и поэтому для школьников этого возраста трудно выполнять мелкие и точные движения. Дети быстро утомляются от письменных работ, аккуратное выполнение которых для них весьма затруднительно. Мышцы сердца быстро растут и хорошо снабжают кровью головной мозг и все тело. И хотя процессы торможения становятся более сильными, процессы возбуждения пока еще преобладают. Этим объясняется высокая возбудимость младших школьников.
Характерной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное. Исходя из этого дидактический и тематический материал должен быть ярким, красочным, неожиданным, вызывать положительные эмоции, удивлять и завораживать. Кроме того, в этих классах целесообразно делать короткие паузы и менять в течение урока содержание работы и виды речевой деятельности учащихся.
Память у учащихся младшего школьного возраста развивается в направлении усиления произвольности, сознательного управления ею и увеличения объема смысловой, словесно-логической памяти.
В этот период происходит переход от наглядно-образного, конкретного к понятийному, научно-теоретическому мышлению.
К началу занятий детей в школе их воображение очень живое и яркое. Но постепенно развивается и совершенствуется воссоздающее воображение, оно становится более реалистическим, более управляемым. Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта создаются новые образы.
Дети этого возраста очень эмоциональны, но постепенно научаются управлять своими эмоциональным состоянием, быть более сдержанными. Они становятся более уравновешанными.
Трудности, испытываемые детьми при поступлении в школу, связаны, во-первых, с необходимостью строго выполнять школьный режим, во-вторых, с изменением взаимоотношений со взрослыми(учителями) и товарищами, по классу, и наконец, в-третьих, характер самой учебной деятельности резко отличается от дошкольной игры. Поэтому игра должна занимать в начальных классах значительное место. Такую прекрасную возможность дает учебно-методический комплекс «English» под редакцией И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко и Т.А. Притыкиной.
Благодаря важной особенности младших школьников подражать взрослым, своим сверстникам, героям сказок и книг, они быстро овладевают необходимыми умениями и навыками.
И четвертое условие ,которое нельзя не упоминуть – использование интернет ресурса: современным школьникам это близко и знакомо; мультимедийных и интерактивных технологий.
Это позволяет совершенствовать приемы и методы преподавания, дает в руки учителя новые и современные инструменты обучения. В процессе обучения школьников привлекаются и развиваются разные анализаторы:
- зрение;
- слух;
- моторика;
- непроизвольное
- внимание,
активное использование и развитие которых способствует более успешному усвоению учебного материала.
Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных средств в учебном процессе является одним из результативных способов формирования универсальных учебных действий как путей решения ключевых задач нового образовательного стандарта.
Заключение.
Обобщая все выше изложенное можно сделать следующий вывод: процесс обучения учащихся младшего школьного возраста английскому языку - это долгий, но интересный путь от незнания к знанию, от неумения к умению, регулируемый научно-обоснованными методами и приемами обучения. Выполняя все вышеперечисленные условия, вы делаете процесс обучения увлекательным и захватывающим действом.
Ученики младших классов будут успешно справляться с возникающими сложностями, обусловленными спецификой предмета «иностранный язык», приобретут необходимые знания, умения и навыки для общения с носителями языка по кругу вопросов, сопрягающихся с их потребностями и возрастными особенностями.
Список литературы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2009.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011.
- Бим И. Л., Биболетова М. З., Иностранный язык в системе школьного филологического образования. ИЯШ, № 1, 2009.
- Вьюгина Н., Обучение иностранному языку в начальной школе в соответствии с ФГОС/ Иностранные языки. Интернет-издание для учителя, 2012.
- Рогова Г. В., Верещагина И.Н., Языкова Н. В., Методика обучения английскому языку. 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2008.
- Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под редакцией А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010.