Мини-музей как уникальное средство развития ребёнка-дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


В наше время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу. Дошкольное учреждение-это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как личность. Ребенок с раннего возраста испытывает потребность в познании окружающего мира, потребность узнать, откуда берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают тот или иной праздник. Процесс познания у ребенка происходит практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее будет идти его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира... Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы...» (Е.И.Тихеева)

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, прежде всего: меняются требования общества к подрастающей личности. Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации предметно-развивающей и игровой среды в учреждениях.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования под развивающей предметно-развивающей средой подразумевается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его интересов, уровня активности. Со здавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.

Каковы требования к предметно-развивающей среде по ФГОС:

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Что означает слово «музей»?

Музей - от греч. «тшеюп» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

«Музей - это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания». (Ф.Дзери)

Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию ("знать предмет - значит действовать с ним"). Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Ж.Пиаже.

Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции - вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

В обычном музее ребенок-лишь пассивный созерцатель, а в мини-музее он - соавтор, творец экспозиции. Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

«Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.Создание мини-музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.С экспонатами в мини-музее можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю.Коваль, О.В.Дыбиной, Рыжовой Н.А., Логиновой А.И.).

Н.А.Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев

  • Образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
  • Развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
  • Просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
  • Воспитательная в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Н.А.Рыжова считает, музей в детском саду является - «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться с взрослыми сверстниками по поводу увиденного». В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Как известно мини-музей это самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. От того каким будет результат, будет зависеть и успешность мини-музея. Это сложная задача, которую должен решить воспитатель. Мини-музей должен быть как магнит, который будет каждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.

При создании и использовании мини-музеев нельзя забывать о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.

В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь. Поэтому в каждом мини-музее детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама определяет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми драматизациями, дидактическими, на развитие речи и т.д.

Основными задачами мини-музеев являются:

1. Образовательная.

Развитие зрительно-слухового восприятия; обучение усвоению информации; обучение работе с дидактическим материалом.

2. Развивающая.

Развитие мыслительных процессов, развитие интеллекта, памяти; обогащение словарного запаса.

3. Воспитательная.

Воспитание личностных качеств, взглядов, убеждений: становление умственного, трудового, нравственного, эстетического и экологического воспитания.

Этапы создания мини-музея:

1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяют название мини-музея, разрабатывают его содержание, выбирают место для размещения.

2. Практический.Оформление уголка мини-музея с учетом эстетических норм, соблюдения правил безопасности, гигиенических норм. Сбор и расположение экспонатов на полках мини-музея.

Экспонат - главное «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. Разработка перспективно-тематического плана работы (занятия с детьми, конкурсы, выставки, мероприятия). Выбор экскурсоводов.

3. Обобщающий. На этом этапе начинается работа с мини-музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.

Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:

  • восприятие,
  • понимание,
  • осмысливание,
  • закрепление,
  • применение.

Рекомендации по организации мини-музея

1. Если мини-музей организуется в небольшом помещении, то строить работу с детьми лучше по подгруппам-не более 10 человек, чтобы экспонаты были доступны для обзора каждого ребенка. Часто для расположения мини-музеев используют разные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стеньгу входа в группу и т.п.

2. Тщательно продумывать мини-зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади. Заранее подбирать музейные экспонаты и их количество. При расположении экспонатов наиболее оптимальным решением является их размещение на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Располагать их на полках, стеллажах, столиках разной величины, тумбах. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы

3. Планировать порядок сменяемости экспонатов музея и вариантов их хранения вне музея. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены». На начальном этапе создания мини-музея при небольшом количестве материала нельзя выставлять его весь.

4. Продумать освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки шкафов, стеллажей, полок.

5. Не перегружать помещение музея витринами и стендами, оставить место для интерактивной работы с детьми.

6. Мини-музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе образования.

7. Каждый мини-музей-это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Формы работы с экспозициями мини-музея:

  • Экскурсии
  • Образовательная деятельность с элементами игры
  • Творческие задания (заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы)
  • Исследовательская деятельность
    • Игры-развлечения,
    • Игры-путешествия,
    • Интеллектуально-творческие игры.

- Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.)

Ведущей формой работы музея является экскурсия.

Экскурсии могут быть:

  • Обзорные экскурсии;
  • Тематические экскурсии;
  • Научно-просветительские экскурсии.

Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.

Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.

Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.

При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы;

  • Принцип научности: Любая экспозиция должна строиться на научной основе.
  • Принцип предметности: Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.
  • Коммуникативно-информационный принцип: Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
  • Принцип концентричности: Только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т.е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.

Тематика мини-музеев может быть разнообразной

  • «Береза - символ России!» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;формирование ценностного отношения к березе, как уникальному представителю родной природы - символу России;
  • «Какие бывают часы»-знакомство с понятием время и историей возникновения часов; учить назначению минутной, секундной, часовой стрелок; знакомство с разными видами часов (механические, электронные), расширение кругозора, познавательного интереса;
  • «Чудеса для детей из ненужных вещей» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, творчества детей и родителей;
  • «Лучший друг человека» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о роли собак в жизни человека;
  • Мини-музей истории книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
  • «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
  • Мой родной город Москва» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
  • «Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами и др.

Результаты реализации технологии музейной педагогики в условиях детского сада

- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

- У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».