Внеклассное мероприятие в начальной школе. Ролевая игра (строительство дома), программа во 2-м классе. Тема: "Семейные традиции!"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ - родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!

Цель: интегрировать знания детей о себе и своей семье.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всем.
  • Стимулировать интерес учащихся к семейным традициям, к изучению своей родословной.
  • Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
  • Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

  
Материал, необходимый для проведения программы: слайды, рисунки, макеты домов, музыкальные фонограммы песен, презентации, ромашки, подарочные конфеты.

Ход мероприятия

Введение в тему

(на фоне спокойной музыки: Игорь Крутой « Семейный очаг»)

Учитель: – Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости и родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о семье, семейных традициях.

Семья

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье.

– У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Семья...

Учитель:– А что же такое семья? Как вы понимаете это слово? (ответы учеников)

Учитель: Семья – это дом, папа и мама, бабушка и дедушка, сёстры и братья. Они дороги вам больше всего на свете, они помогут в трудную минуту. Они всегда рядом с вами, они с вами дома. Но дом – это не только крыша над головой. В доме семья не только живёт, но и…

Чтение стихотворений детьми.

1.

Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.

2.

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Учитель: Всё, что мы услышали в этом стихотворении – это семейные традиции.

Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Мы долго готовились к этому празднику. Вы разыскивали старинные семейные фотографии, расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках. Вы узнали много нового и интересного. Поэтому, мы сегодня построим ДОМ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом.

Игра - строительство дома.

Для этого мы вас разделили на 4 команды, а точнее бригады, так как мы будем строить дома. На каждой стройке должен быть бригадир. Это человек опытный, знающий своё дело, который будет следить за строительством. Итак, начинаем! У вас на партах лежит строительный материал, из них мы построим дом. Я - на доске, а вы у себя. А теперь разбираем части дома.

Учитель: Скажите, а есть ли у них, что-нибудь общее?

Ответы детей (части дома: фундамент, стены, окна, двери, крыша)

Учитель: Ребята, у каждой бригады составные части будущего дома. С чего мы начнём строительство дома?

Дети: Конечно, с закладки фундамента.

Учитель: Правильно, как и любая семья начинается с рода, закладка дома начинается с основания, с корня. Народная мудрость недаром гласит: «Без корней даже полынь не растёт». Давайте заложим фундамент у будущего дома.

Учитель: Человек растёт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из главных традиций семей было знание своих предков, знание своей родословной. Поэтому первая главная традиция это составление своей родословной (учитель на доске фундамент, дети у себя). Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Учитель: Родословная человека обычно изображается в виде дерева, иначе древо семьи, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков

 – Сейчас нам подробно на примере своих семей выступит бригада «Конструкторов», рассказав нам о древе семьи.

Выступление детей с презентацией о древе семьи.

Учитель: Спасибо бригаде «Конструкторов» за проделанную работу.

Учитель: А вы, ребята, знаете, как зовут ваших бабушек и дедушек? Давайте с вами тоже составим древо семьи. У каждого из вас есть на партах древо, которое вместе с родителями приготовили дома. А как вы думаете, ребята, почему мы должны знать биографию своей семьи, родословную своих предков?

Дети: Для того, что бы помнить и знать своих прапрабабушек, прапрадедушек.

Узнать, чем они раньше занимались, какая была у них профессия. Какую жизнь они прожили.

Учитель: Эти работы вы можете поместить в рамочки, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение, пусть это станет вашей доброй семейной традицией.

Учитель: Нам нужно дальше строить дом. Следующий этап строительства – это возведение стен. Скажите, на чём держатся стены дома?

Дети: На фундаменте.

Учитель: Правильно, ребята!

Чтобы в доме стены были крепкими, нужно чтобы в семье царили гармония, любовь и уважение. С такой традицией, как уважительное отношение к старшим, нас познакомит бригада «Мастера». Ребята приготовили нам сценку.

Ученики показывают сценку. Семья Петровых.

Сын подметает пол, напевая песенку. В дверь входит мама, в руках сумки, в зубах связка ключей. Смотрит на сына круглыми глазами, ключи падаютна стол….

Мама. Витя, что случилось?

Витя. Ничего!

Мама. Как ничего? Но ты подметаешь пол!!!

Витя. Аон ведь грязный!

Мама. Витя, я умоляю , скажи что случилось? Последний раз ты подметал, когда тебе двойку за поведнение….

Мама (осматривает комнату и еще больше пугается) Ты и пыль вытер?

Витя (радостно) Вытер!

Мама. Сам?

Витя. Сам!

Мама. Что ты натворил? Тебя на второй год оставили?

Витя. (Помогая маме снять шапку и пальто). Да говорю же, ничего. Было грязно, вот я и убрал.

Мама. (Подозрительно) И постель убрал?

Витя. Просто так, убрал и все!

Мама (завязывает голову полотенцем и садится на стул.) Меня вызывают к директору школы?

Витя. Да не бойся, мама! все хорошо. Я уроки сделал, пообедал и зубы почистил.
Мама. Сам?

Витя. Сам! (мама падает в обморок)

Витя. Мамочка! Что с тобой? Сейчас я воды принесу. (Наливает стакан воды). Но тут в дверях появляются одноклассники).

Одноклассники. Ну, Витя, как день помощи родителям прошёл? Убрал квартиру?

Витя. День помощи. День помощи!!! Вот полюбуйтесь…

Одноклассник. Люся, аптечку!

Люся. Какие мы стали нервные (капает валерьянку)

Как тебе не стыдно, Витя! До чего мать довел! Не мог ей сразу сказать, что вся затея на один день.

Мама (поднимает голову) Значит, завтра все будет по-старому

Одноклассники. Угу! По- старому, по-старому! (мама опять падает в обморок).

Учитель: Скажите, ребята, правильно ли поступил Витя? (ответы детей)

Учитель: А почему неправильно? Ведь он же помогал маме?…. (ответы детей)

Учитель: Правильно, нужно помогать родителям всегда, каждый день, без всякой корысти.

Пословицы и поговорки о семье.

Учитель: – Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому что семьи были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки. В них говорится о семье. Сейчас я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать её до конца. Родители могут помогать.

  • В гостях хорошо,… а дома лучше.
  • Не красна изба углами,… а красна пирогами.
  • Каково на дому,… таково и самому.
  • Когда семья вместе,… и сердце на месте.
  • Зачем семье клад,… коли в семье лад.

Учитель: Мы сейчас с вами поговорили о такой традиции, как уважительное отношение к старшим. На такой традиции держатся стены домов.
Ставим стены в наших домах.

Физкультминутка

Учитель: Мы с вами много потрудились, пора бы и отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Друзья».

Учитель: Посмотрите на ваши дома. Что не хватает в стенах дома? Через что будет заглядывать ласковое солнышко в дом?

Дети: Конечно, окна!

Учитель: Давайте поставим окна в наши дома. Окна в доме, что глаза у семьи. Здесь просматривается традиция составление семейного альбома.

Учитель: Собирать и хранить семейные фотографии - это семейная традиция. Фотографии надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. «Фантазёры» приготовили презентацию «Загляни в семейный альбом».

На презентации предоставлены фотографии из семейных альбомов.

Семейный альбом (совместная презентация)

Чтение стихотворений детьми.

Про дедушку

Дедушка очень у нас деловой:
Ходит по дому, забыл про покой.
Бабушке он помогает весь день,
Делать ему это вовсе не лень.
То постоянно очки он теряет,
То разобьет что-то он, то сломает,
Вечно спешит, а устанет от дел,
Сядет с газетой — уже захрапел.

Про бабушку.

Кто на свете
Всех мудрее и добрей?
Руки, чьи всегда в работе?
Седина, в чьих волосах?
Самой доброй и любимой,
Самой лучшей из друзей
И такой необходимой
Спасибо бабашке моей!
Очень бабушку мою –
Маму мамину люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Фотографии папы

Папа

Спасибо, милый папочка,
Что ты достался мне!
Люблю улыбку ясную,
Она как свет в окне!
Хочу, чтобы ты был, счастлив,
Успешен и здоров!
Ты самый замечательный
И лучший из отцов!

Мама

Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама - самый лучший друг,
Лучше мамы – нет

Брату

Я братом своим очень-очень горжусь
И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
Знакомы с рожденья и с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты — самый хороший и преданный брат.

Учитель: Спасибо, ребята, вы хорошо потрудились. Поставим окна в наши дома.

А сейчас давайте исполним песню о семье.

Звучит песня в исполнении детей(презентация фото семей всех детей)

Учитель: Ребята, если окна в наш дом впускают много света и тепла, то двери в наш дом приглашают много радости, веселья. Давайте поставим в наших домах двери, чтобы через них могли зайти гости. А когда мы зовём к себе в дом гостей?

Дети: На праздники!

Учитель: Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

Учитель: Сейчас бригада «Затейников» загадают нам загадки о праздниках. А мы должны их отгадать...

Ранцы, бантики мелькают,
Каждый свой букет несёт,
Школа двери открывает
Нам в учебный новый год. (День знаний)

Возле ёлки хоровод,
Мы встречаем …(Новый год)

В этот день стихи читаем,
В классе чай с печеньем пьём,
Всех мальчишек поздравляем,
Им подарки раздаём.
В школе празднуют не зря…(23 февраля)

В школе блинчики пекут,
На обед их нам дадут,
А в большую перемену
Возле школы непременно
Чучело зимы сожжём
И весну к нам зазовём.
В этот праздник всю неделю
Мы блины в обеде ели. (Масленица)

Мы для мам концерт даём:
Пляшем, песни им поём.
На стене висит газета,
Рядом – наших мам портреты.
В классе шум и тарарам,
Ведь сегодня праздник мам. (День матери)

Учитель:– А какие ещё праздники вы знаете?

Дети: (день космонавтики, 8 Марта, 1 Мая, 9 Мая…)

Учитель: Хорошо, ребята! Это всё общие российские праздники.

Учитель: А есть ли у вас такие праздники, которые вы отмечаететолько в своей семье?

(проводы в школу, проводы в армию, окончание института, день ангела, день рождения…)

Учитель: Молодцы! А теперь ставим двери в наши дома!

Итог

Учитель: А теперь достроим наш дом, что же нам осталось поставить?

Дети: – Крышу!

Учитель: Чтобы установить крышу на стены наших домов, необходимо вспомнить, все традиции, о которых мы говорили на занятии.

Фундамент – это составление родословной

Стены – это уважение к старшим

Окна – это семейный альбом

Двери – это праздники

Учитель:– Молодцы! Теперь мы можем ставить крышу!

Поставим наши дома на поляну! (Дети прикрепляют на доске)

Учитель: Посмотрите, ребята, у всех ли дома получились одинаковые? (Нет)

Можем ли мы сказать, что соблюдая семейные традиции (показать на основной макет с надписями семейных традиций), все семья в домах отмечают одинаково праздники? (Нет) У всех одни родственники: папы, мамы, бабушки и дедушки? (Нет) А может у вас одинаковые семейные фотографии? (Нет) Конечно же, нет, но основы семейных традиций сохраняются.

Это - (дети повторяют традиции)

Фундамент – это ваша родословная

Стены - это уважительное отношение к старшим

Окна – это семейный альбом

Двери – это семейные праздники

Учитель: Ребята, а знаете ли вы такой семейный праздник, как «День семьи, любви и верности», иначе в народе говорят «День Петра и Февронии». Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских - покровителям супружеской верности, любви и семейного счастья. Этот праздник сравнительно молодой. Впервые в России он отмечался 8 июля 2008 года. Именно в этот день многие влюблённые желают создать семью. Этот праздник сравним с католическим праздником Святого Валентина, когда все люди дарят друг другу валентинки в виде сердечек. А символом этого праздника является ромашка.

Учитель: Ребята, понравилось занятие?

Дети: Да!

Учитель: Ребята, чтобы в наших домах сохранялись и продолжались наши традиции, в семье должны царить любовь и гармония. Так давайте же украсим нашу землю красивыми ромашками, символом семейного очага! (Дети прикрепляют готовые ромашки на доску, на фоне домов и пейзажа под сопровождение музыкального ролика «День семьи, любви и верности»)

Учитель: У нас получился замечательный праздник! А любой праздник заканчивается угощением гостей. У нас на празднике тоже присутствовали гости и мы угостим их по одной большой конфете, чтобы они могли продолжить такую замечательную традицию, как семейное чаепитие!

Учитель: Всем большое спасибо за внимание! Наш праздник подошёл к концу! До свидания!