Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
- Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, развивать навыки проведения опытов. Развивать познавательный интерес, воображение.
- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
- Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Методы и приемы:
- практические: эксперимент, опыт.
- наглядные: показ опытов.
- словесные: объяснение.
Материалы и оборудование:
- Демонстрационный материал: видеоролик «Самолеты. Анималики», аудиозапись «Часики», «Дождь», билет на самолет, подборка картинок по теме «Египет», мел, уксус, пластмассовый стакан, бутылка с водой, ткань, картон, тетрадь, бумажная салфетка, целлофан, палочки (шпажки), карандаш, ложка, пипетка, монеты, кубик, книга на леске, перышко.
- Раздаточный материал: трубочки для соков (по количеству детей), пластиковые стаканы, подносы, салфетки,
Ход занятия
Организационный момент.
(Дети встают в круг, здороваются с гостями)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.
Давайте поприветствуем их.
Ведущий:
- Ребята, вы хотели бы со мной пойти в лабораторию к профессору Почемушкину?
- Вы знаете, что такое лаборатория? (лаборатория – это специальное место, где проводят опыты и эксперименты).
- А как вы думаете, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (они хотят разгадать загадки природы).
- Давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории. (В лаборатории нужно вести себя тихо, не мешая никому, трогать без разрешения ничего нельзя, быть аккуратным, внимательным и осторожным.)
Ведущий:
Кто шагает дружно в ряд?
Это «ЛУЧИКОВ» отряд!
Почему шагаем дружно?
Потому что в лабораторию нам нужно….
Ведущий: Вот мы, и на месте….
- Здравствуйте, профессор! (Никто не отвечает)
- Почему его нет. Вот его халат, странно…
(шум за дверью…) Входит Профессор, с чемоданом…
Ведущий: Здравствуйте, Профессор! А мы к вам в гости… А почему, вы с чемоданом?
Профессор: Здравствуйте, ребята! Рад вас видеть…но от этой холодной и пасмурной погоды, я себя плохо чувствую… Вот купил билетик… Лечу в теплые края - в Египет, погреться, здоровье поправить…
Ведущий: Ой, а как же мы, что же нам делать?
Профессор: Я, придумал! Давайте вместе отправимся в путешествие! Мы много нового и интересного увидим в этой стране!
Ведущий: Это хорошая идея! А как мы туда доберемся? Путь-то не близкий!
Профессор: Конечно, на самолете…Приготовились…!
(ПЕСНЯ «САМОЛЕТЫ-АНИМАЛИКИ», ВИДЕОРОЛИК)
НА СЛАЙДЕ – ЕГИПЕТ
Ведущий: Ребята, посмотрите, как красиво! Пески, пальмы, пирамиды, статуи древних египтян…
Уважаемый, Профессор, а что это такое?
СЛАЙД - БОЛЬШОЙ СФИНКС
Профессор: Это известная скульптура «Большой Сфинкс». Она располагается на западном берегу реки Нил. Это древняя скульптура, высеченная из известковой скалы в форме Сфинкса- лежачего на песке льва. А лицо сфинкса очень похоже на лицо древнего фараона Хефрена.
СЛАЙД - ФАРАОН ХЕФРЕН
Ведущий: Ой, а что это с лицом сфинкса, он без носа?!
СЛАЙД - СФИНКС БЕЗ НОСА
Профессор: Это можно объяснить естественным разрушением камня – многовековое действие ветра и влаги…
Ведущий: Уточните, пожалуйста, как это? Разве вода может разрушить такой большой камень?
Профессор: Как я говорил, статуя сделана из известковой скалы, а известь-тот же мел…которым вы пишите на доске… С ним и проведем первый опыт…
1 ОПЫТ «ПОЖИРАТЕЛЬ МЕЛА»
Ведущий: Спасибо, теперь понятно…
СЛАЙД - АРАВИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ
Профессор: Уважаемые ребята, а вы знаете, что такое ПУСТЫНЯ?
Ведущий: Аравийская пустыня- самое суровое место в Египте. Хотя, как такое может быть?! Днем- очень жарко, ночью- очень холодно, так там еще и сильные ветры и песчаные бури и очень редко бывают дожди…
Профессор: Да, все верно…А, я предлагаю проверить на опыте, можно ли с помощью воздуха передвинуть предмет? Устроим с вами ветродуй!?
2 ОПЫТ «ДВИГАЕМ ПРЕДМЕТЫ»
ЦЕЛЬ: убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.
(К книге привязать леску - дуть всем вместе…)
Ведущий: Ребята, посмотрите на часы… Не пора ли нам отдохнуть?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЧАСИКИ»
СЛАЙД - ПАЛЬМА СРЕДИ ПЕСКОВ
Ведущий: Ребята, посмотрите на это диво? Среди песков растет зеленое растение! Кто знает, как оно называется? (ПАЛЬМА). Что-то оно маленькое, засохшее какое-то! Как же ему помочь? (НАДО ПОЛИТЬ). А где ж взять воду? Тут же один песок!
Профессор: В Египте есть большая река Нил. Давайте наберем воды из нее…
СЛАЙД - РЕКА НИЛ
Ведущий: А как же нам набрать воды? Ведь ведер у нас нет?
Профессор: Но у нас есть трубочки…И сейчас мы узнаем, как с помощью трубочек можно перенести воду…
3 ОПЫТ «КАК С ПОМОЩЬЮ ВОЗДУХА УДЕРЖАТЬ ВОДУ В ТРУБОЧКЕ»
ЦЕЛЬ: узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке.
Результаты отметить в листе.
СЛАЙД - БОЛЬШАЯ ПАЛЬМА
Ведущий: Какие вы, молодцы!!! Помогли деревцу!
ЗВУК и СЛАЙД «ДОЖДЬ»
Ведущий: Ой, что это? Дождь? Редкое явление для пустыни!
Профессор: Да, дождь в пустыне большая редкость. Бывает один раз в 5, 10 или 15 лет… Потоки воды, буквально обрушиваются с неба на землю, и такое явление длится всего 5 минут. Дождь в Египте явление не только редкое, но очень знаменательное, в такие дни в стране объявляется выходные…
Ведущий: А, как же нам укрыться от такого дождя, мы не взяли с собой зонты?!
Профессор: Не переживайте! Посмотрите сколько у нас тут разных вещей: ткань, картон, тетрадный лист, бумажная салфетка, целлофан…
Ведущий: А, все ли может нас укрыть от дождя?
Профессор: Это мы сейчас и проверим…
4 ОПЫТ «КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ НЕ ПРОПУСКАЮТ ВОДУ?»
ЦЕЛЬ: узнать, какие материалы как пропускают воду.
Результаты отметить в листе.
Ведущий: Профессор, мне кажется, чтонам пора с ребятами уже возвращаться в детский сад…
Профессор: Вы, правы…И мне пора, у меня в лаборатории еще столько дел…Давайте возвращаться… Хотя так не хочется!
(ПЕСНЯ «САМОЛЕТЫ-АНИМАЛИКИ», ВИДЕОРОЛИК)
Ведущий: Спасибо уважаемый профессор, за интересное путешествие!
Профессор: Мне тоже было с вами очень интересно! До новых встреч, дорогие мои друзья!
(уходит)
Ведущий и дети: До новых встреч, уважаемый профессор Почемушкин…
Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!
Подводится итог занятия.
- Где мы сегодня с вами побывали?
- Что нового вы узнали от профессора Почемушкина?
- Я думаю, что профессор Почемушкин обязательно пригласит нас еще раз в свою лабораторию или увлекательное путешествие.
- Давайте попрощаемся с нашими гостями!