Организация краеведческой работы школьников в условиях дополнительного образования

Разделы: Краеведение, Дополнительное образование


Краеведческая работа является одной из форм гражданского и патриотического воспитания детей. Школьное краеведение способствует гражданскому становлению, формирует нравственные качества человека. Именно с любви, уважения человека к малой родине начинается гражданское и патриотическое воспитание. Родной край – это место, где родился и вырос человек. Это – люди, природа, окружающая среда. Родной край, его люди, природа, все, что проходит через сознание, становится частью человеческой судьбы.

Краеведение помогает школьникам почувствовать свою причастность к истории и культуре родной земли. Оно раскрывает связь родного края, города, села с великой родиной, помогает почувствовать к ней причастность каждой семьи, и признать своим долгом, стать достойным наследником лучших традиций родного народа.

Цели и задачи педагогической деятельности направлены для решения проблемы патриотического, гражданского воспитания школьника.

Главная цель:

  • Формирование общечеловеческих ценностей, качеств личности и гражданского патриотизма.
  • Воспитание чувства любви к своей Малой Родине - родному селу, улусу;
  • Воспитание гражданина знающего, уважающего свои корни, культуру, традиции, обычаи родного народа;

Тема методической работы: «Приобщение учащихся к научно-исследовательской работе по изучению истории родного края».

Юные краеведы занимаются по программе «Родной край». В программу включена научно-исследовательская и проектная работа.

Исследовательская и проектная работа ведется на основе программы по истории Отечества, опирается в целом на сформулированные в ней образовательно-воспитательные задачи, имеет при этом свои особенности, включает историю родного улуса.

Впервые научное общество воспитанников (НОВ) был создано еще в 2000 году. Количество членов научного общества увеличивается каждым годом. Одной из особенностей научного общества воспитанников является то,что с первых дней существования он объединяет учащихся , увлеченных как различными областями науки, так и теми проблемами в области истории развития родного улуса. Таким образом, учащиеся не только овладевают новыми знаниями, но и активно включаются в посильное участие в жизни родного улуса. В работе общества стали традиционные мероприятия как «Час науки», краеведческие чтения.

Вся деятельность общества проводится в тесном сотрудничестве с:

  • Улусной детской библиотекой;
  • Историко-этнографическим музеем села;
  • Советом ветеранов села;

С целью подготовки учащихся к разработке рефератов, докладов, ежегодно, в начале учебного года работниками библиотеки проводятся специальные курсы на темы «Выполнение и оформление рефератов, докладов, подбор литературы». Подготовка и проведение мини-олимпиад, интеллектуальных игр-викторин «День Знания», «Час науки», проведение краеведческих чтений – все это стало основой работы научного общества.

Юные исследователи принимают активное участие на улусных Аммосовских чтениях, Винокуровских чтениях, на НПК «Шаг в будущее». Члены общества изучают жизнь и деятельность славных земляков - видных политических, общественных и государственных деятелей М.К.Аммосова и И.Е.Винокурова.

С 2010 года юными краеведами проводится систематический тематический сбор поисковых материалов, воспоминаний, их архивация для виртуального музея «История развития Детского центра». Наш музей служит богатым источником информации для изучения истории родного края. Содержание работы виртуального музея рассказывает о становлении и развитии Детского центра, начиная с открытия Дома пионеров в Намском районе.

Многообразна краеведческая деятельность воспитанников кружка. Воспитанники изучают краеведческую, мемуарную и историческую литературу в библиотеках и архивах. Многие стали участниками увлекательных дел летнего лагеря «Поиск». Во время летнего лагеря работает краеведческий отряд «Поиск», который занимается сбором материалов для виртуального музея.

Интерес к творчеству писателей, поэтов земляков, исследовательская работа по их творческой работе расширили кругозор учащихся, повысили интерес к истории. В музей поступают копии их работ. Все фотоматериалы выполняются слайдовой работой с гиперссылкой. Начиная еще с 2006 года наш Центр работает в тесном сотрудничестве с Намской начальной общеобразовательной школой по дополнительной общеобразовательной программе «Родной край». За последние два года ведется работа по линии ФГОС.

Содержание работы с классом заключает в себе целенаправленную исследовательскую деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий. Результат работы показывает на повышение активности, самостоятельности учащихся.

Тематические беседы об истории родного края по разделам, посещение музеев, выставок, организации встреч с героями и очевидцами боевых операций, практические учения в мероприятиях, посвященных в увековечении памяти героев отдавших жизни в боях за Родину, стали традиционными формами и методами работы с учащимися в деле патриотического воспитания.

Таким образом, в процессе краеведческой работы учащихся активно и самостоятельно усваивают весь учебный материал, приобретают знания, необходимые в жизни. Тем самым расширяют кругозор, ближе знакомятся с историей развития жизни страны. Именно краеведческая работа воспитывает любовь к родине, гордость за свой народ и замечательных людей настоящего и прошлого.