Реализация технологии разноуровневой дифференциации на уроках с помощью УМК «Начальная школа 21 века»

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: УМК «Начальная школа 21 века», разноуровневое обучен


Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению.

Поэтому в 1 классе в начале учебного года провожу педагогическую диагностику, разработанную авторами Журовой Л.Е., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И., Кочуровой Е.Э., которая помогает определить сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют ᴏсʜову усвоения этих предметов. Полученные данные использую для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.

Для того, чтобы выяснить, насколько успешным было обучение, провожу педагогическую диагностику успешности и ежегодно в начале, середине и конце учебного года.

Это даёт возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; определить уровень достижений каждого ученика, установить, каковы успехи в формировании его учебной деятельности

Вместе с тем педагогическая диагностика имеет прогностическое значение, так как позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые нужно применить для ликвидации пробелов в его развитии. Анализ результатов ϶ᴛᴏй диагностики показывает, кому из детей нужно дать дополнительные задания из коррекционно-развивающих тетрадей, чтобы устранить пробелы, выявленные в ходе первого диагностического обследования.

На основе диагностических данных выделяю группы детей по уровню готовности к школе:

  • 1 группа – с высоким уровнем готовности
  • 2 группа – с средним уровнем готовности
  • 3 группа – с низким уровнем готовности

С учётом этих результатов на уроке провожу дифференцированное обучение.

Первая группа — это дети с очень высоким уровнем готовности к обучению. Если не обратить на них должного внимания, не предложить им заданий, способствующих углублению знаний, дальнейшему повышению уровня их интеллектуального развития, успешному формированию элементов учебной деятельности, то уже через несколько месяцев у этих детей резко снизится познавательная активность, ослабнет интерес к школьным занятиям.

Поэтому считаю, что наиболее эффективный путь — углубление материала в рамках тех учебных операций и действий, которые осваивают на уроке все дети. Большое количество такого материала для детей с высоким уровнем готовности к школе включено в основной учебный комплект. Эти задания, как правило, отмечены особым значком «Сообрази!» Каждый урок в учебнике и тетрадях содержит избыточное количество учебного материала. Его я даю именно этой категории учащихся. Этим детям предлагаю для самостоятельного выполнения также задания из коррекционно-развивающих тетрадей «Я учусь считать» и «Я учусь писать и читать» задолго до того, как этот материал будет предложен остальным детям. Тем самым снимается и существенный психологический барьер — работа в этих тетрадях воспринимается как награда, а не как наказание для «слабых» детей.

Третья группа — дети с низким уровнем готовности к обучению. При обучении детей с низким уровнем готовности следует учитывать: зрительное и пространственное восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание, зрительно моторные координации; особенности самоорганизации (неумение организовать свою деятельность, запомнить последовательность составляющих одно действие операций и т.п.).

В связи с этим в процессе работы с детьми увеличиваю долю групповой работы, при этом группы и задания для них подбираются в зависимости от типа испытываемых трудностей. Такая организация работы класса даёт и учителю дополнительное время для индивидуальной работы с детьми. Можно выделить несколько принципов организации таких групп. Первый — по профилю трудностей: в результате диагностики мне стали известны конкретные трудности детей класса, на основании этого выделяю группы детей с трудностями ориентировки в пространстве или с нарушениями моторики или группу с нарушением фонематической дифференциации звуков. Знание состава этих групп позволяет выбирать определенные задания из рабочих тетрадей. Например, предложив двум группам выполнить в тетради задания на развитие моторики и пространственной ориентации, я поработаю с третьей группой устно.

Второй принцип организации групп связан со степенью успешности овладения программным материалом, отрабатываемым на определенном этапе обучения. При работе с детьми с низким уровнем готовности соблюдаю поэтапность формирования действий, отработку и закрепление каждого этапа. Причём для них отбираю наиболее простые задания в рабочих тетрадях. Часть заданий нахожу и в коррекционно-развивающих тетрадях.  Для таких детей увеличиваю количество упражнений для успешной автоматизации навыка. В математике — это введение дополнительных заданий на отработку операций сложения и вычитания, на усвоение понятий «увеличить (уменьшить) на несколько единиц». При обучении грамоте это задания, направленные на отработку каждой операции, осуществляемой в процессе звукового анализа: и интонационное выделение звука в слове, и качественная характеристика звука, и определение позиции каждого звука, и обозначение его фишкой или буквой.

Виды педагогической поддержки, используемые на уроке:

  • образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения и оформления;
  • справочные материалы в виде, схемы, таблицы, и т.п.;
  • памятки, планы, алгоритмы, способы работы;
  • наглядные опоры, иллюстрации, модели;
  • дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных терминов;
  • указание на какую-нибудь существенную деталь, особенность);
  • план выполнения задания;
  • начало или частично его выполнение.

Стараюсь на каждом уроке выделить несколько минут специально для дифференцированной работы. Ученикам высокого и среднего уровня готовности к школе даю самостоятельно работать в коррекционной тетради на первых ее страницах. А тех детей, у которых диагносцировала низкий уровень готовности к обучению, вызываю к доске и, например, провожу с ними короткую речевую разминку, на которой учу определять частотный звук в стихотворении, повторять слова с заданным звуком, называть свои слова с этим звуком, —все эти задания служат последующему успешному проведению звукового анализа. [3]

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; уроки закрепления.

Например, на уроке литературного чтения во 2 классе учащиеся работают с текстом изученного произведения С. Романовского «Русь» с целью развития читательской зоркости и навыка чтения. Предлагаю детям задания разного уровня сложности:

  • 1 группе - прочитать абзацы 1 и 6 (небольшие по объёму, содержат простые синтаксические конструкции и т.д.);
  • 2 группе – найти и прочитать описание каждого персонажа (дети находят нужные абзацы и самостоятельно читают);
  • 3 группе – найти и прочитать описание поступков героев произведения, выделить нужные абзацы.

В тетрадях по литературному чтению разноуровневые задания дают учителю простор для осуществления дифференцированного обучения. Например, на уроке идёт работа с русской народной сказкой «Белые пёрышки» После первого знакомства с произведением и выполнения заданий к тексту учитель может работать с группами учащихся: первая группа (хорошо читающие дети) переходит в самостоятельной работе в тетради; вторая группа (дети владеющие плавным слоговым чтением) выполняет отдельные задания по указанию учителя. .[4]

Например, русский язык, 3 класс. Тема: "Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц ". («Русский язык» автор С.В. Иванов)

1 группа. Запиши слова в два столбика. В первый запиши слова с ударными окончаниями, во второй - с безударными: кирпич...м, сердц..м, лапш...й, пшениц...й.

2 группа. Поставь данные существительные в форму творительного падежа и запиши: калач, малыш, Наташа, душ, роща.

3 группа. Запиши слова в 2 столбика в зависимости от места орфограммы в слове: Меч..м, ш...потом, ш...рохом, ш...рсткой, циркач...м, еж...м, ж...лудем, чертеж.м, крыж.вником, свеч...й.

Как одна из форм разноуровневого обучения на уроках русского языка и математики, может быть самостоятельный выбор заданий, т.е. ученики сами выбирают уровень заданий, над которым они работают. Здесь ученики сами оценивают свои знания и возможности. На первых этапах этой работы я столкнулась с тем, что одни ученики переоценивают свои возможности, другие наоборот – недооценивают. Но при систематической работе в данном направлении, ребята сами подходят к правильному выбору заданий для себя.

Осуществляя групповую дифференциацию, пользуюсь специальными рабочими тетрадями, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. По русскому языку - «Учусь писать без ошибок», по математике - «Дружим с математикой», «Дидактические материалы по математике». Эти тетради помогают устранить причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов.

В своей работе я руководствуюсь следующими требованиями: создаю атмосферу, благоприятную для учащихся, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован, и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.

Специфические особенности ребенка нужно учесть при построении взаимодействия. На уроке стараюсь создать обстановку принятия, поощрения, не сравнивать его с другими детьми, показывать значимость его мнения и участия в общей деятельности, опираться на его успех. Как пишет И.В.Дубровина, нужно, чтобы учитель рассматривал каждого ученика с позиции "оптимистического взгляда на возможности его развития".

Дифференциация обучения - ключ к сохранению индивидуальности ребёнка.

В результат использования дифференцируемого подхода в обучении:

  • повышается уровень мотивации учения;
  • каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;
  • реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
  • сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, выполнять задания в меру своих сил, чувствовать уверенность, видеть свой успех и усваивать программу.

Литература

1. Богачёва Е.А. Управление дифференцированным обучением в школе. Проблемы и перспективы. - Кострома: КОИРО, 2010.

2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 1 класс. – М.: Росмэн.

3. Журова Л.Е. Беседы с учителем. 1 класс. - М.: Вентана-Графф, 2000.

4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие- М.: Вентана-Графф, 2013.