Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "По страницам календаря"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Представленный конспект может быть использован педагогами подготовительных групп для закрепления полученных знаний по теме «Измерение времени – календарь» (ПрООП ДО «Истоки»). Ориентирование детей во временных отрезках, таких как время года, месяц, неделя, день, представляет трудности для дошкольников, поэтому от того, насколько доступно, красочно и наглядно педагог донесет до детей эту информацию, будет зависеть уровень усвоения программного материала.

Занятие проходит в форме игры-путешествия по страницам календаря, на каждой из которых дети знакомятся с одним из его элементов: временами года, месяцами, неделями, днями и состоит из трех частей.

Первая – мотивация детей, пробуждение интереса к последующей деятельности (игра в лото), вторая часть – содержательная (путешествие детей по страницам календаря, предполагающая решение проблемных ситуаций, таких как поиск персонажей и коллективное составление паззла).

Заключительным этапом является составление памятки, которая должна помочь детям систематизировать имеющиеся знания об измерении времени.

Цель: Систематизация и закрепление знаний временных отрезков (год, время года, месяц, неделя).

Задачи:

обучающие:

  • продолжать знакомить детей с устройством календаря;
  • закрепить названия времен года, месяцев, дней недели;
  • продолжать формировать представления о цикличности времени;
  • обучать детей оперировать условными знаками для определения количества дней в месяцах;
  • знакомить с принципом создания элементарной памятки для закрепления полученных знаний.

развивающие:

  • вовлекать детей в диалог, побуждать к рассуждениям;
  • воспитывать интерес к изобразительному искусству и классической музыке;
  • продолжать развивать познавательную и творческую активность детей, внимание и мышление.

воспитательные:

  • продолжать формировать умение работать коллективно;
  • продолжать воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам.

Предварительная работа: Создание календаря с детскими иллюстрациями к каждому времени года, конструирование календаря из бумаги путем сложения листа в коробочку, организация выставки «Такие разные календари», знакомство с произведениями художественной литературы по теме, разучивание стихотворений, систематическое повторение временных отрезков в течение года.

Оборудование и материалы: Детское лото «Времена года», магнитные цифры, перекидной календарь, мультимедийная презентация (Приложение 1), атрибуты для физкультминутки «Времена года» (снежинки – зима, цветы – весна, бабочки – лето, кленовые листья – осень), фигурки персонажей (старик Годовик, Емеля), круг-паззл «Круглый год».

Ход занятия

Дети собираются вокруг воспитателя, у которого в руках коробка. Доброе утро, ребята! Посмотрите, сегодня я приготовила для вас интересную игру. Давайте ее рассмотрим. Здесь есть игровые поля и карточки. Что это за игра? (ответ детей: лото)

Правильно, это лото. Давайте сыграем: я положу карточки в мешочек, а игровые поля раздам вам. Но сначала давайте посчитаем, сколько их у нас (ответ детей: 1, 2, 3, 4).

А сколько же сейчас детей в группе? Как узнать? (ответ детей: надо посчитать).

А как правильно посчитать? Я напомню, что нужно никого не пропустить и не посчитать дважды. Кто сможет? Один ребенок пересчитывает детей. Обозначьте, общее количество детей нужной цифрой.

Второй ребенок выполняет задание.

Молодцы! А теперь подскажите, сколько среди ребят девочек, а сколько мальчиков.

Аналогично  определяется и обозначается количество девочек, затем мальчиков.

Отлично, мы узнали количество ребят в группе. И оказалось, что вас больше, чем карточек. Как же поступить, чтобы в игре смогли принять участие все ребята? (ответы детей: надо разделиться на группы). Разделитесь, пожалуйста, на 4 группы таким образом, чтобы у каждого игрового поля оказалось одинаковое количество детей.

Дети выполняют задание воспитателя.

Вы молодцы! Теперь каждая команда выберет себе одно игровое поле и скажет мне, посовещавшись, какой теме будет посвящена наша игра? Рассмотрите, что общего у всех этих картинок на поле. Итак, как думает первая группа и т.д.? (ответы детей: осени, лету, зиме, весне)

Воспитатель параллельно прикрепляет на доску картинки с временами года.

А как одним словом мы сможем назвать зиму, весну, лето и осень? (ответы детей: времена года). Молодцы, наше лото так и называется: «Времена года». Давайте сыграем!

Проводится коллективная игра в лото.

Итак, ребята, мы не просто так вспомнили про времена года, ведь сегодня нам предстоит небольшое путешествие по… страницам календаря! (слайд 1 «По страницам календаря»).

Ведь не зря еще с прошлого года мы с вами начали знакомство с такой полезной вещью, как календарь. Помните, мы даже создавали свой собственный настенный календарь с иллюстрациями ручной работы? А еще у нас в группе была выставка разнообразных календарей, которые многие из вас приносили из дома! Итак, а напомните мне, что же такое календарь? (свободные высказывания детей).

Действительно, календарь – год, разделенный на времена года, месяцы, недели и дни! (слайд 2 «Календарь»)

Предлагаю начать с самой большой страницы, на которой поселились четыре брата (слайд 3 «Времена года»).

Кто подскажет, что же это за братья и как их зовут? (ответы детей: времена года, зима, весна, лето, осень)

Каждое из них прекрасно по-своему. И зима, и весна, и лето, и осень имеют свои особенности и краски. Какого цвета у нас зима, весна, лето, осень? (свободные аргументированные ответы детей)

Ребята, вы отлично описали каждое из времен года, но вы знаете, что природа, ее краски и особенности вдохновляли многих писателей и поэтов, которые сочиняли чудесные рассказы и стихи, художников, писавших волшебные картины, композиторов, подаривших нам незабываемые мелодии. И сейчас мы познакомимся с картинами русского художника А.К.Саврасова и музыкой А. Вивальди, которые будут посвящены именно временам года. Давайте послушаем, посмотрим, попробуем узнать в картинах и музыке зиму, весну, лето и осень! (слайд 4, смена изображений по щелчку).

Итак, а скажите мне, пожалуйста, кроме слов, рисунка или музыки, в чем еще можно выразить свои чувства и впечатления? (ответ детей: в танце). Молодцы, а как называют человека, который занимается танцами? (ответ детей: танцор).

Вот сейчас я вам и предлагаю побыть танцорами и изобразить каждое время года в танце. Посмотрите, здесь лежат снежинки, весенние цветы, бабочки и осенние листья. Возьмите, пожалуйста, каждый себе по два одинаковых атрибута и давайте исполним танец, посвященный каждому времени года. Двигаться можно как угодно, только не мешать друг другу! Танцуем мы только тогда, когда слышим музыку, относящуюся именно к вашим атрибутам (снежинки – зима, цветы – весна, бабочки – лето, листья – осень).

Проводится физкультминутка «Времена года» (слайд 4 демонстрируется еще раз).

Молодцы, ребята! Кладите свои атрибуты на место и усаживайтесь поудобнее. Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки «Старик Годовик» Владимира Даля.

 «Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы…»

Ответьте мне вот на какой вопрос, каких же таких трех птиц выпускал старик из своего рукава целых четыре раза? (ответы детей: месяцы).

Молодцы! А почему же их было именно три, а не пять и не десять? (ответы детей: потому что в каждом времени года три месяца).

Итак, мы с вами оказываемся на второй странице календаря, где будем вспоминать, какие месяцы относятся к каждому времени года и составляют, следуя друг за другом, целый год! (слайд 5 «Месяцы»).

Сейчас нам предстоит отыскать в группе нашего первого героя, которому нужна помощь.

Дети ищут коробку с персонажем и паззлом «Круглый год», ориентируясь на инструкцию воспитателя, который заранее прячет ее в группе и называет ориентиры.

Отлично! Вы очень быстро справились! А теперь помогите старику-годовику снова собрать рассыпавшиеся месяцы в один круг!

Коллективное составление паззла «Времена года» на ковре.

Посмотрите, у нас действительно получился настоящий круглый год! Давайте сосчитаем и назовем месяцы, которые составляют этот круг. Мы начнем с января, ведь именно 1 января наша страна отмечает один из самых любимых праздников – Новый год! И чтобы не забыть, с какого месяца мы начинаем отсчет, я положу сюда вот эту снежинку, которая украшает нашего гостя.

Дети считают и называют месяцы по часовой стрелке, начиная от снежинки.

А теперь давайте проверим, все ли мы сделали правильно. И поможет нам в этом отрывок из знакомого всем нам мультфильма «12 месяцев». Просмотр отрывка из м/ф «12 месяцев» (слайд 6 «12 месяцев»).

Как сказал придворный профессор из мультфильма, который мы сейчас посмотрели: таков закон природы: месяцы следуют друг за другом и не бывать никогда по-другому! Не бывать апрелю прежде февраля и марта, а сентябрю прежде лета красного! И теперь мы этого уже никогда не забудем.

Каждый из месяцев, в свою очередь, состоит из дней, количество которых 30 или 31. Есть среди них и самый короткий – февраль, дней в нем всего 28. Мы с вами отправляемся на следующую страницу нашего календаря (слайд 7 «Дни в месяцах»).

На ней мы узнаем, как определить, сколько дней в каждом месяце. И помогут нам в этом наши кулачки! Посмотрите, на кулачке мы можем увидеть горки и ямки.

Воспитатель параллельно демонстрирует все действия на своем кулаке.

Если название месяца попадает на горку, то дней – 31, а если на ямку – 30. Ну а про февраль мы уже помним. Итак, приготовили кулачки и начинаем отсчет от горки на мизинце: это будет январь.

Коллективное определение количества дней в месяцах по косточкам.

Ребята, теперь благодаря своим кулачкам, вы всегда сможете определить, сколько дней в каждом из месяцев!

Кроме этого, дни месяца объединяются в недели. Каждая неделя всегда одинакова, дней в ней ровное количество. Кто помнит, сколько дней в неделе? (ответы детей: 7).

Итак, мы с вами подошли к последней странице нашего календаря, на которой вспомним дни недели (слайд 8 «Неделя»).

И поможет нам в этом всем нам знакомый бездельник из русской народной сказки Емеля (слайд 8, щелчок). А кстати, кто такой бездельник? (свободные ответы детей).

Как вы думаете, где мог притаиться этот лентяй, любивший сидеть на печи? Наверное, там, где у нас в группе теплее всего!

Дети находят перчаточную куклу на батарее.

А вот и он! Сейчас он вам расскажет и покажет, какая у него непростая неделя! (стихотворение сопровождается показом слайда 8 «Неделя», по щелчку)

Мы спросили у Емели: 
- Назови нам дни недели! 
Стал Емеля вспоминать. 
Стал Емеля называть. 
Дядька крикнул мне: Бездельник! 
Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК. 
На чердак я влез, и дворник 
Гнал метлой меня во ВТОРНИК. 
В СРЕДУ я ловил жука 
И свалился с чердака. 

Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами 
И застрял под воротами. 
В ПЯТНИЦУ дразнил собаку, 
Разорвал себе рубаху. 
А в СУББОТУ - вот потеха - 
На свинье верхом поехал. 
В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал, 
На мосту лежал, скучал, 
Да с моста свалился в реку - 
Не везет же человеку!

Вот такой он наш Емеля! Я хочу пожелать ему, чтобы он перестал лениться, а что, ребята, вы бы пожелали этому бездельнику? (свободные высказывания детей).

Ребята, вот и подошло к концу наше небольшое путешествие по страницам календаря. И мне очень хочется, чтобы вы никогда не забывали, что год наш состоит из времен года, месяцев, недель и дней. А как же надо поступить, чтобы не забыть что-то важное? (ответы детей: записать, нарисовать)

Правильно! Когда информация записана, ее забыть сложно, поэтому давайте сделаем памятку, посвященную измерению времени – календарю! (Приложение 2).

Посмотрите, здесь лежат разноцветные листы, выберите себе тот, который вам больше нравится, и присаживайтесь за стол. Рассмотрите внимательно свой лист: он разделен на четыре части, как и у меня на экране (слайд 9).

В левой верхней части – место для времен года. В правой верхней – для месяцев. Внизу слева нам надо расположить правило определения количества дней в месяце, а внизу справа – дни недели. Возьмите с тарелочек нужные детали, с каждой по одной, клей и давайте попробуем заполнить нашу памятку красочными изображениями (слайд 9 заполняется по щелчку параллельно с детьми).

Наша памятка готова, вы сможете забрать ее домой, повесить на видное место, где она будет напоминать вам о нашем небольшом путешествии по страничкам календаря.