Программа воспитания и социализации суворовцев предусматривает формирование нравственного уклада жизни в УссСВУ, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность суворовцев, основанную на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности училища, семьи и других субъектов общественной жизни. Данная программа является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения, поскольку личность выпускника трактуется во ФГОС как активная, социализированная, умеющая адаптироваться к изменяющимся общественным условиям. Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в рамках ФГОС классифицированы по направлениям, каждое из которых, тесно связанно с другими и раскрывает особенности развития личности гражданина России.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования состоит из следующих блоков:
- 1 блок - программа духовно-нравственного развития обучающихся,
- 2 блок - программы социализации и профессиональной ориентации обучающихся,
- 3 блок - программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, на героических традициях российской армии и флота, Вооруженных сил Российской Федерации, а также подготовку к военной или иной государственной службе.
Воспитание и социализация обучающихся осуществляется по приоритетными направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание;
- воинское воспитание;
- воспитание социальной ответственности и компетентности; воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- интеграция учебной и внеурочной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на основные направления (духовно-нравственное, культура здорового и безопасного образа жизни, патриотическое и т.д.) программы воспитания и социализации обучающихся.
Способ организации внеурочной деятельности включает ребёнка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы образовательного учреждения по направлениям внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности учащихся.
Внеурочная деятельность в учреждении реализуется через такие формы как психологические тренинги, экскурсии, секции, конференции, диспуты, круглые столы, соревнования, различные исследования, общественно-полезная деятельность, классные часы.
Виды внеурочной деятельности:
- игровая, познавательная,
- досугово-развлекательная,
- художественное творчество,
- социальное творчество (социальные проекты),
- трудовая деятельность,
- спортивно-оздоровительная и др.
Программа внеурочной деятельности реализуется:
- начальниками курса,
- воспитателями,
- педагогами-психологами,
- педагогами-организаторами,
- учителями-предметниками,
- педагогами дополнительного образования.
Результаты внеурочной деятельности условно можно разделить на общие и частные.
К общим результатам можно отнести:
- приобретение учащимися социального опыта, опыта самостоятельного общественного действия;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям.
К частным результатам отнесём изменения в «образе личности» в младшего и старшего подростка.
«Образ личности» младшего подростка (5-7 классы):
- обученность и знание основ программы, владение навыками самообразования; позитивное отношение к процессу учёбы, понимание необходимости разностороннего образования;
- стремление к лучшим результатам и участие в различных соревнованиях и конкурсах «За честь училища»;
- желание активной творческой деятельности (как на уроках, так и во внеурочных мероприятиях);
- дисциплинированность и осознанное принятие правил и обязанностей суворовца;
- саморегуляция собственного отношения, поведения и потребностей;
- развитие взаимопомощи;
- уважение «другого мнения», умение аргументировать свою точку зрения;
- потребность в физическом совершенствовании и укреплении здоровья.
«Образ личности» старшего подростка (8-9 классы):
- овладение систематическими знаниями основ наук и представлениями о различных сферах человеческой деятельности, базовыми приемами самообразования и самовоспитания;
- усвоение основ коммуникативной культуры: умение высказываться, отстаивать свою точку зрения, умение слушать и слышать других;
- уважение себя и других людей;
- знание своих и чужих прав и умение их реализовывать и отстаивать;
- осознание необходимости развития своих физических качеств и практическое следование этому «осознанию».
«Образ личности» молодого человека на пороге зрелости (10-11 классы):
- сформирована нравственная и гражданская позиция;
- проявляет креативность в различных видах деятельности;
- владеет системой знаний о различных сферах человеческой деятельности, компьютерной грамотностью;
- умеет адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям и адаптировать эти отношения в соответствии со своей позитивной жизненной программой;
- владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации;
- владеет умениями и навыками культуры общения, способен поддерживать эмоционально устойчивое поведение, адекватное социальной ситуации; обладает чувством социальной ответственности;
- стремится к физическому совершенству, ведет здоровый образ жизни.
Проведя сравнительный анализ социально-культурных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ можно выделить следующие отличительные особенности:
- система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: идеалы чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные основы и направлена на формирование осознания каждым выпускником своей государственной и патриотической идентификации, суворовской (кадетской) корпоративной принадлежности;
- сочетание основных образовательных программ, включающий компонент, направленный на формирование знаний по основам подготовки к военной и государственной службе, с программами дополнительного образования, имеющих целью военную и специальную подготовку, с учетом специфики учреждения, а также практическими занятиями (полевые занятия, морская практика, военные сборы);
- использование в образовательном процессе положений гендерной педагогики, в основе которых раздельное обучение мальчиков и девочек; социально-психологические аспекты обучения: изоляция от родных и привычного круга общения;
- наибольшая по сравнению с другими образовательными учреждениями ограниченность прав и свобод личности;
- недемократический характер функционально-ролевых взаимодействий и отношений;
- наличие определённого социума, в выборе которого суворовец не принимает участия;
- преобладание коллективных отношений над личностными.
Система воспитательной деятельности в училище основана на главном компоненте: комплексе училищных ключевых дел. Содержание этих дел, общение и отношения, возникающие в процессе их подготовки, во многом обеспечивают воспитание и самовоспитание суворовцев.
Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этих этапах педагоги и воспитанники действуют вместе, как равноправные инициативные партнеры, что способствует формированию у суворовцев субъектной позиции, организаторских, коммуникативных и рефлексивных умений, развивает творческие способности и чувство ответственности. Эти дела носят комплексный характер, охватывая как учебную, так и внеучебную сферу, проходят один раз в полтора-два месяца, включая каникулы.
В ключевых училищных делах принимают участие все суворовцы с 5-го по 11-й класс, педагогические работники, родительская общественность и выпускники училища.
Взаимодействие суворовцев в процессе подготовки, реализации и рефлексии общеучилищных дел создает ситуацию их взаиморазвития: коллективы, находящиеся на стадии формирования, быстрее преодолевают болезни роста, сформировавшиеся коллективы получают стимулы к совершенствованию и обновлению.
В настоящий момент система ключевых дел училища предусматривает:
- посвящение в суворовцы; «День знаний»;
- «День Учителя»;
- «День Училища» (1 декабря);
- «День именинника»;
- «Новогодний марафон»;
- фестиваль защитников Отечества;
- фольклорный праздник «Большая Масленица»;
- «Мы - дети галактики!» (цикл мероприятий, посвященных Дню космонавтики);
- фестиваль «Салют, Победа!»;
- «Защитим детство!» (цикл мероприятий, посвященных дню Детства).
Тематические акции:
- «Милосердие»;
- «Мы за здоровый образ жизни»;
- «Подросток и закон»;
- «Говоря «НЕТ» вредным привычкам, ты говоришь «ДА» здоровью!»;
- «Комфорт своими руками»;
- «Чистота спасёт мир».
Конкурсы:
- конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»;
- конкурс эстрадной песни «Восходящая звезда»;
- конкурс творческих работ на тему «Больше всего в жизни я ценю...»;
- конкурс «А ну-ка, мальчики»;
- конкурс «Самый здоровый класс»;
- летние социальные практики.
Особое место в системе ключевых дел занимает Летняя творческая школа, где возникают и отрабатываются принципиально новые воспитательные среды, события, формы, направления воспитательной деятельности, которые служат инновационными моделями для воспитательной работы в течение учебного года.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов, когда материальные ценности доминируют над духовными. Поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, патриотизме. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Оно является одним из основных компонентов образовательного процесса в довузовском образовательном учреждении МО РФ, который помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Главный результат духовно-нравственного воспитания, заключается в освоении детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру и непринятия зла.
Список литературы.
1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
2. Бужигеева. М.Ю. «Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения» Педагогика. №8. 2002.
3. Шабалов А.Н. Школа и духовно-нравственное воспитание личности. – Газета «Росток», апрель 210.