Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; формирование стремления бережного отношения к языку.
- Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанное использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей.
- Предметные: знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, синтаксическую роль причастия, доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
Методы и формы работы на уроке: наблюдение за языковым материалом; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ресурсы:
- Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. – М.: Просвещение, 2017.
- Русский язык. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Часть I / сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2016.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя / Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2003.
- https://urok.1sept.ru/
Основные понятия: самостоятельная часть речи, грамматические признаки, имя прилагательное, глагол, причастие.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
– Добрый день, ребята. Я рада видеть вас, надеюсь, что у вас хорошее настроение и мы сегодня активно поработаем.
Проверьте готовность своих учебных мест, наличие учебных принадлежностей.
Теперь начинаем.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
1. Проверка домашнего задания (двое учащихся выполняют разборы заранее на перемене)
(работа с № 65, дополнительно был задан морфологический разбор одного глагола и одного прилагательного). Учащиеся определяют тему и основную мысль текста, находят средства выразительности, поясняют смысл метафоры «кудрявые берега».
Учащиеся-инофоны объясняют значение выражения «речка, тонущая в зеленых кудрявых берегах»; объясняют значение выражения «ладная русская речь» (если не выполнили работу дома, то выполняют её в классе при помощи толкового словаря)
Работающие у доски получают задание: выполнить морфологический разбор имени прилагательного и глагола, дать определение этим частям речи (монологичное высказывание после проверки разбора).
2. Самостоятельная работа с новым материалом.
Проблемная ситуация
Прочитайте предложение (№65): Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой речкой, тонущей в зеленых кудрявых берегах. (слайд) и выполните морфологический разбор слова «тонущей». Если вы в чем-то будете сомневаться, пишите карандашом.
Фронтальная беседа:
- Сравните свои записи с записями одноклассника, с чем вы согласны/не согласны? Объясните свою точку зрения.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какие грамматические признаки вы определили с легкостью?
- Может быть, вы хотите добавить какие-то другие грамматические признаки, признаки каких-то других частей речи? Какие?
- Попробуйте определить вид (как у глагола). Время?
- Сделайте вывод о том, какая перед вами часть речи.
Посмотрите на слайд и сверьте записи на доске, у себя в тетрадях и на слайде. Теперь вы можете сказать, о какой части речи мы говорим?
- Сформулируйте тему урока.
- Какую цель можем поставить перед собой на уроке? (научиться находить причастия в тексте и отличать их от других частей речи).
- Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить?
(1. Дать определение причастию как части речи.
2. Потренироваться в нахождении причастий в предложении и отличии их от других частей речи)
- Давайте проверим, правы ли вы (Слайд)
4. Построение проекта выхода из затруднения и реализация его.
- Почему морфологический разбор этого слова вызвал у вас затруднения? (по морфемным признакам и ряду грамматических признаков слово похоже на прилагательное (+ легко определяется род, число, падеж). Но, как и у глагола, можно определить вид и время)
- Итак, что же нам предстоит выяснить? (дать определение причастию как части речи)
- Что нужно знать, чтобы отличать причастия от прилагательных и глаголов?(знать грамматические признаки этих частей речи)
- Вспомним, по какому плану строится рассказ о части речи (1. Значение части речи и вопрос. 2. Грамматические признаки. 3. Синтаксическая роль)
- Каким способом вы можете ликвидировать этот пробел в знаниях? (прочитать в учебнике, узнать из рассказа учителя, выполнить определенные задания)
5. Реализация проекта.
Групповая работа (цель – работая по инструкции и выполняя ряд заданий, составить схему-определение причастия).
- Формулировать определение причастия вы будете в группе. Перед тем, как приступить к выполнению инструкции, вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе:
- Получив задание, разберись в нем.
- Не пренебрегай опытом других - он твой помощник.
- Определите, что вам понадобится в работе.
- Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.
- Согласовывай свою работу с другими.
- Вместе работали - вместе обсуждаем.
Для работы предлагается инструкция (на столах в печатном виде и спроецировано на экран). (Слайд)
- Прочитайте инструкцию. Какое задание вам необходимо выполнить? Каким должен быть конечный продукт? (схема-определение части речи)
Работа в группах (выполнение заданий в тетрадях)
Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила, например:
- Обсудим, достоинства каждой из схем (итог обсуждения – схема – зарисовывается в рабочую тетрадь)
- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? (знание о глаголах, прилагательных и их грамматических признаках)
- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?
- Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение определения (§ 12 с. 32).
- О чем мы не сказали, формулируя определение? (нет будущего времени, в предложениях могут быть иногда сказуемыми).
- Дополните схему необходимыми символами.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов.
Выполнение заданий с последующей взаимопроверкой. (Слайд)
Образуйте от глаголов причастия настоящего и будущего времени:
- бежать
- думать
- читать
- жечь
- пилить
Определите, от каких глаголов образованы причастия, определите грамматические признаки причастий:
- синеющий
- одетым
- горевшую
- брошенных
- смеющемуся
Оцените свою деятельность: (Слайд)
- + - уверен
- ? - сомневаюсь
- – - трудно
Теперь сверьте записи с эталоном (слайд), затем оцените работу своего соседа по критериям (Слайд)
Критерии взаимопроверки работ:
- «5» - без ошибок
- «4» - 1-2 ошибки«3» - 3-4 ошибки
- «2» - 5 и более ошибок
8. Включение нового в систему знаний и повторение.
1. Задание: запишите в два столбика прилагательные, рядом с ними - однокоренные причастия и наоборот:
Синий горизонт, желтеющая нива, колючий ёж, шумящий поток (слайд)
Задание для детей-инофонов:
Найти в толковом словаре значение слова нива, устно объяснить значение выражения «желтеющая нива»; составить с этим словосочетанием предложение.
2. М.В.Ломоносов говорил, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Сравните пары предложений. Прав ли великий ученый?
1) Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
За столом сидят ученики и читают книгу.
2) Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.
За столом сидят ученики, читающие книгу
3. Перестройте предложения, заменив один из глаголов причастием:
Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково.
Воздух еще не стал знойным и приятно освежает лицо.
Задание для детей-инофонов:
Составить из указанных слов предложение, обозначить над словом часть речи:
Наполнило, солнце, золотым, сады, заходящее, блеском.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Подведем итоги. Какую цель мы поставили в начале урока? (Слайд)
- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом?
- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
- Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке?
- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- А кто не доволен?
- Отметьте на шкале уровень понимания вами нового материала (ничего не понял – имеются затруднения – понимаю, но нужно еще потренироваться – понял и могу объяснить другу) и выполните в соответствии с выбранным уровнем домашнее задание
Домашнее задание.
- прочитать записи в тетради, § 12, № 73.
- прочитать записи в тетради, § 12, № 75.
- § 12, № 77.
(дети-инофоны могут вместо одного из дополнительных грамматических заданий выяснить с помощью толкового словаря значение некоторых слов, например, слова «мшары»)