Технологическая карта и сценарий урока по теме "Причастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.

Планируемые  результаты:

  • Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; формирование стремления бережного отношения к языку.
  • Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанное использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей.
  • Предметные: знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, синтаксическую роль причастия, доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.

Методы и формы работы на уроке: наблюдение за языковым материалом; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ресурсы:

  1. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.  – М.: Просвещение, 2017.
  2. Русский язык. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Часть I / сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2016.
  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя / Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2003.
  4. https://urok.1sept.ru/

Основные понятия: самостоятельная часть речи, грамматические признаки, имя прилагательное, глагол, причастие.

Технологическая карта урока

Приложение 1

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

– Добрый день, ребята. Я рада видеть вас, надеюсь, что у вас хорошее настроение и мы сегодня активно поработаем.

Проверьте готовность своих учебных мест, наличие учебных принадлежностей.

Теперь начинаем.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1. Проверка домашнего задания (двое учащихся выполняют разборы заранее на перемене)

(работа с № 65, дополнительно был задан морфологический разбор одного глагола и одного прилагательного). Учащиеся определяют тему и основную мысль текста, находят средства выразительности, поясняют смысл метафоры «кудрявые берега».

Учащиеся-инофоны объясняют значение выражения «речка, тонущая в зеленых кудрявых берегах»; объясняют значение выражения «ладная русская речь» (если не выполнили работу дома, то выполняют её в классе при помощи толкового словаря)

Работающие у доски получают задание: выполнить морфологический разбор имени прилагательного и глагола, дать определение этим частям речи (монологичное высказывание после проверки разбора).

2. Самостоятельная работа с новым материалом.

Проблемная ситуация

Прочитайте предложение (№65): Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой речкой, тонущей в зеленых кудрявых берегах. (слайд) и выполните морфологический разбор слова «тонущей». Если вы в чем-то будете сомневаться, пишите карандашом.

Фронтальная беседа:

- Сравните свои записи с записями одноклассника, с чем вы согласны/не согласны? Объясните свою точку зрения.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какие грамматические признаки вы определили с легкостью?

- Может быть, вы хотите добавить какие-то другие грамматические признаки, признаки каких-то других частей речи? Какие?

- Попробуйте определить вид (как у глагола). Время?

- Сделайте вывод о том, какая перед вами часть речи.

Посмотрите на слайд и сверьте записи на доске, у себя в тетрадях и на слайде. Теперь вы можете сказать, о какой части речи мы говорим?

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель можем поставить перед собой на уроке? (научиться находить причастия в тексте и отличать их от других частей речи).

- Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить?

(1. Дать определение причастию как части речи.

 2. Потренироваться в нахождении причастий в предложении и отличии их от других частей речи)

- Давайте проверим, правы ли вы (Слайд)

4. Построение проекта выхода из затруднения и реализация его.

- Почему морфологический разбор этого слова вызвал у вас затруднения?  (по морфемным признакам и ряду грамматических признаков слово похоже на прилагательное (+ легко определяется род, число, падеж). Но, как и у глагола, можно определить вид и время)

- Итак, что же нам предстоит выяснить? (дать определение причастию как части речи)

- Что нужно знать, чтобы отличать причастия от прилагательных и глаголов?(знать грамматические признаки этих частей речи)

- Вспомним, по какому плану строится рассказ о части речи (1. Значение части речи и вопрос. 2. Грамматические признаки. 3. Синтаксическая роль)

- Каким способом вы можете ликвидировать этот пробел в знаниях? (прочитать в учебнике, узнать из рассказа учителя, выполнить определенные задания)

5. Реализация проекта.

Групповая работа (цель – работая по инструкции и выполняя ряд заданий, составить схему-определение причастия).

- Формулировать определение причастия вы будете в группе. Перед тем, как приступить к выполнению инструкции, вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе:

- Получив задание, разберись в нем.

- Не пренебрегай опытом других - он твой помощник.

- Определите, что вам понадобится в работе.

- Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.

- Согласовывай свою работу с другими.

- Вместе работали - вместе обсуждаем.

Для работы предлагается инструкция (на столах в печатном виде и спроецировано на экран). (Слайд)

- Прочитайте инструкцию. Какое задание вам необходимо выполнить? Каким должен быть конечный продукт? (схема-определение части речи)

Работа в группах (выполнение заданий в тетрадях)

Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила, например:

 

- Обсудим, достоинства каждой из схем (итог обсуждения – схема – зарисовывается в рабочую тетрадь)

- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? (знание о глаголах, прилагательных и их грамматических признаках)

- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?

- Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение определения (§ 12 с. 32).

- О чем мы не сказали, формулируя определение? (нет будущего времени, в предложениях могут быть иногда сказуемыми).

- Дополните схему необходимыми символами.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов.

Выполнение заданий с последующей взаимопроверкой. (Слайд)

Образуйте от глаголов причастия настоящего и будущего времени:

  1. бежать
  2. думать
  3. читать
  4. жечь
  5. пилить

Определите, от каких глаголов образованы причастия, определите грамматические признаки причастий:

  1. синеющий
  2. одетым
  3. горевшую
  4.  брошенных
  5. смеющемуся

Оцените свою деятельность: (Слайд)

  • + - уверен
  • ? - сомневаюсь
  • – - трудно

Теперь сверьте записи с эталоном (слайд), затем оцените работу своего соседа по критериям (Слайд)

Критерии взаимопроверки работ:

  • «5» - без ошибок
  • «4» - 1-2 ошибки«3» - 3-4 ошибки
  • «2» - 5 и более ошибок

8. Включение  нового в систему знаний и повторение.

1. Задание: запишите в два столбика прилагательные, рядом с ними - однокоренные причастия и наоборот:

Синий горизонт, желтеющая нива, колючий ёж, шумящий поток (слайд)

Задание для детей-инофонов:

Найти в толковом словаре значение слова нива, устно объяснить значение выражения «желтеющая нива»; составить с этим словосочетанием предложение.

2. М.В.Ломоносов говорил, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Сравните пары предложений. Прав ли великий ученый?

1) Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

За столом сидят ученики и читают книгу.

2) Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.

За столом сидят ученики, читающие книгу

3. Перестройте предложения, заменив один из глаголов причастием:

Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково.

Воздух еще не стал знойным и приятно освежает лицо.

Задание для детей-инофонов:

Составить из указанных слов предложение, обозначить над словом часть речи:

Наполнило, солнце, золотым, сады, заходящее,  блеском.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итоги. Какую цель мы поставили в начале урока? (Слайд)

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке?

- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- А кто не доволен?

- Отметьте на шкале уровень понимания вами нового материала (ничего не понял – имеются затруднения – понимаю, но нужно еще потренироваться – понял и могу объяснить другу) и выполните в соответствии с выбранным уровнем домашнее задание

Домашнее задание.

  1. прочитать записи в тетради, § 12, № 73.
  2. прочитать записи в тетради, § 12, № 75.
  3. § 12, № 77.

(дети-инофоны могут вместо одного из дополнительных грамматических заданий выяснить с помощью толкового словаря значение некоторых слов, например, слова «мшары»)