Проблема
«В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности» указом президента РФ было принято решение о проведении года экологии. И перед нами как педагогами дошкольного учреждения встала задача создать условия для активного включения дошкольников в проживание этого года.
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагогам необходимо опираться на принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Развивать и поддерживать интерес детей можно только через включение в активную познавательную и творческую деятельность. Для этого мы используем метод проектов, но, чтобы проекты находили эмоциональный отклик детей, мы используем содержание близкое и понятное детям.
Дети, особенно дошкольного возраста, всегда проявляют неподдельный интерес к домашним животным, но когда они видят, что такие же животные остаются без дома, они готовы всеми возможными средствами помогать им. Это подтверждает реализация в нашей группе проекта «Всем на свете нужен дом».
Целевое назначение.
Помочь бездомным животным нашего города.
Задачи.
- Создавать условия для повышения познавательной активности детей.
- Создать условия для вовлечения дошкольников в общественную деятельность помощи бездомным животным.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний детьми.
- Способствовать эффективному развитию творческих способностей в различных видах детской деятельности.
- Воспитывать навыки доброжелательного отношения ко всему живому, чувства ответственности и желание помочь бездомным животным.
- Обеспечивать взаимодействие с семьями, создать условия для формирования у родителей активной, заинтересованной позиции в образовательном процессе.
Участники проекта.
Дети старшей группы, родители, воспитатели, некоммерческая группа помощи бездомным животным «От сердца к сердцу».
Общий замысел.
Наш детский сад находится в центре города, на территории которого стала появляться бездомная кошка, живущая в подвалах соседних домов. Бедное и несчастное животное сразу привлекло внимания детей: им хотелось погладить, накормить и обогреть ее. Предостережения воспитателя остановили детей от непосредственного контакта с животным, но помощь ему начала поступать сразу же появились домики из снега. Дальнейшее наблюдение за кошкой показало, что эта помощь совсем не эффективна. Перед детьми встала проблема, которую им не терпелось решить: «Как мы дети можем помочь бездомным животным?»
Деятельность по реализации проекта
Подготовительный
Данный этап направлен на мотивацию детей и родителей к предстоящей деятельности и поиск ресурсов.
Беседуя в группе о бездомных животных, мы выяснили, что дети довольно часто встречают их в городе и пришли к выводу, что им надо помочь, предположили, что даже дети детского сада могут помочь бездомным животным.
С помощью метода трех вопросов мы выяснили:
Что мы знаем о бездомных животных? | Что мы хотим узнать о них? |
Где найти ответ? |
Бездомное животное – это животное, у которого нет дома и хозяина. |
Откуда появляются бездомные животные? |
Спросить у родителей и воспитателей. В книгах и передачах о животных. В художественной литературе. Спросить волонтеров, которые помогают бездомным животным. В Интернете. |
Мы можем предположить, что животное бездомное если оно без поводка, голодное, худое и больное. |
Кто помогает бездомным животным? |
|
Бездомным животным нужна помощь. |
Как мы можем помочь бездомным животным? |
|
Детям нельзя брать без ведома родителей бездомных животных даже в руки. |
Как ухаживать за бездомными животными? Какие правила нужно соблюдать при встрече с бездомными животными? |
Искренняя заинтересованность детей помогла нам привлечь родителей к реализации проекта. Они помогали детям отвечать на поставленные вопросы используя интернет, телевидение, литературу.
Мы как педагоги на этом этапе:
- связались с некоммерческой группой помощи бездомным животным «От сердца к сердцу»;
- изучили литературу по этой теме;
- подобрали подвижные, речевые, настольно-печатные, дидактические и др. игры;
- подобрали методическую литературу, художественную литературу для чтения, загадки по теме, аудиозаписи;
- подобрали иллюстративный материала по теме, игрушки животных, материалы для творчества, атрибуты для игр.
Планирование
С помощью мозгового штурма вместе с детьми мы определили пути решения поставленной проблемы:
- Забрать бездомное животное домой, если разрешат родители.
- Рассказать друзьям и соседям о бездомных животных, которые живут у волонтёров.
- Изготовить листовки с изображением домашних животных «Всем на свете нужен дом».
- Попросить родителей собрать корм и лекарства для бездомных животных.
- Изготовить игрушки для бездомных животных.
- Организовать выставку рисунков «Всем на свете нужен дом».
- Рассказать о том, как мы помогаем бездомным животным, через участие в демонстрационной площадке, на сайте детского сада, в газетах и на телевидении.
- Придумать рассказы о животных, которые живут у волонтеров и разместить их в социальных сетях.
Затем отработали схему последовательных действий совместно с детьми (Кто, что будет делать).
Кроме этого нами были составлены конспекты тематических занятий по разным разделам программы, сценарий развлечения.
Основной
Обогащение предметно-развивающей среды:
- помещение в группу стенда «Всем на свете нужен дом»;
- оформление альбома «Им нужна помощь»;
Обогащение представлений детей о бездомных животных:
- беседы о бездомных животных с использованием иллюстраций и фотографий,
- дидактические игры: «Угадай животное», «Чем похожи, чем отличаются?», «Кто где живёт?», «Что сначала, что потом» и т.д.;
- загадывание и отгадывание загадок о животных,
- чтение художественной литературы о животных,
- составление описательных рассказов о животных;
- придумывание историй о бездомных животных;
- обыгрывание сюжетных ситуаций «Встреча с бездомным животным»;
- просмотр видеоматериалов, презентаций о домашних и бездомных животных.
Обогащение опыта практической деятельности детей:
- рисование на тему: «Всем на свете нужен дом»;
- лепка из теста сувениров (Рисунок 1);
Рисунок 1
- изготовление листовок с изображением домашних животных «Всем на свете нужен дом»;
- строительно-конструктивные игры: «Всем на свете нужен дом»;
- игра-драматизация по мотивам произведения К.Чуковского «Доктор Айболит»;
- разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм;
- представления информации найденной дома перед детьми группы (Рисунок 2);
Рисунок 2
- распространение листовок;
- изготовление книжки рассказов «Домашние и бездомные»;
- привлечение детей ДОУ к организации помощи бездомным животным (Рисунок 3).
Рисунок 3
Взаимодействие с родителями:
- сбор кормов для бездомных животных;
- изготовление игрушек для бездомных животных;
- подбор информации по проекту.
Презентация продукта проекта
- Выставка рисунков «Всем на свете нужен дом» и игрушек для бездомных животных;
- Размещение рассказов детей «Домашние и бездомные» в социальных сетях;
- Развлечение «Всем на свете нужен дом» с приглашением представителей некоммерческой группы помощи бездомным животным «От сердца к сердцу» (Рисунок 4).
Рисунок 4
- Презентация проекта «Всем на свете нужен дом» на городской демонстрационной площадке, на сайте детского сада, в газетах и на телевидении (Приложение 1 (презентация), Приложение 2).
Анализ результативности работы
- Анализ активности участия детей и родителей в реализации проекта.
- Анализ продуктов детской деятельности (рассказы, рисунки, поделки).
- Отзывы родителей о реализации проекта.
- Наблюдение за использованием полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности.
- Анализ эффективности взаимодействия с социальными партнерами.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическая литература.
- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. М., 2004.
- Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с.
- Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: 2006. – 96 с.
- Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Ярославль. 2002.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
- Цветные ладошки / И. А. Лыкова. — М., 2007.
Информационные ресурсы:
- Городская Детская Библиотека;
- Интернет;
- Библиотека методического кабинета ДОУ.
Родительская помощь:
- Сбор кормов и медикаментов для бездомных животных;
- Подборка информации, художественной литературы о бездомных животных;
- Изготовление игрушек для бездомных животных.
Результаты реализации.
Реализация проекта «Всем на свете нужен дом» по повышению уровня познавательного интереса в рамках экологического воспитания дошкольников показал свою эффективность:
- Дети показали высокую активность в реализации проекта:
- дети всей группы принимали участие в изготовлении листовок, сувениров для детей из других групп и других садов, в организации выставки рисунков бездомных животных;
- семь детей представили найденную ими с родителями информацию о бездомных животных;
- двенадцать детей вместе с родителями составили рассказы о домашних и бездомных животных;
- 100% семей приняло участие в сборе кормов для бездомных животных.
- В рисунках дети отрази характерные особенности бездомных животных, их эмоциональное состояние используя разные средства выразительности.
- В отзывах родители положительно оценили работу по реализации проекта.
- В ходе реализации проекта дети активно использовали сюжеты о бездомных животный в сюжетно-ролевых, режиссёрских играх и играх драматизациях.
- В социальных сетях размещен положительный отзыв о проведении совместного мероприятия некоммерческой группой помощи бездомным животным «От сердца к сердцу».
- После посещения нашего развлечения волонтеры уезжали с мешками корма, собранными детьми, игрушками и сувенирами сделанными их руками и увозили нашу бездомную кошку, с которой и начинался наш проект.
- На этом работа по помощи домашним животным у нас не остановилась. Осенью этого года мы стали инициаторами проведения городского фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы в ответе за тех, кого приручили» и уже вместе с детьми других садов собирали корм, делали листовки, учили и рассказывали стихи и песни о бездомных животных (Приложение 3).
Реализация проекта помогла детям почувствовать, что они могут делать добрые дела и их забота нужна братьям нашим меньшим, что земля наш общий дом и для людей, и для животных и мы несем ответственность, за то чтобы она была уютным домом для всех живущих на ней.