Шесть «думательных» шляп

Разделы: Дополнительное образование


Изучив книги «Учите вашего ребёнка мыслить» Эдвард де Боно, я стала применять этот метод, только переработанный и упрощенный мной.

Цель: Способствовать развитие мотивации личности к познанию и творчеству, формирование интеллектуальной сферы, повышению когнитивной готовности к обучению.

Шесть «думательных» шляп – это методика, предлагающая выполнить по одному мыслительному действию за раз. Не пытаясь сделать все сразу, мы надеваем по одной шляпе. Дети учатся логически мыслить, развивается разговорная речь, ребёнок учится высказывать своё мнение. Всего имеется шесть разноцветных шляп каждая, из которых символизирует определённый тип мышления.

Эдвард де Боно пишет – почему именно шляпы? Головной убор часто показывает, какую социальную роль мы играем в данный момент (солдатская пилотка, косынка медсестры, каска пожарника и т.д.) Но важнее всего, что шляпу можно легко снять, и надет.

При применении шляп дети учатся  рассуждать, мыслить по заданию. Развивается логика, восприятие, эмоции, чувства, интуиция. «Какую шляпу на себя наденем, такую мысль в ней и породим». Надевая шляпу определенного цвета, ребенок начинает играть роль, соответствующую данной шляпе. Получается своего рода игра. Такая игра раскрепощает «мыслящего». Даже если идея вам нравится, надев черную шляпу, ребенок пытается найти ее слабую сторону. Надев зеленую шляпу, можно свободно предлагать новые идеи. В красной шляпе  можно без опасения поделиться с окружающими своими предчувствиями, эмоциями по поводу данной проблемы, и никто не потребует объяснять или оправдывать их.

Система «шести шляп» не только раскрепощает, но побуждает его мыслить шире. Предлагается выполнять по одному мыслительному действию за раз. «Шесть думательных шляп» можно использовать на любом занятии в детском саду, ставя проблему, ситуацию  или выдвигая идею, связанную по теме с занятием. Со временем дети сами научатся ставить проблемы для обсуждения, выдвигать идеи и ситуации.

Последовательное использование.

1. Каждую шляпу можно надевать любое количество раз.

2. Педагог-психолог, (педагог) может сам выбирать необходимую последовательность использования шляп в зависимости от темы занятия.

3. Иногда дети сами могут выбрать себе шляпу, и здесь проявляется личностно-ориентированный подход, самоанализ, рефлексия. Начинать надо с одной шляпы и мышлением под ней.

4. Цвет каждой шляпы связан с ее назначением.

Например, Белая шляпа

Каждый ребенок, надевая белую шляпу, выделяет только одну черту при обсуждении и решении поставленной проблемы.

Дети сначала отвечают на один вопрос «Что в этом хорошего?». При приобретении опыта можно усложнить и включать сразу два вопроса
«Что в этом хорошего?», «Что ты об этом знаешь?»

Дети должны научиться на любом занятии, надев белую шляпу мыслить по заданным вопросам. В течение шести занятий дети знакомятся с каждой шляпой отдельно. Затем можно брать по две шляпы, по три шляпы, так добавлять по одной шляпе. Пока дети не научатся мышлению под каждой шляпой.

Например: ребенок на рисовании разлил воду и заплакал. Предложите ему надеть белую шляпу и ответить на вопрос:

Что в этом хорошего?

Вода грязная вылилась. Мы можем налить чистую воду.

Что ты об этом знаешь?

Что за собой надо убрать.

Цвет шляпы

Вопросы

Белая

Что в этом хорошего?
Что ты об этом знаешь?

Черная

Что в этом плохого?
Как с этим справиться

Красная

Я чувствую…

Желтая

Что из этого получится?
Как добиться результата?

Зелёная

Что надо сделать?
Предложения и идеи.

Синяя

Что делать нам дальше? (чтобы этого больше никогда не было или было всегда)
Как размышлять?

Такой метод я использую на всех своих тренингах и занятиях.

Упражнение с использованием шляп: «Разбери проблему».

Цель: учить анализировать и разбирать проблему, логически мыслить по заданию.

Демонстративный материал.

Упражнение с использованием шляп: «Поставь проблему».

Цель: Учить детей видеть в ситуации проблемные моменты.

Используя картинку, ребёнок придумывает проблему, которая может быть.

После надевает шляпу и решает проблему в соответствии с цветом шляпы.