Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Повторить и обобщить правописание слов с безударной гласной в корне слова;
- Учить распознавать на слух безударные гласные.
Развивающие:
- Развивать у детей самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект, внимание.
- Способствовать обогащению словаря и письменной речи.
Воспитательная:
- Прививать интерес и любовь к русскому слову.
- Вырабатывать привычку делового сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке.
Задачи:
Предметные:
- организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;
- развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
- развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге.
2. Метапредметные:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; учителем.
- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные:
- освоение способов работы с учебной книгой;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
Коммуникативные:
- освоение и активное использование речевых средств для решения задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли,
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
ТИП УРОКА: урок обобщения и закрепления знаний.
Форма проведения урока: комбинированный.
Методы: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.
Оборудование: учебник “Русский язык” 1 часть для 3 класса, авторы Канакина, смайлики настроения, индивидуальные карточки, карточки с дифференцированными заданиями, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд)
- Дорогие ребята!
- Начинаем наш урок!
Чтобы он пошел вам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь думать, рассуждать.
Будьте старательны и внимательны –
И успех к вам придет обязательно.
- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости: ваши родители, администрация и учителя нашей школы, давайте поприветствуем их.
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
- Ребята! Садитесь, пожалуйста.
Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.
И отправимся мы с вами в гости к старому и мудрому дедушке Корню, немного погостим в его стране и выполним несколько заданий, которые дедушка Корень приготовил для нас.
II. Проверка дом. задания.
А начнем мы с проверки домашнего задания. Каждый из вас работал над проектом «Семья слов», образовав слова от одного корня.
Заслушаем несколько проектов.
Ответы детей : корень - лес, слова -………….
Заслушивание нескольких детей с проектами (у доски + показ проекта)
- Как можно назвать слова, которые образованы от одного корня?
Однокоренные___
- Вижу, большинство из вас справились с заданием, МОЛОДЦЫ!
- После урока, оформим выставку ваших работ.
- Посмотрите внимательно на свои однокоренные слова и выберите те, которые подходят к схеме.
ПРИВОДЯТ ПРИМЕРЫ (СХЕМА НАРИСОВАНА на слайде)
- Какие значимые части входят в состав этих слов? (приставка, корень, суффикс, окончание)
- Что такое корень?
Ответы детей: Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
- Что такое приставка?
Ответы детей: Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Что такое суффикс?
Ответы детей: Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Что такое окончание?
Ответы детей: Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
– Могут ли слова существовать без КОРНЯ?
Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много.
Правит в своей стране мудро и справедливо.
И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты.
Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!
С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание.
III. Словарная работа (слайд 5)
Мы подошли к одному из домов страны русского языка.
Но двери закрыты.
А открыть их нам помогут ваши знания.
Прочитайте слова.
Что можно про них сказать, что это за слова? (словарные слова, с непроверяемыми гласными, написание которых надо знать)
ВЕТ.Р |
Б.рёза |
П.ГОДА |
Р.сунок |
ОБЛ.КО |
Л.гушка |
Запишите в тетрадь, вставляя пропущенную букву или подчеркните ее и поставьте ударение.
Проверим. Взаимопроверка
Смайликом оценить работу соседа
- Какие гласные вставили? (называют)
Проверьте получившийся ряд букв: е, о, а, и, я (Слайд 6 )
- Пропишите эти буквы каллиграфически правильным почерком всю строку, чередуя.
IV. Сообщение темы урока
– Прочитайте еще раз буквы.
– Чем они интересны? (В безударном положении требуют проверки.)
– Как проверить безударную гласную? (Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.)
– Как вы думаете, какова тема нашего урока. (Правописание Безударных гласных в корне слова.)
– Совершенно верно, мы будем закреплять умение писать слова с безударной гласной в корне и, главное!, проверять их.
Ну, вот двери дома и открылись, перед нами тема урока.
V. Актуализация знаний
Прежде, чем приступить к работе по этой теме, надо составить алгоритм написания безударной гласной в корне, т.е. пошагово определить действия, которые мы выполняем, проверяя безударную гласную.
Поможет Дедушка Корень
1. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Дедушка Корень ставит перед нами грамматическую задачу - записать предложение, вставив пропущенные гласные.
По л.сной п.лянке проб.жала рыжая л.са.
Давайте разберёмся.
Что необходимо сделать, чтобы правильно написать безударную гласную? (подобрать проверочное слово)
- Какое слово будет проверочным к слову лесной? Почему? ЩЁЛК
Пробежала, полянке, лиса – аналогично ЩЁЛК ЩЁЛК ЩЁЛК
- ЗАПИшите предложение, вставив пропущенные буквы
- Подчеркнуть главные члены. ЩЁЛК
- Итак, ребята, скажите, что надо сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?
Ответ детей: Нужно подобрать однокоренное слово так чтобы безударный гласный стал ударным, или изменить форму слова?
- Хорошо. Давайте прочитаем в учебнике это правило. (читает ученик)
Чтение учебника правило стр. 104
2. Составление алгоритма
В конвертах – на партах – собрать по порядку – проверка по эталону.
В ваших корзиночках лежат «рассыпанные» шаги алгоритма.
Соберите алгоритм по порядку.
- Что у вас получилось? Проверим по эталону
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово.
Напиши (вставь) безударную гласную.
3. Первичное закрепление.
Проверим, как работает алгоритм.
Приготовьте вееры с гласными. Дедушка Корень просит вас вставить в слова ту безударную гласную, которая из него убежала.
Тренажер с б/г + веры (слайды 11-18 до … бежать)
VI. Физминутка
Нам пора немного отдохнуть. Потанцуем с цыплятами
Слайд 19. Щелчки!!!
Комментированное письмо.
- Откройте учебник на с. 105 упр.195 (1 часть)
1. Чтение задания
2. Чтение слов, доказать, что однокоренные
3. Запись + проверочное слово (по образцу)
– Используя алгоритм написания безударной гласной в корне и образец в учебнике и на доске, выполним упражнение с комментированием (1 часть)
VII. Дифференцированная работа (разноуровневые задания)
– Мы продолжаем прогулку по стране Русского языка, дедушка Корень приготовил для вас задания разные по трудности, выберите задание по силам (каждый уровень на листах разного цвета).
- Подпишите карточки.
На работу - 3 минуты (песочные часы)
- Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно на карточках. (см. приложение)
ПРОВЕРКА (по времени?)
- Итак, проверим. (если есть время) (если нет – отложите карточки)
- Поднимите руку, кто выполнял карточку голубого цвета.
- Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
- Поднимите руку, кто выполнял карточку жёлтого цвета.
- Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
- Поднимите руку, кто выполнял карточку фиолетового цвета.
- Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
VIIӀ. Работа в группах
– Продолжим прогулку.
Перед нами река, но непростая, а река Ошибок.
Чтобы перебраться через неё нужен мост. Построим его, найдя и исправив ошибки.
- БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
- Каждая группа получила текст, в котором допущены ошибки. Ваша задача эти ошибки найти и исправить.
У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле, и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.
Проверка
- Какие ошибки вы здесь встретили?
- Давайте исправим ошибки (объяснения детей)
- А теперь запишем предложение, в котором были ошибки под диктовку.
Только слово “они” я заменю словом “книги.» – (если есть время)
Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.
– Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?
– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?
ӀX. Итог урока
– Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной.
– Ребята, давайте вспомним правило, без которого мы с вами не можем обойтись, записывая слова с безударной гласной в корне?
Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
- Назовите алгоритм написания слов с безударной гласной в корне.
На уроке труда мы склеим наш алгоритм.
XI. Рефлексия
- Вот наше путешествие и закончилось! Вы дружно поработали. Корень вами очень доволен.
Он хочет увидеть ваше настроение - смайлики.
Вывод: я думаю, кто не испытывал затруднений у него настроение хорошее. Но, а кто испытывал трудности, не успевал, не огорчайтесь, мы ещё будем работать над этой темой.
XII. Оценивание
- Спасибо за работу на уроке.
XIII. Домашнее задание
С. 104 - правило, упр. 195 (2 часть) к словам подберёте проверочные и запишите по образцу.