Письменное вычитание с переходом через десяток вида 52–24

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели: познакомить с приемом вычитания вида 52–24.

Задачи:

Образовательная: отработать умение записывать и решать числовые выражения в столбик.

Развивающая: совершенствовать навыки устного счета и умение решать составные задачи; развивать мышление и смекалку.

Воспитательная: воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма и сотрудничества.

1. Организационный момент.

Слайд 1.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять -
И внимательно считать.

Откройте тетрадочки.

- Какое сегодня число? Запишите число и классная работа.

2. Актуализация знаний.

Слайд 2.

Устный счёт. (Правильные варианты ответов дети записывают в тетрадь.)

- Из суммы чисел 10 и 8 вычесть 2. (16)

- На сколько 48 больше 8? (40)

- Разность чисел 9 и 5 увеличить на 20. (24)

- 19 уменьшить на разность чисел 8 и 6. (17)

- Какое число увеличили на 3, если получили 35? (32)

Поменяйтесь тетрадочками с соседом и сверьте с доской варианты ответов. Если ваш товарищ правильно записал ответ поставьте «+», если неправильно – « - ».

Ответы на доске: 16, 40, 24, 17, 32.

Слайд 3.

- Как можно назвать одним словом эти числа? (Эти числа можно назвать двузначными.)

- Назовите число, в котором 2 десятка и 4 единицы. (24)

- Какое число лишнее? (Лишнее число 10.)

- Почему? (Так как 10 – круглое.)

- Дайте характеристику этому числу. (1 десяток или одна единица второго разряда.)

На доске.

Слайд 4.

x – 35 = 24

- Ребята, что записано на доске? (На доске записано уравнение.)

- Что такое уравнение? (Уравнение – выражение с неизвестным числом.)

- Вспомните компоненты вычитания. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)

- Что неизвестно в уравнении? (Уменьшаемое.)

- Как его найти? (К разности прибавить вычитаемое.)

- Чему равно уменьшаемое? (59)

А теперь решим задачу.

Логическая задача.

Слайд 5.

Карлсон, Винни-Пух и Сиропчик участвовали в конкурсе сладкоежек. Карлсон не занял второго места. Винни-Пух не занял ни первого, ни второго места. Какое место занял Карлсон? Винни-Пух? Сиропчик?

 

1 место

2 место

3 место

Карлсон

 

 

 

Винни-Пух

 

 

 

Сладкоежка

 

 

 

Слайд 6 – правильный ответ.

3. Постановка проблемы.

Слайд 7.

На доске записаны числовые выражения.

     14 – 6     

     13 – 6    

     17 – 9     

     16 – 8     

     11 – 4     

      15 – 8     

- Как вы думаете, на какие группы можно их разделить? (Ответ: 7. Ответ: 8.)
 
 Слайд 8.

     1 группа     

     2 группа     

     13 – 6 = 7     

     14 – 6 = 8     

     11 – 4 = 7     

     16 – 8 = 8     

     15 – 8 = 7     

     17 – 9 = 8     

Слайд 9.

- Увеличьте в выражении 14 – 6 уменьшаемое на 4 десятка, а вычитаемое – на 2 десятка.

- Какое числовое выражение получится? (54 – 26)

Слайд 10.

- Посмотрев на это числовое выражение, как вы думаете, сегодня тема нашего урока какая? (Письменное вычисление с переходом через разряд.)

Слайд 11.

Давайте подумаем, какие цели мы можем перед собой поставить?

Слайд 12.

- Цели урока. (Повторим компоненты вычитания, устные приемы вычисления, алгоритм вычитания двузначного числа из двузначного. Научимся решать числовые выражения в столбик. Будем решать задачи.)

4. Первичное закрепление.

Слайд 13.

- Что нам нужно вспомнить, чтобы решить числовое выражение вида 54 – 26? (Мы должны вспомнить алгоритм вычитания двузначного числа из двузначного.)

Тестовое задание. (Упорядочивание элементов.)

Слайд 14.

Ответ:

1) Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами.

2) Вычитаю единицы. Из меньшего числа не могу вычесть большее.

3) Занимаю один десяток. Ставлю над цифрой в разряде десятков точку.

4) Из полученной суммы единиц вычитаю единицы. Результат записываю под чертой.

5) Помню, что 1 десяток заняли. Вычитаем десятки.

6) Читаю ответ.

А теперь потренируемся.Выполним вычисления столбиком. (3 – с комментированием около доски, 2 – самостоятельно, взаимопроверка.)

  • 54 – 26
    73 – 48
    62 – 15
    46 – 27
    51 – 24

Проверка.

Слайд 15.

5. Физминутка.

- Хорошо мы потрудились, теперь немного отдохнём.

Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок. (Руки на пояс наклоны вправо, влево.)
Хомка рано встаёт (Потянулись вверх.)
Щечки моет. Шейку трет. (Имитируем умывание.)
Подметает хомка хатку (Имитируем движения.)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать. (Руки согнуты в локтях, прижимаем к плечам.)

6. Включение в систему знаний и повторение.

- Ребята, а заметили ли вы, герои какого произведения нам помогали выполнять задания? (Спящая красавица.)

- Этих героев мы можем встретить на страницах книги, посмотреть мультфильм. А где ещё, как вы думаете?

- Знаете, где идёт спектакль? (В театре.)

Посмотрите на слайд. Кто-нибудь знает, как называется данный театр?

Слайд 16.

Это Большой театр. Красивое белое здание с высокими колоннами. Наверху здания – скульптурная композиция: человек в колеснице управляет четвёркой лошадей. А на площади перед театром сооружён фонтан в виде чаши.

Построили театр более 100 лет назад.

Большой театр – главная сцена страны. Постановки этого театра ценят во всем мире. В театре показывают балет «Спящая красавица».
Балет – спектакль под музыку. На протяжении всего спектакля звучит музыка, а артисты балета под неё танцуют.

- Артисты спектакля приготовили нам задачу.

Слайд 17.

В Большой театр поехало 36 первоклассников и 42 второклассника. Из них мальчиков было 38. Сколько девочек поехало в театр?
Краткая задача:

  • Первоклассников – 36 чел.
  • Второклассников – 42 чел.
  • Мальчиков – 38 чел.
  • Девочек – ? чел.

Решение:

  1. 36 + 42 = 78 (чел.) – всего.
  2. 78 – 38 = 40 (чел.)

Ответ: 40 девочек поехало в театр.

7. Домашнее задание.

Слайд 18.

Открыли дневники и записали домашнее задание.

8. Итог урока.

Слайд 19.

Давайте вспомним цели нашего урока.

  • Мы повторили…
  • Мы научились…
  • Мы решали…

9. Рефлексия.

Слайд 20.

- Какие задания вам понравились?

- Какие вызвали затруднения?

Слайд 21.