Слово является основным элементом языка. Слово обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения. Слово кодирует наш опыт. Слово является носителем определенного значения.
Выготский Л.С. в своей работе «Мышление и речь» указывает, что значение слова является единицей речевого мышления. Он отметил, что основной функцией слова является его обозначающая роль. Эту функцию слова вслед за Выготским принято обозначать, как предметную отнесенность, как функцию представления, замещения предмета.
Слово, как элемент языка человека, всегда обращено к определенному предмету и обозначает или предмет (портфель, собака), или действие (лежит, бежит), или качество, свойство объекта (портфель кожаный, собака злая), или отношение объектов (портфель лежит на столе, собака бежит из леса). Это выражается в том, что слово, имеющее предметную отнесенность, может принимать форму или существительного (тогда оно обозначает предмет), или глагола (тогда оно обозначает действие), или прилагательного (тогда оно обозначает свойство), или связи – предлога, союза (тогда оно обозначает известные отношения).
Лурия А.Р. в своей книге «Язык и сознание» пишет, что «огромный выигрыш человека, обладающего развитым языком, заключается в том, что его мир удваивается. Слово удваивает мир и позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие». Человек имеет двойной мир, в который входит и мир непосредственно воспринимаемых предметов, и мир образов, объектов отношений и качеств, которые обозначаются словами. Таким образом, слово – это особая форма отражения действительности.
Из слова рождается волевое действие. Благодаря слову человек может совершать умственные действия над вещами. Слово дает возможность передавать опыт поколений.
Лурия А.Р. пишет, что «было бы неверным считать, что слово является лишь «ярлыком», обозначающим отдельный предмет, действие или качество. На самом деле смысловая (семантическая) структура слова гораздо сложнее».
Известно, что многие слова имеют несколько значений, обозначая различные предметы. Например, слово «коса» обозначает косу девушки, инструмент или узкую песчаную отмель. Множественное значение слова является правилом языка и показывает, что «точная предметная отнесенность или ближайшее значение слова является выбором нужного значения из ряда возможных». С точки зрения Лурия А.Р. слово не исчерпывается предметной отнесенностью, что понятие «семантического поля», которое вызывается каждым словом, является реальным и что поэтому, как процесс называния, так и процесс восприятия слова следует рассматривать, как процесс выбора нужного ближайшего значения слова из всего вызванного им «семантического поля».
С точки зрения Выготского большую роль играет вторая функция слова: обобщающая и анализирующая, которую иначе называют - «понятийное» или «категориальное» значение. Например, слово « стол» обозначает любой стол – письменный, обеденный, круглый, раздвижной и т.д. Обобщая предметы, слово является орудием абстракции, мышления и средством общения.
Рассмотрим теперь, как формируется значение слова в процессе развития ребенка. К 3,5–4 годам у ребенка уже достаточно прочно складывается предметная отнесенность слова. Так «дом» обозначает один определенный предмет, «чашка» - другой, «собака» - третий.
Как отмечает А.Р. Лурия в период от середины 1 года жизни до 3,5 – 4 лет можно наблюдать сложную историю развития обозначающей функции слова и его предметной отнесенности. Он пишет «Развитие предметной отнесенности слова в этот ранний период можно проследить, анализируя активную и пассивную речь ребенка. Есть ряд оснований полагать, что предметная отнесенность слова формируется постепенно. Сначала в нее вплетаются какие – то внеречевые факторы, ребенок понимает слова в зависимости от целого ряда побочных, ситуационных факторов. Ближайшее значение слова может зависеть от того, в каком положении находится ребенок, кто говорит данное слово и каким голосом.
На ранних этапах развития ребенок усваивает предметную отнесенность слова, только если он сам находится в определенном положении. На следующем этапе имело значение то, кто произнес это слово и каким голосом, с каким жестом.
На дальнейших этапах ребенок сохранял предметную отнесенность слова лишь в том случае, когда слово включалось в игровую ситуацию. Только примерно к концу 2-го года слово уже полностью освобождается от всех условий и получает свою стойкую предметную отнесенность.
Известно, что развитие активной речи несколько запаздывает по сравнению с пассивной речью. Ребенок раньше начинает понимать речь, а потом уже употребляет слова.
А.Р. Лурия отмечал «…если предметная отнесенность слова развивается у ребенка в течение первых 2-х лет жизни, то спрашивается, заканчивается ли на этом полноценное развитие значения слова? Ребенок 3-3,5 лет знает значения слов «кошка», «рыбка», «дом», «окно» и т.д и никогда не спутает их. Но это вовсе не означает, что к 3-м годам слово завершает свое развитие, а дальнейшее развитие сводится лишь к обогащению словаря».
Как показал Выготский Л.С. «на каждом этапе развития ребенка слово, сохраняя одну и туже предметную отнесенность, приобретает новую смысловую структуру», т.е. значение слова развивается.
Рассмотрим слово «собака». Для маленького ребенка это либо что-то страшное, если она его напугала, либо приятное, если он играет с ней. На дальнейшем этапе развития за этим словом уже стоит конкретный опыт – собаку можно кормить, она сторожит дом, может и укусить. Для более взрослого ребенка – это животное, которое участвует в ряде взаимно подчиненных понятий.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что значение слова развивается даже и после того, как предметная отнесенность слова достигла своей устойчивости, и что оно меняет не только свою смысловую структуру, но и свое системное строение.
Рядом с понятием «значение» стоит понятие «смысл». Оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данной ситуации. Например, слово «уголь» имеет определенное значение. Это черный предмет древесного происхождения, имеющий определенный химический состав. Но смысл слова «уголь» для разных людей может быть совершенно различным. Для хозяйки это то, чем можно растопить самовар, для ученого – предмет изучения, для художника – инструмент. Взрослый человек располагает обоими аспектами слова: и его значением, и его смыслом.
Итак, в слове наряду со значением, включающем предметную отнесенность и собственно значение имеется всегда и индивидуальный смысл, в основе которого лежит преобразование значений, выделение той системы связей, которая актуальна в данный момент.
Литература.
- Л.С. Выготский «Мышление и речь».
- А.Р. Лурия «Язык и сознание».