Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот
аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта
пора её была бы бесполезна для человечества. В игре,
этой специальной обработке жизненного материала, есть
самое здоровое ядро разумной школы детства.
С.Т.Шацкий

В наше время существует такая точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком», т.е. в смысле, математика далеко не всем будет нужна. Но, я думаю, что эта точка зрения неверна, так как люди различных профессий в той или иной мере сталкиваются с математикой. Поэтому она может и должна играть роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на развитие и воспитание личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие.

Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики является не только знания, но и определённый стиль мышления.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения. Но необходимо учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно.

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются приблизительно в возрасте от 5 до 11 лет. И этот период как раз приходится на начальную школу. В связи с этим возникает вопрос. Возможно ли ускорение познания? Наверное, возможно . . . Но достичь этого нельзя вбиванием извне в головы детей больших порций учебного материала, держащихся на одной памяти.

Психолог Лев Семёнович Выготский говорил, что «научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому нужно применять технологии обучения, способствующие ускорению интеллектуального развития. Я думаю, что обучение, основанное на использовании занимательного материала на уроках математики, относится к одному из таких методов.

К занимательному материалу относятся математические развлечения: загадки, загадки-шутки, ребусы, головоломки; логические задачи, игры, упражнения; дидактические игры и упражнения. Многообразие занимательного материала даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами и методистами.

Я взяла классификацию, которую составила З.А.Михайлова в своём сборнике «Игровые занимательные задачи для школьников», где она исходила из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, а так же основанием для выделения групп являлся характер и назначение материала того или иного вида.

Это можно представить в таблице.

Развлечения

Математические игры, задачи, упражнения

Дидактические игры и упражнения

Загадки, ребусы, кроссворды, головоломки

Игры на модели-
рование, воссоздание фигур силуэтов

С блоками, кубиками, на включение, нахождение

Шашки, шахматы

Словесные

Сюжетно-ролевые с наглядным материалом

Игры-упражнения, включающие отдельные элементы игры

Игры с наглядным материалом и словесные

В своей работе я раскрываю принцип использования игровых технологий обучения на уроках математики. Но распространено и такое мнение, что с помощью игры нельзя ничему научиться. Конечно, не всякая игра чему-то учит и что-то развивает. Но часто неадекватность методов обучения интересам детей приводит к тому, что они быстро теряют интерес к учёбе, к самому предмету - математике. Чем можно объяснить это явление? Детей отрывают от любимого занятия - от игры. А именно, в процессе игры ребята, незаметно для себя, считают, решают разного вида, рода логические задачи, формирующие определённые логические операции. Через игру дети знакомятся с нормами человеческих взаимоотношений, они получают возможность для развития личности в целом, так и отдельных психологических процессов внимания, памяти, наблюдательности.

Игры в своём развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре её замысел, правило, действие и включённая в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили три формы действия, которые влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строится в соответствии с закономерностями обучения, как писал российский учёный Краевский Володар Викторович «Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой.

Проведение игры с детьми требует от учителя умелого руководства. Поэтому перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с учениками учитель должен обратить на неё внимание. В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельностьчасть учащихся, то остальные должны играть роль судей, контролёров и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места её на уроке или системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть практические действия детей с группами предметов или рисунками. А на уроках закрепления материала нужно использовать игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.п. В этом случае использование средств наглядности желательно сократить или ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, свойства вычислительного приёма.

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учениками: сигнальные карточки, рука, вставание у парт, хлопок в ладоши и т.п. В большинство игр я вношу элемент соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения.

А теперь я поделюсь опытом использования конкретных игр на уроках математики в 1 и 2 классах. Игры, которые я использую на уроках, отобрала по разделам программы и постаралась распределить по характеру познавательной деятельности. С помощью игр я решаю различные образовательные задачи.

Например, в подготовительный период при изучении раздела «Сравнение предметов по различным признакам», я использую игру «Составим букет». Учащиеся учатся различать понятия «большой-маленький», «выше-ниже»; умения различать предметы по цвету, форме, расположению. Эту игру я провожу со всем классом, каждый ученик принимает активное участие в ней.

«Составим букет»

Дидактическая цель: выявление простейших числовых представлений у учащихся, умения различать предметы по цвету, форме, расположению и размеру.

Дети составляют на своих рабочих местах букет из цветов разного цвета, размера, формы. В ходе составления букета, учащиеся подсчитывают количество цветов, сравнивают их по размеру, цвету, форме и расположению.

Успешное овладение многими видами деятельности тесно связано с формированием у учащихся пространственных представлений, с умением определять положение предметов по отношению к себе и своё положение по отношению к объектам, так как учащиеся определяют левую и правую страницу, верхнюю и нижнюю часть листа, проводят линии в указанном направлении и т.д. Следовательно, дети должны в этом постоянно и систематически упражняться. Для этого я использую игры «Построим аквариум для рыбок», «Геометрическая мозаика».

«Построим аквариум для рыбок»

Дидактическая цель: формирование числовых и пространственных представлений, понятий «столько же», «сколько».

Учащимся предлагается выложить из полосок бумаги аквариум. Опустить в аквариум сначала большие рыбки, затем маленькие. Учащиеся должны сосчитать сколько больших рыбок, сколько маленьких, сколько красных, сколько жёлтых. Одна рыбка (большая) плывёт слева направо, справа налево, снизу вверх. сверху вниз и т.д.

«Геометрическая мозаика»

Дидактическая цель: уточнить представление о простейших геометрических фигурах, усвоить понятия «вверху», «слева», «справа», «между», «рядом»; учить классифицировать фигуры по одному или нескольким признакам.

Ребята используют геометрический материал из касс цифр. Детям предлагается положить фигуры в определённом порядке. Например: положите зелёный кружок, справа от него жёлтый треугольник, слева - жёлтый квадрат, выше красный треугольник, ниже красный квадрат. За жёлтым треугольником положите зелёный квадрат, а рядом красный кружок. Затем по этому рисунку можно повторить понятия «форма», «цвет», «порядок» и т.д.

- Какая фигура следует за зелёным квадратом?

- Какая фигура предшествует жёлтому треугольнику?

- Какая фигура находится между двумя зелёными?

- Посчитайте, сколько треугольников?

- Посчитайте, сколько зелёных фигур? И т.д.

По характеру познавательной деятельности, эти игры можно отнести к группе игр, требующих от детей исполнительской деятельности, т.е. с помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Эти игры я применяю при объяснении нового материала, а так же на уроках закрепления, где дети проявляют больше самостоятельности и проверяют друг друга сами, т.е. осуществляют работу в парах и самоконтроль. Потом я игры изменяю: меняю рисунок, количество рыбок и т.д. Причём некоторые ребята пробуют себя в роли учителя. В эти игры ребята играют индивидуально или в парах, а при закреплении этой темы (подготовительный период) использую игру, которую провожу фронтально со всем классом.

«По грибы – по ягоды»

Вместе с Красной шапочкой отправимся в лес по ягоды и по грибы. На доске располагаются деревья, грибы, ягоды. У Красной шапочки корзина, куда она складывает грибы или ягоды.

Путешествуя вместе с девочкой по тропинкам, дети рассказывают, в каком направлении они идут, подсчитывают число собранных грибов и ягод, встреченных на пути деревьев. Дети дают им правильное название и, если можно, сравнивают по размеру. Разгадывают загадки о лесе, деревьях. (играть можно несколько раз, меняя направление пути, количество грибов и ягод).

При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка», я использую прежде всего такие игры, с помощью которых учащиеся осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяю игру «Составим поезд» (1 вариант).

С помощью этой игры, ребята понимают, что каждое следующее число образуется путём прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее число получается путём вычитания единицы из предыдущего. Эту игру можно использовать на этапе объяснения нового материала.

«Составим поезд»

Дидактическая цель: познакомить ребят с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Учащиеся составляют у себя на партах поезд из 10 вагончиков, располагая их по порядку от 1 до 10, сначала определяя номер вагона по количеству геометрических фигур, расположенных на вагончиках. Учащиеся «цепляя» вагончики, называют номера по порядку, составляют пример 1 + 1 = 2 и т.д. Затем учащиеся «отцепляют» вагончики и составляют примеры: 3 без 1 получится 2 и т.д.

На основе этой игры учащимся предлагается считать вагоны слева направо и справа налево, сделать вывод, что считать можно в любом направлении, но нельзя пропускать предметы или называть дважды. Если в классе много слабых учащихся или игра для них новая, то хорошо не только объяснить, как играть, но и провести игру у доски со всем классом. Надо помнить, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

«Домино»

Дидактическая цель: учить устанавливать соответствие между числом и цифрой.

У каждого на партах в конвертиках бумажные костяшки, на которых нарисованы предметы и цифры. Учащиеся играют в парах, где каждый ребёнок считает количество предметов и находит соответствующую карточку с цифрой.

В этот период учащиеся должны научиться различать количественное и порядковое значение числа. С этой целью я использую игру «Составить поезд», но немного изменив её. В эту игру мы играем всем классом.

«Составим поезд»

На доске 10 вагончиков. Учащиеся называют их цвет и находящихся в них героев. Затем учитель произвольно вкладывает в карман вагончиков таблички с числовыми фигурами. Учащиеся считают число фигур и называют номер вагончика. Затем составляют вагончики по порядку. В итоге учащиеся называют, кто едет в первом, втором, третьем . . . . вагонах.

Если класс по составу учащихся сильный, то первый вариант игры «Составим поезд» можно усложнить или использовать эти две игры в самостоятельной работе учащихся с разным уровнем подготовленности, что даёт возможность осуществить индивидуальный подход и заинтересовать всех детей. В третьем варианте игры «Составим поезд» нужно расположить пассажиров в нужный вагончик, решив пример.
Подбирая и придумывая игры по темам раздела «Нумерация чисел первого десятка», я учитываю, что необходимо разнообразие в видах деятельности учащихся на уроках, что воспитать интерес к математике, развивать внимание, память и мышление нельзя с помощью одной игры. Поэтому на уроках закрепления я использую другие игры. Например: «Звездное небо», «Лыжная эстафета», «Угадай», «Помоги числам занять свои места».

«Звёздное небо»

На доске изображение звёздного неба. Учитель предлагает посчитать звёзды на небе. Налетела тучка и закрыла звёзды. Затем тучку отодвигает и спрашивает6 «А сколько теперь звёзд» и т.д.

«Угадай»

Учащиеся угадывают, какое число стоит между двумя другими. Например: «Мой сосед справа . . ., мой сосед слева . . .». Кто живёт в домике справ, слева?

«Лыжная эстафета»

На доске изображена лыжня (плакат с прорезями), отдельно набор пронумерованных зверей. Они проводят лыжную эстафету. Надо расставит зверей по порядку номеров, назвать, кто едет последним, первым, между, перед, после и т.д.

«Помоги числам занять свои места»

1 вариант

Учитель расставляет числа от 0 до 9 в беспорядке и обращается к учащимся: «Цифры заблудились, помогите им занять свои места». Учащиеся расставляют числа по порядку.

2 вариант

Учитель раздаёт учащимся карточки с числами первого десятка. По сигналу: «Числа, стройся по порядку!». Учащиеся строятся по порядку, начиная с наименьшего числа или с наибольшего числа.

Это игры-упражнения и для их проведения требуется меньше времени. Однако хочу отметить, что сюжетно-ролевые игры вызывают больший интерес у учащихся, чем игры-упражнения.

Изучая состав чисел, я использую игры-упражнения: «Угадай число», «Молчанка», «Кто в домике живёт», «Укрась ёлку», опираясь на нумерацию чисел первого десятка и на сложение и вычитание в пределах 10.

В разделе «Сложение и вычитание в пределах 10» я использую сюжетно-ролевые игры и игры-упражнения. Это обусловлено задачей формирования навыков сложения и вычитания в пределах 10. На этапе объяснения нового материала применяла игру «Составим поезд». Учащиеся осмысливают приёмы сложения и вычитания 1,2,3,4 . . . После изучения при1мов сложения в пределах 10, на уроках закрепления мы играем в игры «Зоопарк» и «Неуклюжий медвежонок».

«Зоопарк»

Каждый ученик получает конверт, где находятся клетки и примеры, написанные на фигурках животных. Учащиеся решают примеры и распределяют животных по клеткам. (номер клетки-ответ примера).

«Неуклюжий медвежонок»

На доске примеры с пропущенными цифрами и знаками. Рядом листья, знаки, медвежонок.

Медвежонок решал примеры, а ответы записывал на листочках. Подул ветер и листочки разлетелись. Как же быть медвежонку?
Надо помочь медвежонку вернуть все листочки на место.

При изучении нумерации в пределах 20, можно выделить четыре этапа образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа; образование чисел из десятка и единицы; анализ состава чисел в пределах 20; письменная нумерация в пределах 20. С помощью игры «Составим поезд» учащиеся на большом отрезке чисел воспроизводят принцип образования каждого числа. После знакомства с разрядами единиц и десятков я провожу игру «Математическая эстафета». В этой игре ученик иллюстрирует двузначное число с помощью геометрических фигур, другой называет число, третий анализирует десятичный состав, четвёртый показывает число с помощью цифр на карточках.

Во 2 классе я продолжаю работу по использованию игровых и занимательных заданий по математике. Программой предусмотрен приём сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток. Для осознания вычислительного приёма сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток я использую игры: «Забей гол», «Посади бабочку на цветок», «Лесенка», «Спринт».

«Посади бабочку на цветок»

Дидактическая цель: закреплять приёмы сложения и вычитания в пределах 20.
На доске цветы, на лепестках записаны числа. У учащихся бабочки с примерами. Надо прикрепить бабочку на нужный цветок. Можно играть по командам.

Сложение и вычитание в пределах 100 наиболее сложный раздел программы, поэтому с целью формирования вычислительных навыков мы играем в такие игры как «Зоопарк», «Математический футбол», «Точно по курсу» и многие другие.

«Математический футбол»

На доске слева и справа размещаются рисунки ворот, ниже карточки с примерами и между воротами карточки с числами. Ученик должен взять мяч, ударить по воротам (решить пример) и перенести мяч к числу, т.е. к ответу.

В игре поочерёдно участвуют игроки каждой команды. Выигрывает та команда, которая не допустила ни одной ошибки и забила     в ворота голы.

«Точно по курсу»

На доске записаны примеры без ответов. Внизу кораблики, у каждого свой номер. В море шторм и кораблики сбились с курса. Надо помочь провести каждый кораблик точно по курсу. Ученик берёт кораблик и приставляет к тому примеру, который соответствует ответу, записанному на кораблике.

Для развития пространственного представления, воображения, конструктивного мышления, комбинаторных способностей, сообразительности, смекалки, находчивости, целенаправленности в решении практических и интеллектуальных задач, я использую в работе такие игры, как «Танграмм», «Колумбово яйцо» и другие.

В жизни ребёнка игра занимает большое место. Через неё дети познают окружающий мир, получают знания о различных предметах и явлениях, овладевают речью в общении с другими людьми. В школе доминирующей становится учебная деятельность, но ребята с большим интересом относятся к разным играм. Их привлекает сам процесс игры. В игре учащиеся проявляют свою активность, находчивость, сообразительность. В игре они порой добиваются самых высоких для себя результатов.

В результате проводимой работы по организации игровых технологий на уроках математики, я с уверенностью могу сказать, что у учащихся повысилось качество вычислительных навыков, возросла активность и появился интерес к предмету.

Используемая литература.

1. А.А.Столяр «Давай поиграем» Москва «Просвещение» 1991 г.

2. В.Волина «Праздник числа. Занимательная математика».

3. О.М.Дьяченко «Чего на свете не бывает» Москва «Просвещение».

4. Т.К.Жигалкина «Игровые и занимательные задания по математике» 1-2 класс. Москва «Просвещение, 1996 г.

5. Е.В.Сербина «Математика для малышей» Москва «Просвещение».

6. М.И.Моро, Н.Ф.Вапняр «Карточки с математическими заданиями и играми», 1–3 классы. Москва «Просвещение».

7. Журналы «Начальная школа».