Ни для кого не секрет, что наш век, век новых технологий, является стремительным. Возможно поэтому, родители часто, боясь опоздать, спешат спланировать будущее своего ребенка, определить в какой гимназии ему лучше учиться, на какой ВУЗ лучше нацеливаться. Зачастую при этом они забывают о реальных возможностях и потребностях самого ребенка, а также о необходимости создания условий для его актуального развития.
Прежде всего, необходимо помнить, что существует три способа, посредством которых ребенок развивается, приобретает знания, а следовательно учиться размышлять и рассуждать. Это:
- наблюдение
- исследование
- общение
Для реализации этих способов нужно чтобы было:
- что наблюдать,
- что исследовать,
- с кем и на какие темы общаться.
Ребенок начинает учиться думать с самого рождения, когда он сосредотачивает взгляд на говорящих с ним близких, тогда же появляются предпосылки для развития речи, в виде гуления и горловых звуков.
Позже богатый и разнообразный опыт общения с родителями помогает малышу начать общаться с помощью звуков или действий, развивает способность слушать, концентрировать внимание.
В период мощного скачка речевой активности очень важно, чтобы ребенок чувствовал свободу в своих речевых проявлениях. В это время главное чтобы ребенку нравилось говорить, а правильно говорить он научится позже. А от взрослых требуется обеспечить ребенку полноценную речевую среду через разговоры с ним и чтение книг. Важно помнить, что хотя первоначально ребенок начинает использовать речь для общения, она очень быстро становится для него средством мышления. И отставание в развитии речевой активности может привести к торможению развития интеллекта ребенка.
Далее, в дошкольном возрасте, когда ребенок играет с различными материалами, например, с песком, водой, камешками, палочками, то узнает их свойства и законы, которым они подчиняются. Так, после дождя он нечаянно обнаружит, что из песка можно построить высокую башню, которая раньше рассыпалась. «Откроет» для себя свойства мокрого песка и потом уже сам будет носить туда воду в ведерке, когда того потребует его игра. Он с удивлением обнаружит, что большой плоский камень, который так нужен для постройки, ему не поднять. Узнав от взрослых, что камень, оказывается, тяжелый, он попробует поднять и другие предметы: «А этот тяжелый?» Т.е. постепенно, через собственный чувственный опыт и общение с взрослыми, ребенок овладевает операциями сравнения, классификации, обобщения.
По мере совершенствования мышления дети начинают засыпать взрослых вопросами. От родителей требуется большое терпение, чтобы отвечать малышам понятно, не отмахиваться от их вопросов, предоставлять им «почву» для развития. Детские вопросы показывают взрослым зону интересов ребенка. Поэтому очень важно, чтобы развитие его концентрировалось вокруг них. Для дошкольника необходимо познавать то, что именно ему интересно, а не то, что, по мнению взрослого, ему нужно знать.
Ребенок должен иметь возможность активно экспериментировать с предметами окружающего мира, играть, лепить, рисовать, конструировать и обязательно творить. А также слушать сказки, разговаривать на интересующие его темы. Все это постепенно развивает и совершенствует мышление и речь.
Необходимо помнить, что для развития ребенка дошкольного возраста важен не результат, а процесс, сама деятельность. Обучение, умение размышлять, рассуждать – побочный результат деятельности ребенка и его общения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, научить дошкольника думать и говорить можно только давая ему возможность проявлять себя в естественной активности, в которой у него накапливается понятный ему опыт соблюдения социальных норм. А родителю важно быть эмоционально и телесно доступным ребенку, поддерживать общение на темы интересные ребенку, читать ему книги, разъясняя непонятное кратко, простым доступным языком.