Праздник "Путешествие в страну Фонетика"

Разделы: Начальная школа


Цель: углубить и закрепить знания по фонетике, развить фонематический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отработать правильное литературное произношение.

Оборудование: плакаты, содержащие высказывания классиков русской литературы о языке и звуке:

  • Гласные – это река, а согласные – берега. (К.С.Станиславский)
  • Слово - одежда всех фактов, а звук – одежда слова. (М.Горький)
  • Дивишься драгоценностям нашего языка: что ни звук, то подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…(Н.В.Гоголь)
  • Слова то шелестят как трава, то бормочут, как птицы, то позванивают, как первый лёд. (К.Г.Паустовский)

Ход праздника

Прослушивание заранее записанных на диск звуков:

а) льётся вода из крана;
б) звенит колокольчик;
в) тикают часы;
г) школьная столовая в разгар обеда;
д) птичьи голоса;
е) ученик читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..;
ж) музыкальный отрывок из «Времени года» П.И.Чайковского;
з) плач ребёнка. (После каждой записи – пауза.)

Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные звуки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи. Ведущий объявляет цель праздника

Ведущий:

Звук.

Он бывает тихим, громким,
А ещё глухим и звонким.
Может быстро проскочить,
А захочет – будет жить
До тех пор пока звонок
Не отменит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышит стук,
Значит к нам добрался …(звук).

Ведущий: С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». (К.Г.Паустовский)

Фонетические загадки

1.Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв.)

2. Илья Муромец или Алёша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? (В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных)

Гимн звукам родного языка

1 чтец:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.

2 чтец:

А согласные …согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Не хочется им петь.

3 чтец:

Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные тебе даны для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
С.Маршак

Фонетическая викторина

1. В каких случаях в своей жизни люди пользуются алфавитом?

2. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему?

3. Назовите слово, которое состоит из трёх согласных и одного гласного. В этом слове слышится звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк.)

4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно не превратилось в слово, называющее короткие шесты с заострёнными концами? (Коля – колья.)

5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово (слово дано на плакатах). Ответы: удочка – тужить – висит.

6. Какое слово при перестановке в нём ударения из названия печёного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги – пироги.)

Домашнее задание «Егоркины скороговорки».

Ведущий: Произнесите скороговорки, чётко выговаривая согласные звуки. Повторите задания 2-3 раза, ускоряя темп речи.

Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки,
За его скороговорки
Я поставил бы пятёрки!

Повторяйте детвора:
-Посреди двора дрова.
-Жук над лужею жужжа,
Ждал до вечера ужа.

-В перелеске перепел
Перепёлку перепел!
-Лилии полили ли
Иль завяли лилии?

-Аня ныне нянина,
Нина няня Анина.
-Мамами любимы мы –
Самыми любимыми!

То-то буду я в восторге,
Если вы, как я Егорке,
За его скороговорки
Всем поставил бы пятёрки!

Скороговорки, которые были даны детям на дом:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Водовоз вёз воду из-под водопровода.
  • У пенька опять пять опят.
  • Три дроворуба на трёх дворах рубят дрова.
  • На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
  • Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.
    Надел кукушонок капюшон.
    Как в капюшоне он смешон!

Фонетическая задача

1. Мама, папа или бабушка? (Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлёпнулся на пол? В слове есть и звонкие, и глухие согласные звуки.)

2. Пуфф ли Буфф? (Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.)

Ведущий:

Воздух рвёт преграды,
Шум получается
Голоса нет совсем,
Но звук прорывается.
Как называется звук такой?
(Это согласный глухой.)
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается … (гласный).

Фонетические диалоги.

Кто важнее?

Ведущий: Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные: Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные: Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

Гласные: А вот и получится. Например, м.

Согласные: Разве только одно м, а больше ничего?

Гласные: И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог!

Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас не, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хоть бы название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные: (поют и смущённо умолкают). […о…е..и…а]

Согласные: Вот видите! А если мы скажем [ф н т к], так всякий догадается, что это фонетика.

Гласные: Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнесите без нас такие слова: окно, ёлка, если.

Согласные: (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают)

Ведущий: А как вы думаете. Ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные?

1 чтец - мальчик и 2 чтец – девочка по очереди:

Дружат гласные с согласной,
Составляют вместе слог.
Ма и -ша (запомни, Маша!)
К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
Ты и -ква, а вместе тыква,
Со и -ва, читай сова.

Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников!

Фонетические диалоги.

Какой новый звук появился?

Сон – стон
Сок – сток
Сук – стук
Каска – краска
Салка – скалка
Кошка – крошка
Ролик – кролик
Тучка – штучка
Кот – крот

Всегда вместе.

Ведущий: Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотят поговорить – и никак.

Согласные: Кх (кащляют), пхч (чихают), хм (хмыкают).

Ведущий: И заскучали… Вдруг…

Согласные: Тсс!

Ведущий: Показалось им, что кто-то рыдает! Прислушались.

Гласные: (выходят на сцену и плачут). А-а-а-а-а! О-о-о-о! Уа, Уа. Уа!

Ведущий: Аукают.

Гласные: Ау! Ау1 Ау!

Ведущий: И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них только получилось невнятное бормотанье.

Согласные: [бдм], [всгд], [вмст]!

Ведущий: И услышали они радостное, но тоже невнятное.

Гласные: [у-е-е-а-е-е]!

Ведущий:

Решили они заключить мир.
Снова стали рядом и чётко сказали…

Гласные и Согласные: Будем всегда вместе!

Ведущий: С тех пор никогда они больше не разлучались. Им друг без друга нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает. Правда, что они немного ссорятся, но ненадолго, потом всё равно мирятся!

Фонетические загадки.

Пулька и Пончик?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв.)

Кролик или Пятачок?

Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует?» (В имени - отгадке все согласные звуки глухие.)

Игра «Один звук, марш!»

Ведущий: Поиграем в игру, которая называется так: «Один звук, марш!»

1.Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из этих оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть – гость. 9Всласть, краска, склон, полк, беда, экран.)

2.Теперь, наоборот, я вам даю слово. А вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза – гроза. (Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы и др.)

3. Теперь вам следует в ь словах, которые я вам дам. Заменить один согласный звук. Вот так: корж – морж. (Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка.)

Игра «Думай! Думай! Думай!»

Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение,
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложения. (Флюс – плюс)

С буквой «л» - игра в футбол
Часто слышим слово … .
С «д» уж в слове смысл не тот –
Мерой стало – просто … . (Гол – год)

Он - грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «у» на «о» -
Будет круглое число. (Сурок – сорок)

Когда я - месяц, то, легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце будто таешь.
Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь. (Март – марш)

Я бываю золотой,
А природный – костяной.
Если «з» на «к» заменишь,
Смысл во мне совсем иной:
В первом классе лишь для счёта
На уроке я твоём, А в четвёртом ты охотно
Посчитаешь мой объём. (Зуб – куб)

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким - сам звеню я на просторе! (Колос – голос)

Весёлые рифмы про ударение.

Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром,
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
…И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок…

Послушай, молоток,
Не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги!
Мы в слове слог ударный
Найдём э-ле-мен-тар-но!
А когда его найдём, Громче всех произнесём!

Два правила ударения.

Правило первое.

Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить
Под удар.

Правило второе.

Возил не шофер, а шофёр,
Не фарфор, а фарфор.
Был оглашён не приговор –
Судебный приговор.
Строгал не столяр, а столяр,
Но доску - не доску.
И слушал в одиночестве
Не «Тоску», а тоску.

Фонетические головоломки.

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)

Мы - для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами! (Козлы – козлы)

Я - сборник карт: от ударения
Зависят два мои значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлас)

Скорей сестра на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окуни,
Не бойся, это … (окуни)

Ведущий: Дружите с фонетикой! Преумножайте свои знания!