Занятие по развитию речи для старших дошкольников «Зимняя мозаика»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, зимняя тематика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (111 МБ)


Цель: развитие речи дошкольников.

Обучающие задачи: закреплять представления о зиме; расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; обогащать словарь антонимов; совершенствовать диалогическую речь.

Развивающие задачи: развивать фонематический слух, речевое дыхание, зрительное внимание, творческое воображение.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к родному языку, доброжелательное отношение к сверстникам, уверенность в своём успехе.

Оборудование: ноутбук, проектор, смарт-доска, мольберт.

Демонстрационный материал: картинки и открытки по теме «Зима», снеговик, снежок-шар из ваты.

Раздаточный материал: по количеству детей – бумажные снежинки, фигуры ёлочек из бумаги, клей; морская соль в чаше.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, приветствуют гостей.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл зимний гость. Вставайте в круг, мы с ним поиграем! (Воспитатель вносит Снеговика. Дети встают в круг и называют игрушку). Передавайте снеговика друг другу и называйте слово про него. Какой Снеговик!? (Дошкольники передают игрушку).

Дети: Снеговик снежный, зимний, весёлый, добрый, белый, холодный, круглый, красивый, милый, чудесный, смешной, блестящий, волшебный, радостный.

Воспитатель: Какие хорошие слова про тебя, Снеговик, сказали дети! Снеговик принёс открытки. Давайте их рассмотрим. (Воспитатель раздаёт детям открытки на тему «Зима», дошкольники их рассматривают и показывают друг другу). Что изображено на ваших открытках? (Дети по очереди рассказывают о своих открытках. Одновременно открытки появляются на слайдах. Воспитатель подводит детей к выводу: Снеговик хотел показать, что происходит зимой).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте и мы расскажем Снеговику про зиму. (С детьми проводим физкультминутку «Зимушка-зима» в речевом сопровождении под музыку «Белые снежинки» Г.И.Гладкова).

Воспитатель: Дети, подходите к смарт-доске. Давайте попробуем собрать картину из частей. (Дошкольники по очереди передвигают указкой элементы разрезной картины, составляют на смарт-доске сюжетную картину «Покормите птиц зимой» и описывают, что получилось).

Воспитатель: Очень интересная картина получилась, ребята! Снеговику понравилось, что вы подробно рассказали и о картине, и о том, как находили место для её частей.

Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду произносить начало предложений, а вы закончите их по смыслу. (Провожу упражнение «Доскажи слово»: на смену осени пришла (зима); дует холодный (ветер); на земле лежат белоснежные (сугробы); в воздухе кружатся серебристые (снежинки). Дошкольники договаривают предложения).

Воспитатель: Молодцы, всё правильно! Сейчас назову и покажу вам движения, а вы их повторяйте за мной и запоминайте. Потом я буду их только называть в разном порядке, а вы – показывать. (Провожу игровое упражнение «Расскажи без слов»: ветер подул – губы в трубочку, дуем; снег хрустит – трём ладошки; медведь уснул – складываем руки под щёку; снег идёт – машем ладошками).

Воспитатель: Снеговик предлагает вам отгадать загадку.

На свете нет похожих двух,
Но каждая, как лёгкий пух.
Зимой всё в них – поля, тропинки.
Что это, милый друг? (Дети называют снежинки).

Давайте достанем снежинки из корзины и поиграем с ними. (Дошкольники выбирают и достают снежинки, рассматривают их).

Воспитатель: Положите снежинку на ладошку. Попробуйте её сдуть, сомкнув губы и произнося звук [п] один раз. Не сдули? Тогда произнесём этот звук несколько раз подряд, пока снежинка не слетит. (Дети сдувают снежинки, многократно произнеся звук [п]).

Воспитатель: Ребята, вы любите играть зимой в снежки? (Внимание детей привлекаю к снежку из ваты). Чтобы наши руки не замёрзли, наденем невидимые перчатки. (Дети движениями имитируют надевание перчаток). Теперь холод нам не страшен, мы сможем долго играть.

Я скажу слово и подброшу кому-то снежок, а тот, кто его поймает, скажет противоположное по смыслу слово. Например, тяжёлый – лёгкий. (Провожу упражнение «Скажи наоборот»: зима – лето, холод – тепло, мёрзнуть – согреваться, сухой – мокрый, пасмурный – ясный, крупный – мелкий, ненастно – солнечно, день – ночь).

Воспитатель: Снеговик хочет услышать, как красиво и правильно вы проговариваете зимние чистоговорки. Повторять их за мной будете по цепочке. (Дети повторяют за воспитателем чистоговорки: ма-ма-ма – наступила зима, оз-оз-оз – трескучий мороз и другие).

Воспитатель: Ребята, хороша ли наша ёлка? (Внимание детей привлекаю к расположенной на мольберте ёлке). Давайте покажем, какая она! (Провожу физкультминутку в речевом сопровождении под музыку «Белые снежинки» Г.И.Гладкова, используя отрывок стихотворения «Наша ёлка велика» З.А.Петровой).

Воспитатель: Молодцы! Дети, проходите к своим столам. Сейчас мы с вами выполним волшебную аппликацию «Ёлочка». (На смарт-доске проигрывается видео с музыкой М.И.Красева «Маленькой ёлочке холодно зимой». Дошкольники наносят на фигуры ёлочек клей и посыпают их со всех сторон морской солью, придавая заснеженный вид. Когда кристаллы соли высыхают, на кронах ели получается блестящий «снег»).

Воспитатель: Ребята, вы очень красиво оформили свои ёлочки. Давайте расскажем Снеговику, какими они получились.

Дети: Ёлочка зелёная, серебристая, красивая, пушистая. Ёлочка переливается и блестит.

Воспитатель: Снеговику очень понравились ваши ёлочки и ваши ответы. Давайте, прикрепим ёлочки на мольберт и посмотрим, какой красивый заснеженный лес из них получился. (Дети располагают ёлочки на мольберте и рассматривают).

Воспитатель: Дети, вы знаете стихотворения про большие ели и маленькие ёлочки. Пусть Снеговик их послушает! (Дошкольники по желанию читают стихи «Ели» И.П.Токмаковой, «Ели» Н.Гончарова, «Ёлка» А.Прокофьева).

Воспитатель: Ребята, снеговику очень понравилось с вами играть. А что вам понравилось больше всего? (Дети отвечают и прощаются со Снеговиком).