Методическая разработка урока по изобразительному искусству для слабовидящих учащихся начальных классов на тему «Пятнография. Создание образов из пятен» с применением методов арт-терапии

Разделы: Мастер-класс


В настоящее время всё больше внимания уделяется инклюзивному образованию, в том числе художественно-эстетическому воспитанию слабовидящих учащихся младших классов. Актуализируется проблема развития художественных способностей детей с нарушениями зрения.  
Существуют различные специальные и адаптированные программы для обучения изобразительной деятельности слабовидящих учащихся (Н.В. Выродова «Росток» [1], Ремезова Л.А. «Разноцветные задачи. Найди пару» [5] и др.); программы, основанные на применении нетрадиционных техник рисования и арт-терапевтических методах (Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» [6], Медведева Е.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» [3], Вальдес Одриосола М.С. «Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арт-терапии» [4] и др.). Нетрадиционные техники рисования представляют собой необычное использование художественных материалов, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах. Они являются альтернативой традиционному рисованию для слабовидящих детей, так как рисование в чистом виде для них практически недоступно. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у детей с дефектом зрения мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости. В силу ограниченных возможностей здоровья (низкая стрессоустойчивость, высокая утомляемость, напряжение и др.), актуальной для слабовидящих учащихся является арт-терапия. Она способствует гармонизации внутреннего состояния, успокоению, снятию напряжения, повышению стрессоустойчивости; помогает поверить в собственные силы и возможности.

Нами разработан план-конспект урока по изобразительному искусству для слабовидящих учащихся с применением, нетрадиционных и арт-терапевтических техник рисования.

Возраст учащихся: 7-10 лет.

Тип урока:комбинированный.

Цель урока: выполнить рисунок в технике пятнографии.

Задачи урока:

  • Обучающие: знакомство с техникой «пятнография»; содействие развитию навыков работы с красками и кистями (цветовое сочетание, грамотное смешивание и получение цветов, умение правильно держать кисть и совершать различные движения рукой);
  • Развивающие развитие художественных способностей (творческое воображение, фантазия, воображение и т.д.), зрительно-двигательной координации, моторики рук;
  • Воспитывающие: воспитание интереса к изобразительной деятельности, к художественно-творческому самовыражению.
  • Арт-терапевтические задачи: снятие стресса, напряжения, тревожности у детей, содействие их творческому самовыражению, гармонизация психоэмоционального состояния учащихся.

Уровень задания: творческое.

Методы, используемые на уроке: арт-терапевтические методы (свободное самовыражение в цвете, форме, рисование под музыку, свободные ассоциации), нетрадиционное рисование (пятнография).

Оборудование урока: музыкальное сопровождение (звуки природы, морских обитателей и насекомых, шум моря, пение птиц и т.д.). Учащимся потребуется плотная бумага белого цвета (формат А3), акварельные краски, гуашь, кисти, баночка с водой.

Организация занятия

1) Время на сообщение темы урока и объяснение нового материала 5 мин.

2) Время на выполнение практического задания учащимися 30 мин.

3) Просмотр и анализ детских работ 3 мин.

4) Время на подведение итогов урока 2 мин.

Ход и содержание урока

1. Организационный момент. Педагог приветствует детей, проверяет их готовность к уроку и наличие необходимых принадлежностей для занятия.

2. Сообщение темы урока. Учитель задает детям вопрос: «Ребята, а вы знаете, что с помощью разноцветных пятен можно рисовать и создавать различные образы?», после чего объявляет тему урока, демонстрирует способ рисования пятнами и предлагает учащимся перейти к выполнению задания.

3. Практическая часть. С помощью красок (на выбор учащегося: акварель или гуашь) дети наносят различные цветовые пятна, брызги и мазки на лист бумаги. Ограничений в использовании цветов нет. После нанесения краски, учащиеся ждут высыхания работы. А пока работы сохнут, учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на свои рисунки и представить образы или явления, с которыми у них ассоциируются их изображения. При необходимости учитель оказывает помощь и дает детям подсказки. После высыхания работ учащиеся дорисовывают их, формируя из пятен какие-либо образы.

4. Завершение урока, рефлексия. По окончании урока учитель подводит итоги и спрашивает учащихся: «Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Довольны ли вы своими работами?», после чего организовывает выставку детских работ.

Оценки за работы учащимся не ставятся, так как арт-терапевтические занятия не предусматривают оценивание результатов, ведь основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует цель гармонического развития ребенка с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро-и макросреде [3, с. 28].

30 ноября 2017 года нами был проведен урок по изобразительному искусству в ГБОУ школе-интернате №17 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Самара в 3 «Б» классе на тему «Создание образов из пятен. Пятнография».

Учащиеся подошли к выполнению задания с большим интересом. Лишь у некоторых детей были небольшие трудности с поиском образов из нанесенных пятен. В работах учащихся отмечалось разнообразие цветов в работах, оригинальность образов. Приведём в пример несколько работ.

В работе Егора К. (рис.1) отмечается широкий спектр в использовании цветов. На вопрос: «Что ты видишь?» мальчик ответил, что видит космос. В центре изображения Егор поместил солнце, вокруг которого вращаются планеты. Основной цвет в работе – фиолетовый, символизирующий мир, созидание и неограниченность, чем и объясняется замысел изображения. Солнце в центре – источник жизненной энергии, а космос – олицетворение мира, бесконечности, неизведанного.

Рис. 1

Вера Г. начала работать акварелью, но затем перешла на гуашевые краски, что положительно сказалось на ее настроении (рисунок 2). Это объясняется свойствами гуашевых красок: они плотнее и ярче акварели. На протяжении занятий отмечалось использование Верой ярких цветов, чем объяснялся выбор гуашевых красок на этом занятии. Девочка изобразила солнце с радугой в небе. Солнце олицетворяет свет, тепло; синее небо – спокойствие, релаксацию; радуга – многообразие цветов, радужность, жизнерадостность. В целом, использование данных образов объясняет общее настроение и состояние девочки.

Рис. 2

Полина Б. изобразила сюжет из выдуманной сказки (рисунок 3). Главный излюбленный сказочный герой девочки – русалка, на помощь которой спешит вихрь, чтобы спасти ее от злого дракона. В образе русалки (получеловека с рыжими волосами – единственным тёплым пятном в рисунке) девочка изобразила себя. Опираясь на исследования Т.Ю. Колошиной «Арт-терапия. Методические рекомендации» [2], можно предположить, что дракон, окрашенный в черно-синий и заполнивший почти все пространство листа олицетворяет болезнь (в частности дефект зрения), от которого русалку спасает вихрь, в роли которого может выступать внезапное излечение.

Рис. 3

В работе Даши К. (рисунок 4) прослеживается использование разных цветов (синий, розовый, красный, жёлтый, зелёный). Девочка узнала в хаотичном расположении разноцветных пятен салют над полем. Но увидев рисунок Полины, девочка тоже решила изобразить русалку в своей работе и добавила море.

Рис. 4

Использование арт-терапевтических методов работы со слабовидящими детьми на уроках по изобразительному искусству позволяет выделить значение использования определенных цветов и замыслов в работах детей. В книге Т.Ю. Колошиной «Арт-терапия. Методические рекомендации» [2] подробно описано значение использования конкретных цветов в работах на арт-терапевтических занятиях. Учащиеся 3 «Б» класса отлично справились с заданием за отведенное на него время. Отмечено разнообразие замыслов в работах учащихся: природные явления, сюжет из выдуманной сказки и т.д. Также некоторым работам учащихся свойственен репродуктивный характер: были отмечены заимствования, подражательность в изображении Даши, которая повторила идею со сказочным героем ее одноклассницы. Своими работами дети остались довольны. Музыкальное сопровождение, неограниченный выбор цветов и особенности данной техники позволили детям снять стресс и напряжение и создать в классе атмосферу спокойствия; учащиеся расслабились, почувствовали уверенность в своих силах, с нетерпением ждали следующий урок рисования.

Список использованной литературы

  1. Выродова, Н.В. Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Росток» 3-летнего обучения в объединении художественной направленности для обучающихся 7-16 лет/ Н.В. Выродова. – с. Кочубеевское, 2014. – 20с.
  2. Колошина, Т.Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации/ Т.Ю. Колошина. – СПб: Самиздат, 2010. – 75 с.
  3. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов/ Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
  4. Одриосола, М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арт-терапии/ М.С. Одриосола. – М.: Торговый дом ИОИ, 2009. – 61 с.
  5. Ремезова, Л.А. Разноцветные задачи. Найди пару. Книга 1/ Л.А. Ремезова. – М.: Школьная пресса, 2006. – 32 с.
  6. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток/ Ю.В. Рузанова. – СПб.: КАРО, 2009. – 160 с.