Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
- Образовательные:
- повторить определение возрастающей, убывающей функций, точек минимума и максимума, наименьшего и наибольшего значений функции;
- формировать представления о связи свойств функции с её производной;
- ознакомить учащихся со способом исследования функции с помощью производной.
- Развивающие:
- развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, формулировать выводы по результатам собственной деятельности;
- развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру у учащихся;
- способствовать развитию интереса к исследованиям и поиску закономерностей, умению осуществлять наблюдение, формулировать выводы.
- Воспитательные:
- воспитывать у учащихся волю и настойчивость для достижения конечного результата;
- воспитывать у учащихся умение выслушать и принимать во внимание взгляды других людей, умение справляться со сложностью.
Планируемый результат урока:
- Знать: признак возрастания функции на интервале, признак убывания функции на интервале, признаки максимума и минимума функции;
- Уметь: по графику производной и схематическому изображению знаков производной находить промежутки возрастания и убывания, точки экстремума функции.
Оборудование кабинета: ПК, проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка отсутствующих учеников.
2. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цели урока:
- определить есть ли зависимость между монотонностью и производной функции;
- определить можно ли с помощью производной находить точки экстремума.
Основная задача урока: составить алгоритм, с помощью которого можно исследовать функцию на монотонность и экстремумы с помощью её производной.
Мы вспомнили некоторые свойства функций и что у функции есть производная. А вот интересно, есть ли какая-нибудь связь между производной функции и ее свойствами (монотонностью и точками экстремума)?
Рассмотрите рисунки и постарайтесь установить зависимость между знаком производной и характером монотонности функции на промежутке [a;b]. Сформулируйте выводы.
Задача 5:
Исследовать на монотонность функцию у = 2х3+3х2 – 1
Исследовать функцию на монотонность – это значит выяснить, на каких промежутках области определения функция возрастает, а на каких – убывает. Согласно теоремам, которые мы сформулировали, это связано со знаком производной.
Найдем производную данной функции:
f '(х) = 6х2+6х = 6х (х+1)
6х (х+1) = 0
Получим точки -1 и 0.
Выясним какие знаки имеет производная на каждом промежутке.
ВНИМАНИЕ!!!
Только не путать с наибольшим (или наименьшим) значением функции во всей рассматриваемой области определения, эти значения в окрестности некоторой точки Х, являются наибольшими (или наименьшими).
Точки минимума и максимума функции называют – точки экстремума (от латинского слова extremum – «крайний»)
Теорема 4. Если функция у = f(х) имеет экстремум в точке х=х0s, то этой точке производная либо равна нулю, либо не существует.
Внутренние точки области определения функции, в которых производная функции равна нулю, называют стационарными, а внутренние точки области определения функции, в которых функция непрерывна, но производная не существует – критическими.
Теорема 5 (достаточные условия экстремума). Пусть функция у = f(х) непрерывна на промежутке Х и имеет внутри промежутка стационарную или критическую точку х=х0.Тогда:
1) Если у этой точки существует такая окрестность, в которой при х<х0, выполняется неравенство f'(x)<0, при х>х0 – неравенство f'(x)>0, то х=х0 – точка минимума функции у=f(x);
2) Если у этой точки существует такая окрестность, в которой при х<х0 выполняется неравенство f'(x) >0, а при х>х0 – неравенство f'(x)<0, то х=х0 – точка максимума функции у=f(x);
3) Если у этой точки существует такая окрестность, что в ней и слева и справа от точки х0 знаки производной одинаковы, то в точке х0 экстремума нет.
Алгоритм исследования непрерывной функции на монотонность и экстремумы:
- Найти производную функции y = f(x).
- Найти стационарные и критические точки.
- Отметить эти точки на числовой прямой и определить знаки производной на получившихся промежутках.
- Сделать выводы о монотонности функции и, о её точках экстремума.
Задача: Найти точку минимума функции у = 3х4 – 16х3 + 24х2 – 11
Решение: найдем производную данной функции: у '= 12х3 – 48х2 + 48х
Найдем стационарные точки:
12х3 – 48х2 + 48х=0
12х(х2 – 4х + 4)=0
12х(х – 2)2=0
Производная обращается в нуль в точках х=0 и х=2
Значит, х=0 – точка минимума.
Ответ: 0.
Самостоятельная работа.
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание: параграф 35, знать теоремы и определения, № Задание 7 (№ 317540), №854-858 (а, б).