Цель урока: создать условия для понимания обучающимися эволюционной взаимосвязи между беспозвоночными и хордовыми животными, через сравнение беспозвоночных с ланцетником.
Задачи:
- Создать условия для возможности сравнения строения беспозвоночных и позвоночных животных.
- Создать условия для ознакомления учащихся со строением, поведением, местами обитания и образом жизни ланцетника.
- Создать условия для развития навыков обучающихся работать с текстом учебника; краткого изложения главной мысли; определения выводов.
Оборудование: рисунки ланцетника; таблицы «Внутреннее строение дождевого червя», «Внутреннее строение майского жука», учебник; мультимедийный проектор, презентация, видеоматериалы, технологическая карта урока (Приложение 1)
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, в парах, фронтальная.
Планируемые результаты:
Предметные
- научиться объяснять значения понятий: хорда, череп, позвоночник, позвонок, бесчерепные, ланцетники, черепные;
- выделять существенные особенности строения хордовых животных;
- классифицировать хордовых животных;
- различать представителей подтипов Бесчерепные и Черепные (Позвоночные) на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов;
- характеризовать приспособления ланцетников и круглоротых к обитанию в водной среде;
- описывать образ жизни круглоротых;
- оценивать роль ланцетников и круглоротых в природе и жизни человека.
Познавательные
- выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
- определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;
- планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные
- работая в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения.
Методы и методические приёмы: работа с учебником, работа с рабочей картой урока, работа в парах, заполнение схем и таблиц, самооценка, взаимоконтроль.
Конспект урока
I. Оргмомент.
- приветствие;
- проверка отсутствующих;
- настрой на работу.
II. Актуализация знаний.
- Какие типы животных мы с Вами уже изучили?(Ответы детей)
- Почему этих животных относят к беспозвоночным?
- Расположите типы животных в порядке их эволюции: кишечнополостные (Р), иглокожие (Е), простейшие (Х), круглые черви (О), членистоногие (!), губки (О), плоские черви (Д), кольчатые черви (В), моллюски(Ы) (индивидуальная работа с рабочей картой урока).
- Эволюция на этом не остановилась. Предположите, какие животные появились вслед за беспозвоночными? Вы можете воспользоваться подсказкой, которая зашифрована в задании № 1 в ваших рабочих картах урока. Справа от названия типа находится набор букв, из которых вы можете построить название следующего типа животных.
- В воде и на суше, в почве и в воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. Их в настоящее время насчитывают около 2 млн. видов.Они различаются по строению отделов тела, покровов, конечностей, органов чувств.Большинство животных может передвигаться при помощи ног,крыльев, ласт, плавников, а некоторые не имеют органов передвижения и ведут прикрепленный или сидячий образ жизни. Животные различаются не только по внешнему облику, но и по внутреннему строению, поведению.
III. Изучение нового материала.
Посмотрите на рисунки предложенных животных и объясните, что между ними общего? (рассматривают слайд с изображением рыбы, лягушки, птицы, черепахи и отвечают).
- Следовательно, тема нашего урока Тип Хордовые. Это самые высокоорганизованные животные на Земле. То, что это действительно так, мы будем с вами доказывать на последующих уроках. Давайте определим цели сегодняшнего урока (дети предлагают цели, учитель корректирует их).
Цели урока: выяснить, какие характерные особенности имеют хордовые, а также познакомиться с некоторыми представителями данного типа.
- Тип Хордовых делится на низших и высших. Прочитав текст учебника на с.92, приведите их примеры.
- Несмотря на такое разделение, все хордовые имеют общие признаки. Прочитайте текст учебника с 92 и заполните таблицу (задание № 2 в рабочих листах урока).
Системы органов | Особенности строения |
Симметрия тела |
двухсторонняя |
Скелет |
Внутренний; у низших – хорда, у высших - позвоночник |
Нервная система |
Нервная трубка, расположенная над хордой. |
Органы пищеварения |
Пищеварительная трубка под хордой. |
Органы дыхания |
Жаберные щели в зародышевом состоянии. |
Кровеносная система |
Замкнутая. |
Образ жизни |
Свободноживущие. |
Обратите внимание на схему «Эволюция органического мира». Хордовые включают в себя 2 подтипа: бесчерепные (не имеют черепа – ланцетник) и позвоночные (Класс Круглоротые рыбы, Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие).Позвоночные имеют череп и позвоночник, состоящий из позвонков (исключение – круглоротые, у них нет позвоночника).Сегодня мы более подробно познакомимся с бесчерепными и круглоротыми.
- В конце XVII века в одну из своих бесчисленных экспедиций молодой петербургский академик, немец по национальности, Петр Симон Паллас на небольших глубинах Черного моря обнаружил неизвестное животное. Он принял его за моллюска и назвал “Ланцетовидным слизнем”.
Но внимательно изучив это животное, ученый сделал заключение, что по общему типу строения это животное скорее напоминает рыбу. Его и причисли было к рыбам в качестве наиболее примитивной и упрощенной формы.
Через 60 лет после открытия ланцетника знаменитый русский ученый Александр Онуфриевич Ковалевский, изучавший зародышевое развитие животных, установил, что он занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными. Благодаря работам Ковалевского это животное стало одним из самых популярных. Оно привлекало и привлекает к себе до сих пор внимание многих ученых-биологов и философов. Причина такого внимания заключается в том огромном значении, которое имели знание о нем в развитии понимания происхождения позвоночных животных. Из всех существующих животных оно ближе стоит к их древним предкам. Систематическое положение этого животного около 100 лет было не определенным. Свое название животное получило за свою внешнюю форму, похожую на хирургический инструмент - ланцет. Полупрозрачное животное длиной от 1 до 8 см. В настоящее время его относят к типу хордовых.
- “Ребята, как вы думаете почему?”
(Так как он обладает признаками хордовых, повторить какими).
- Давайте выясним, какими особенностями обладает ланцетник (класс делится на пары, и выполняет задание № 3 в рабочей карте урока).
План характеристики
Подтип Бесчерепные Класс |
|
Внешний вид |
|
Среда обитания, местообитание |
|
Образ жизни |
|
Питание |
|
Строение скелета |
|
Размножение |
|
Значение в природе человека |
|
Значение в жизни человека |
|
Вывод: у беспозвоночных животных скелет был наружным и защищал одинаково все стороны организма. У хордовых животных произошло смещение скелета внутрь, для облегчения тела при увеличении его размеров. И нервная система, требующая надежной защиты, оказалась смещенной ближе к скелету, а значит на спинную сторону. Защита всех остальных органов осуществляется мышечной системой. Таким образом, мы видим, что ланцетник является переходной формой между беспозвоночными и позвоночными животными.
Еще одной примитивной формой типа Хордовых являются представители класса Круглоротых – миноги и миксины. Что же они представляют собой, давайте посмотрим(просмотр видеролика).
IV. Закрепление.
Фронтальный опрос.
- Ланцетники относятся к подтипу …
- Внутренний скелет у ланцетника образован ….
- Над хордой расположена ….
- Под хордой располагается ….
- Кровеносная система ……………… типа
- Хорда выполняет роль ……………….
- У одних она сохраняется в ……………….., а у других только ………………...
- В природе ланцетник выполняет роль ….
- Ланцетник обитает в …
- Ланцетник питается …
- Ланцетник обитает в …
- Форма ланцетника напоминает …
V. Домашнее задание.
§ 20 читать. РТ № 3,4, 7 с 46 Творческое задание № 1 с 96
VI. Итог урока.
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Чего достигли?
VII. Рефлексия.
Продолжи выражение:
- Сегодня на уроке я …
- Самым интересным на уроке было …
- Самым сложным для меня было …
- Сегодняшний урок показал мне …
- С каким настроением вы уходите?