Конспект занятия с элементами тренинга с обучающимися 2-го класса «В стране «Школьных Знаний» (с использованием арт-техник)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: развивать у детей умение видеть школьные трудности и искать пути их преодоления, актуализация ранее полученных знаний.

Задачи:

  • Развивать слуховую, зрительную память, внимание, воображение, пространственную ориентировку у детей.
  • Обогащать и активизировать словарь детей.
  • Формировать у школьников установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания.
  • Формировать учебные установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок.
  • Содействовать развитию рефлексии обучающихся, помогать в осознании ими своих эмоциональных состояний, развитии навыка анализировать свои проблемы.
  • Воспитывать у детей самостоятельность в действиях, рефлексию собственных действий, стремления к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Методические приемы: активизирующая игра, беседа, опрос, анализ, классификация, обобщение, сравнение, приемы АРТ.

Материал и оборудование: демонстрационные картинки с изображением героев сказки, текст сказки «Сказка о котенке Маше», раздаточный материал с заданиями на каждого ребенка, магнитофон, аудиокассеты с музыкой, карандаши, ручки, камушки, волшебный мешочек.

Ход занятия

I. Ритуал приветствия.

- Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Здравствуйте, ребята! Я скажу слова: «Добрый день…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали и отвечаете на приветствие.

- Доброе утро, все первоклассники…

- Доброе утро, все девочки…

- Доброе утро, все мальчики…

- Доброе утро, все, кто сегодня улыбался…

- Доброе утро, все, кто узнал что-то новое сегодня в школе…

- Доброе утро, все, кто хочет узнать, чем мы сегодня будем заниматься…

II. Психологическая разминка. Игра «Я – это Я».

Соберите членов группы вместе. Группа выстраивается в круг. Вы становитесь в центре. Предложить членам группы двигаться по кругу. Для начала каждый выбирает темп, который на данный момент кажется ему наиболее подходящим. Теперь все вместе повторяют тоже действие в общем ритме, так чтобы возник резонанс. Далее участники двигаются особым образом: они топают сначала правой ногой, затем-левой, потом делают маленький прыжок. Эти движения сопровождают следующую фразу: я (притопывание правой ногой) – это (притопывание левой ногой) имярек (подпрыгивание на месте). На выполнение задания даётся 2 минуты. Потом интенсивность выполнения задания увеличивается. Когда действие наконец достигнет кульминации, остановите его.

III. Основное содержание занятия:

- Занятие наше необычное,

- Даже очень символичное.

- Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю Вам сегодня отправиться в  путешествие  вместе с нашим необычным сказочным героем в поисках Знаний.

Рассказывание сказки «Сказка о котенке Маше» (приложение 1, иллюстративный материал приложение 3, приложение 4). По ходу сказки дети выполняют задания.

1. Гора «Трудно». Найти в наборе букв, спрятанные слова с названием фруктов. Обсуждение результатов, выводы.

2. Гора «Скучно». Расставить знаки в геометрических фигурах. Обсуждение результатов, выводы.

3. Физкультурная минутка.

У Бабушки Ягуши 40 сыновей,
40 сыновей и 40 дочерей.
Они не пили и не ели.
Все на бабушку смотрели.

(по очереди присоединять правую руку, левую, правую ногу, левую, движения обеих рук и ног)

4. Гора «Неудача». Под диктовку,  на листе в клетку, начертить кошку (приложение 2). Обсуждение результатов, выводы.

5. «Викторина».

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, где еще встречаются герои коты или кошки. Отгадайте, из какой сказки, и скажите, какие они по характеру.

- «Подумаешь пироги! Я еще вышивать умею и на машинке шить умею».

(кот Матроскин из книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Хозяйственный.)

- «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том…»

(кот учёный из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Умный.)

- «…высоко подскочил, лапой сшиб ворону с ветки, выдрал ей пол хвоста, - едва она улетела. И опять представился, будто он слепой».

(кот Базилио из книги А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Хитрый, обманщик.)

- «Он был рыжий. Когда взрослый чёрный соседский кот услышал, как зовут рыжего котёнка, он сказал: «Я не советовал бы котёнку с таким именем спускаться во двор. Котёнка с таким именем во дворе ждут одни неприятности».

(котёнок по имени Гав из одноимённой сказки Г.Остера. Добрый, доверчивый.)

- «Тётя, тётя Кошка,
Выгляни в окошко.
Есть хотят котята,
Ты живёшь богато»

(Тётя Кошка из произведения С.Маршака «Кошкин дом». Бездушная, эгоистичная.)

– Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?

– Чему мы с вами учились?

6. Ритуал окончания занятия «Волшебные камни».

- Мы сегодня хорошо поработали, многое узнали. Нельзя, чтобы эти знания исчезли. Поэтому мы обязательно должны их сохранить. Для  этого вытяните правую руку вперед ладонью вверх. Мысленно положите на ладошку  все знания, которые вы принесли на занятие. Вытяните левую руку вперед ладонью вверх. На левую ладошку мысленно положите все то, что узнали на занятии. Представьте, что у вас на ладошках два теплых солнечных зайчика. По моей команде «Готово, давай!» Соедините руки, для того, чтобы внутри ладошек сохранился огонек вашего опыта, сказав при этом «Да».

- Ребята, наше занятие подошло к концу, у меня для вас есть небольшой подарок. Каждый опустите руку в волшебный мешочек и достаньте один предмет, рассмотрите его. На вашей ладошке  появится волшебный камешек. Ведущий кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Ведущий говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы не делаете, у вас обязательно  всё будет получаться». Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий. Обратите внимание, что на нем написано. Это пожелание от нашего котенка Машка».

Побед, открытий замечательных,
Событий ярких, увлекательных.
Просторы знаний покорять
и на "отлично" курс держать!

Литература

1. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе// Под. ред Кривцовой С.В. М.: Генезис, 2012.

2. Фопель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2010.

3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009.