«Общаясь, люди создают друг друга».
Д.С.ЛИХАЧЕВ
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но обладает такими качествами, как приветливость, доброта, учтивость, уважительное отношение к людям.
Если правильно воспитывать у детей культуру общения, то уже маленький ребёнок проявляет сочувствие к больному, пожилому человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности к сопереживанию.
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан.
Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме.
Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует, развитию внутренней и внешней культуры родителей воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.
Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.
Первые годы жизни – начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих возрастных периодов ребенок не развивается такими стремительными темпами, как в раннем детстве.
Своевременно начатое грамотное воспитание обеспечивает всестороннее развитие малыша, предупреждает возникновение отрицательных привычек и форм поведения.
Поэтому так важно с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять их задачи.
Главная задача родителей - поддерживать положительный настрой ребенка на посещение группы.
В группе ребенку закладываться основа социального поведения, общения. Задача родителей поддерживать это стремление и приучать к элементарным способам эмоционального общения (здороваться, отвечать на приветствие другого человека, выражать просьбу вежливо).
Одновременно воспитываются взаимодействие детей друг с другом, активность в общении.
Замечено, что легче к саду адаптируются те дети, семьи которых ведут активный образ жизни, ходят в гости, общаются с родственниками, посещают различные культурные мероприятия.
Постоянное присутствие в группе вместе с воспитателем психолога способствует проявлению инициативности, уверенности ребенка в себе и в своих силах. Задача родителей - помогать ребенку одобрением и похвалой и дать возможность ему побольше действовать самостоятельно в играх и окружающей обстановке.
Занятия, которые проводятся, имеют цель вызывать интерес у детей раннего возраста к окружающему миру, расширение знаний о предметной среде, о людях, о растениях, о животных - целостное восприятие мира. Информация даётся постепенно, от элементарного к более сложному, потому что главная задача - поддерживать положительный отклик.
ЦЕЛЬ КЛУБА:
- оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между педагогами, родителями и детьми через организацию и проведение развивающего досуга с детьми в рамках ДОУ;
- Оптимизация детско-родительских отношений и развитие эмоциональных отношений матери и ребенка;
- воспитание культуру поведения и желание нравиться людям;
- формирование здорового образа жизни.
Актуальная проблема:
Сохранение психологического здоровья детей и родителей, гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга.
Участники «Семейного клуба»:
- Родители
- Дети
- Педагоги
- Педагог-психолог
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Сроки проведения: ежемесячно
Общие положения
- Родительский клуб создан для оказания психолого-педагогической и социальной помощи молодым родителям.
- Родительский клуб является одной из форм взаимодействия ДОУ с семьей.
Родительский клуб строится на принципах:
- Целенаправленность педагогического проекта – Программы родительского клуба «Наш малыш» на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка.
- Вариативность содержания форм и методов образования родителей.
- Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
- Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.
- Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами).
- Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.
- Принцип воздействия на семью через ребенка.
Основные задачи:
- Расширять представление детей и родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности, воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
- Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
- Разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно-значимую деятельность.
- Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
- Использовать различные формы сотрудничества с родителями.
- Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.
- Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.
Основная деятельность
Основными направлениями деятельности родительского клуба являются:
- Информационно-просветительское;
- Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).
Формы работы:
- игры и упражнения;
- мини-беседы;
- релаксационные и динамические паузы;
- музыкально-танцевальные этюды;
- моделирование проблемных ситуаций;
- презентация информационных буклетов;
- подвижные игры, дидактические игры;
- совместная художественно-творческая деятельность;
- элементы арттерапии, сказкотерапии;
- элементы тренинга;
- круглые столы;
- дискуссии.
Задачи родительского клуба:
Первый этап:- познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;
- осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания ребенка;
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника.
Второй этап:
- развивать взаимопонимание взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты, речь и т.д.)
- развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
Третий этап
- познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;
- осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания психически здорового ребенка;
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника.
Четвёртый этап
- Апробирование новых нетрадиционных форм работы с родителями как фактор позитивного развития отношений между участниками клуба «Наш малыш»;
- Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ;
Перспективное планирование Клуба для неравнодушных родителей: «Наш малыш»
Ведущие клуба:
- Педагог-психолог Павлова Надежда Александровна;
Воспитатели группы младшего возраста № 9:- Духанина Татьяна Ивановна;
- Шуваева Любовь Николаевна.
Месяц |
Название мероприятия |
Участники |
Продукт мероприятия |
Сентябрь |
Семейная гостиная: «Помощь семье в период адаптации», обмен опытом родителей имеющих старших детей» |
Родители вместе с детьми |
Анкеты, памятки для родителей |
Октябрь |
Творческий конкурс рисунка: «Маша и медведь» |
Родители вместе с детьми |
Почётные грамоты за рисунки |
Ноябрь |
Семейная гостиная «Оптимизация развития эмпатичных отношений взрослого и ребёнка, через игровые виды деятельности» |
Родители вместе с воспитанниками |
Презентация. Выступление на педагогическом совете |
Декабрь |
Досуг «Встреча Нового года» |
Родители вместе с детьми |
Видеоролик |
Январь |
Участие в городском конкурсе Мастер-класс для родителей: «Украшения группы к новому году» |
творческая деятельность родителей, при участии детей |
Диплом участника, Сертификат за поделки, изготовленные своими руками |
Февраль |
Совместная деятельность мам и детей: «Поздравь папу дедушку и брата» |
Мамы вместе с детьми |
Фотовыставка: «Защитники Отечества» |
Март |
Совместная творческая деятельность: «Моя мамуля и бабуля» |
Родители с детьми |
Открытки, изготовленные своими руками |
Апрель |
Семейная гостиная: «Я сам, кризис трёхлеток» |
Родители с детьми |
Анкеты для родителей, памятки, презентация |
Май |
Досуг: «Вот я и подрос» Заключительная встреча |
Родители с детьми |
Коллективное панно из различных материалов |
Аналитический отчет о работе воспитателей и педагога-психолога в группе раннего и младшего возраста на базе Клуба «Наш малыш»
В группе раннего и младшего возраста совместно с педагогом — психологом были поставлены и решались следующие задачи:
- Помочь детям в адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Обеспечение эмоционального благополучия детей с учетом их индивидуальных возможностей.
- Формирование адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
- Взаимодействие с родителями, с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям.
- Социализация детей раннего возраста в обществе сверстников.
- Формирование средств общения со взрослыми и детьми.
- Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения.
- Развитие познавательной сферы, соответствующее возрасту, расширение кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования предметов окружающего мира.
- Укрепление физического и психического здоровья детей.
- Создание условий для эмоционального здоровья детей.
- Оптимизация детско-родительских отношений.
В адаптационный период проводилась просветительская работа с родителями по вопросам адаптационного периода. Эти знания помогают родителям пройти адаптацию менее болезненно и быстро. Чтобы помочь родителям выбрать правильную линию взаимоотношений с ребенком были разработаны памятки, проведены индивидуальные беседы и консультации педагога и психолога.
Особое внимание следует уделить анализу процесса адаптации к детскому саду детей раннего возраста. В течение 2017-2018 учебного года в проводилось психолого-педагогическое изучение процесса адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Воспитателями раннего возраста и психологом использовалось педагогическое и психологическое наблюдение.
В период адаптации мы наблюдали:
- эмоциональное состояние;
- поведение ребенка в момент расставания и встречи родных;
- отношение к предметному миру и игрушкам;
- речевую активность;
- двигательную активность;
- взаимодействие со взрослыми;
- взаимодействие с детьми.
В группах раннего возраста мы провели сравнительный анализ адаптации детей, используя индивидуальную карту наблюдений.
Проанализируем полученные результаты, построим диаграммы к индивидуальным картам наблюдения.
Диаграмма уровня адаптации детей
Из диаграммы адаптации детей раннего возраста, мы пришли к такому выводу, что положительная динамика адаптированности малышей связана с совместной деятельностью, тесным взаимодействием воспитателей и психолога, родителей на базе Клуба «Наш малыш». Дети, которые постоянно посещали группу, без долгих перерывов, участвовали в совместных досуговых мероприятиях быстрее привыкли к детскому садику и приобрели следующие умения и навыки:
- Культурно-гигиенические навыки;
- Коммуникативные навыки;
- Умение внимательно слушать и отвечать на вопросы;
- Развитие познавательных способностей;
- Эмоционально-личностное развитие.
Проводились развивающие занятия по активизации речи, изо-деятельности, развитие творческих способностей на музыкальных занятиях, отрабатывались движения на занятиях по физкультуре.
В течение года проводилась диагностика нервно-психического развития по эпикризным срокам. Данные фиксировались в таблице, после чего была составлена сводная таблица на 23 ребенка, которые посещали группу постоянно.
Из таблицы видно, что динамика положительная, особое внимание следует уделить социальному развитию.
А теперь рассмотрим таблицу и диаграммы по группам развития. На начало года с III группой развития не было ни одного ребенка, со II группой 13 детей, а с I – только 9 детей. А в конце мы видим положительную динамику, т.к. детей с I группой развития стало 15, а с II – 7 (это можно объяснить тем, что это в основном дети до 2 лет у которых речь еще формируется).
К таблице были составлены диаграммы:
В целом, проведенную за 2017–2018 учебный год развивающую работу, содействие процессу адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению можно считать успешной.
Родители стали больше доверять педагогу, психологу, специалистам т.к. видели их в работе, знают их отношение к детям. Для родителей была проделана большая просветительская работа. Были организованы консультации по различным вопросам (индивидуальные и возрастные особенности детей раннего возраста, развитие детей до 3 лет, адаптация ребенка к ДОУ, влияние семьи на развитие ребенка и др.) Также были проведены совместные мероприятия с родителями, такие как: «Здравствуй детский сад!», «Новый год», «Вместе весело играть» в рамках клуба «Наш малыш» направленного на оптимизацию детско-родительских отношений.
Психологом и воспитателями были разработаны программы на основе пособий таких авторов, как:
- Воронина С.В., Кухаренко Р.Ю., «Тренинг раннего развития в паре мама – ребенок» (для родителей и детей от 1 года до 3 лет).
- Ковалева И.В. «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста».
- Ларечина Е.В., «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка».
- Роньжина А.С., «Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
- А также нами, была использована программа сказкотерапии, которая была составлена на основе «Машиных сказок» Софьи Прокофьевой.
Приложение. Сценарий мероприятия «Веселое путешествие». Проведено в рамках детско-родительского клуба «Наш малыш»