Практики реализации технологий социализации детей в дошкольной образовательной организации

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, родительский клуб


«Общаясь, люди создают друг друга».
Д.С.ЛИХАЧЕВ

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но обладает такими качествами, как приветливость, доброта, учтивость, уважительное отношение к людям.

Если правильно воспитывать у детей культуру общения, то уже маленький ребёнок проявляет сочувствие к больному, пожилому человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности к сопереживанию.

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан.

Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме.

Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует, развитию внутренней и внешней культуры родителей воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.

Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

Первые годы жизни – начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих возрастных периодов ребенок не развивается такими стремительными темпами, как в раннем детстве.

Своевременно начатое грамотное воспитание обеспечивает всестороннее развитие малыша, предупреждает возникновение отрицательных привычек и форм поведения.

Поэтому так важно с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять их задачи.

Главная задача родителей - поддерживать положительный настрой ребенка на посещение группы.

В группе ребенку закладываться основа социального поведения, общения. Задача родителей поддерживать это стремление и приучать к элементарным способам эмоционального общения (здороваться, отвечать на приветствие другого человека, выражать просьбу вежливо).

Одновременно  воспитываются взаимодействие детей друг с другом, активность в общении.

Замечено, что легче к саду адаптируются те дети, семьи которых ведут активный образ жизни, ходят в гости, общаются с родственниками, посещают различные культурные мероприятия.

Постоянное присутствие в группе вместе с воспитателем психолога способствует проявлению инициативности, уверенности ребенка в себе и в своих силах. Задача родителей - помогать ребенку одобрением и похвалой и дать возможность ему побольше действовать самостоятельно в играх и окружающей обстановке.

Занятия, которые проводятся, имеют цель вызывать интерес у детей раннего возраста к окружающему миру, расширение знаний о предметной среде, о людях, о растениях, о животных - целостное восприятие мира. Информация даётся постепенно, от элементарного к более сложному, потому что главная задача - поддерживать положительный отклик.

ЦЕЛЬ КЛУБА:

  • оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между педагогами, родителями и детьми через организацию и проведение развивающего досуга с детьми в рамках ДОУ;
  • Оптимизация детско-родительских отношений и развитие эмоциональных отношений матери и ребенка;
  • воспитание культуру поведения и желание нравиться людям;
  • формирование здорового образа жизни.

Актуальная проблема:

Сохранение психологического здоровья детей и родителей, гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга.

Участники «Семейного клуба»:

  • Родители
  • Дети
  • Педагоги
  • Педагог-психолог

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Сроки проведения: ежемесячно

Общие положения

  • Родительский клуб создан для оказания психолого-педагогической и социальной помощи молодым родителям.
  • Родительский клуб является одной из форм взаимодействия ДОУ с семьей.

Родительский клуб строится на принципах:

  • Целенаправленность педагогического проекта – Программы родительского клуба «Наш малыш» на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка.
  • Вариативность содержания форм и методов образования родителей.
  • Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
  • Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.
  • Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами).
  • Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.
  • Принцип воздействия на семью через ребенка.

Основные задачи:

  • Расширять представление детей и родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности, воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
  • Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
  • Разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно-значимую деятельность.
  • Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
  • Использовать различные формы сотрудничества с родителями.
  • Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.
  • Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.

Основная деятельность

Основными направлениями деятельности родительского клуба являются:

  • Информационно-просветительское;
  • Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).

Формы работы:

  • игры и упражнения;
  • мини-беседы;
  • релаксационные и динамические паузы;
  • музыкально-танцевальные этюды;
  • моделирование проблемных ситуаций;
  • презентация информационных буклетов;
  • подвижные игры, дидактические игры;
  • совместная художественно-творческая деятельность;
  • элементы арттерапии, сказкотерапии;
  • элементы тренинга;
  • круглые столы;
  • дискуссии.

Задачи родительского клуба:

Первый этап:
  • познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;
  • осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания ребенка;
  • формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника.

Второй этап:

  • развивать взаимопонимание взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты, речь и т.д.)
  • развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
  • развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.

Третий этап

  • познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;
  • осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания психически здорового ребенка;
  • формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника.

Четвёртый этап

  • Апробирование новых нетрадиционных форм работы с родителями как фактор позитивного развития отношений между  участниками клуба «Наш малыш»;
  • Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ;

Перспективное планирование Клуба для неравнодушных родителей: «Наш малыш»

Ведущие клуба:

  • Педагог-психолог Павлова Надежда Александровна;
    Воспитатели группы младшего возраста № 9:
    • Духанина Татьяна Ивановна;
    • Шуваева Любовь Николаевна.

Месяц

Название мероприятия

Участники

Продукт мероприятия

Сентябрь

Семейная гостиная: «Помощь семье в период адаптации», обмен опытом родителей имеющих старших детей»

Родители вместе с детьми

Анкеты, памятки для родителей

Октябрь

Творческий конкурс рисунка: «Маша и медведь»

Родители вместе с детьми

Почётные грамоты за рисунки

Ноябрь

Семейная гостиная «Оптимизация развития эмпатичных отношений взрослого и ребёнка, через игровые виды деятельности»

Родители вместе с воспитанниками

Презентация. Выступление на педагогическом совете

Декабрь

Досуг «Встреча Нового года»

Родители вместе с детьми

Видеоролик

Январь

Участие в городском конкурсе Мастер-класс для родителей: «Украшения группы к новому году»

творческая деятельность родителей, при участии детей

Диплом участника, Сертификат за поделки, изготовленные своими руками

Февраль

Совместная деятельность мам и детей: «Поздравь папу дедушку и брата»

Мамы вместе с детьми

Фотовыставка: «Защитники Отечества»

Март

Совместная творческая деятельность: «Моя мамуля и бабуля»

Родители с детьми

Открытки, изготовленные своими руками

Апрель

Семейная гостиная: «Я сам, кризис трёхлеток»

Родители с детьми

Анкеты для родителей, памятки, презентация

Май

Досуг: «Вот я и подрос» Заключительная встреча

Родители с детьми

Коллективное панно из различных материалов

Аналитический отчет о работе воспитателей и педагога-психолога в группе раннего и младшего возраста на базе Клуба «Наш малыш»

В группе раннего и младшего возраста совместно с педагогом — психологом были поставлены и решались следующие задачи:

  1. Помочь детям в адаптации к условиям дошкольного учреждения.
  2. Обеспечение эмоционального благополучия детей с учетом их индивидуальных возможностей.
  3. Формирование адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Взаимодействие с родителями, с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям.
  5. Социализация детей раннего возраста в обществе сверстников.
  6. Формирование средств общения со взрослыми и детьми.
  7. Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения.
  8. Развитие познавательной сферы, соответствующее возрасту, расширение кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования предметов окружающего мира.
  9. Укрепление физического и психического здоровья детей.
  10.  Создание условий для эмоционального здоровья детей.
  11.  Оптимизация детско-родительских отношений.

В адаптационный период проводилась просветительская работа с родителями по вопросам адаптационного периода. Эти знания помогают родителям пройти адаптацию менее болезненно и быстро. Чтобы помочь родителям выбрать правильную линию взаимоотношений с ребенком были разработаны памятки, проведены индивидуальные беседы и консультации педагога и психолога.

Особое внимание следует уделить анализу процесса адаптации к детскому саду детей раннего возраста. В течение 2017-2018 учебного года в проводилось психолого-педагогическое изучение процесса адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Воспитателями раннего возраста и психологом использовалось педагогическое и психологическое наблюдение.

В период адаптации мы наблюдали:

  • эмоциональное состояние;
  • поведение ребенка в момент расставания и встречи родных;
  • отношение к предметному миру и игрушкам;
  • речевую активность;
  • двигательную активность;
  • взаимодействие со взрослыми;
  • взаимодействие с детьми.

В группах раннего возраста мы провели сравнительный анализ адаптации детей, используя индивидуальную карту наблюдений.
Проанализируем полученные результаты, построим диаграммы к индивидуальным картам наблюдения.

Из диаграмм видно, что процесс адаптации в 2017–2018 учебном году у детей раннего возраста  протекал плавно и без тяжелой степени адаптации. Следует отметить, что общий уровень адаптированности детей высокий, заметна положительная динамика.

Диаграмма уровня адаптации детей

Из диаграммы адаптации детей раннего возраста, мы пришли к такому выводу, что положительная динамика адаптированности малышей связана с совместной деятельностью, тесным взаимодействием воспитателей и психолога, родителей на базе Клуба «Наш малыш».  Дети, которые постоянно посещали группу, без долгих перерывов, участвовали в совместных досуговых мероприятиях  быстрее привыкли к детскому садику и приобрели следующие умения и навыки:

  • Культурно-гигиенические навыки;
  • Коммуникативные навыки;
  • Умение внимательно слушать и отвечать на вопросы;
  • Развитие познавательных способностей;
  • Эмоционально-личностное развитие.

Проводились развивающие занятия по активизации речи, изо-деятельности, развитие творческих способностей на музыкальных занятиях, отрабатывались движения на занятиях по физкультуре.

В течение года проводилась диагностика нервно-психического развития по эпикризным срокам. Данные фиксировались в таблице, после чего была составлена сводная таблица на 23 ребенка, которые посещали группу постоянно.

Из таблицы видно, что динамика положительная, особое внимание следует уделить социальному развитию.

А теперь рассмотрим таблицу и диаграммы по группам развития. На начало года с III группой развития не было ни одного ребенка, со II группой 13 детей, а с I – только 9 детей. А в конце мы видим положительную динамику, т.к. детей с I группой развития стало 15, а с II – 7 (это можно объяснить тем, что это в основном дети до 2 лет у которых речь еще формируется).

К таблице были составлены диаграммы:

В целом, проведенную за 2017–2018 учебный год развивающую работу, содействие процессу адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению можно считать успешной.

Родители стали больше доверять педагогу, психологу, специалистам т.к. видели их в работе, знают их отношение к детям. Для родителей была проделана большая просветительская работа. Были организованы консультации по различным вопросам (индивидуальные и возрастные особенности детей раннего возраста, развитие детей до 3 лет, адаптация ребенка к ДОУ, влияние семьи на развитие ребенка и др.) Также были проведены совместные мероприятия с родителями, такие как: «Здравствуй детский сад!», «Новый год», «Вместе весело играть» в рамках клуба «Наш малыш» направленного на оптимизацию детско-родительских отношений.

Психологом и воспитателями были разработаны программы на основе пособий таких авторов, как:

  1. Воронина С.В., Кухаренко Р.Ю., «Тренинг раннего развития в паре мама – ребенок» (для родителей и детей от 1 года до 3 лет).
  2. Ковалева И.В. «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста».
  3. Ларечина Е.В., «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка».
  4. Роньжина А.С., «Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
  5. А также нами, была использована программа сказкотерапии, которая была составлена на основе «Машиных сказок» Софьи Прокофьевой.

Приложение. Сценарий мероприятия «Веселое путешествие». Проведено в рамках детско-родительского клуба «Наш малыш»