Введение
Современная ситуация в мировом пространстве характеризуется динамичным развитием экономики, науки и технологий, что вызывает рост конкуренции, расширение сферы квалифицированного труда и оправданные ожидания общества в появлении личности с активной познавательной позицией, стремящейся к постоянному саморазвитию.
Актуальность
Одной из актуальных задач, которую предстоит решить современной школе, является не просто получение учащимися определённой суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации, предприимчивости, формирование внимания и памяти.
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей учащегося, на его подготовку к взрослой жизни. Жизнь общества в современных условиях стремительно меняется практически по всем направлениям, меняются так же подходы к получению образования, ориентируясь на развитие личности, способной творчески применять полученные знания в практической деятельности, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Современная школа должна создать условия для формирования такой личности, и это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым и относится метод проектов.
Противоречие
Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям и способностям учащихся начальной школы, в силу отсутствия у школьников навыков проектной деятельности.
Разрешить это противоречие возможно через использование в образовательном процессе открытых проектных задач, которые строятся с учетом межпредметных связей, обеспечивают применение теоретических знаний на практике и включают в себя задания пропедевтического характера, проблемные ситуации, неструктурированные (открытые) задачи.
Цель: представление системы работы по развитию творческой активности учащихся и познавательного интереса к предмету посредством решения проектных задач.
Задачи:
- определить перечень учебных предметов, тематику учебных занятий, в процессе проведения которых наиболее рационально использование открытых проектных задач;
- разработать проектные задачи, включая в них задания пропедевтического характера и неструктурированные (открытые) задачи;
- осуществить итоговую диагностику уровня сформированности инновационного мышления учащихся;
Научно-методическое обоснование
В основе системы педагогической деятельности лежат:
- идеи развивающего обучения (Д.Б. Эльконин–В.В. Давыдов);
- технология проблемного обучения (Дж. Дьюи);
- теория решения изобретательских задач (Г.С. Альтшуллер);
- технология коллективного способа обучения (В.К. Дьяченко, А.Г. Ривин).
Ведущая идея опыта
Поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, предоставит учащимся реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне, существенно повысить интерес к информатике.
Проанализировав уже представленный педагогический опыт, удалось выявить типичную проблему при организации проектной деятельности:
- механический перенос метода проектов в начальную школу из основной и старшей школы;
- простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается.
В таком случае прообразом проектной деятельности для учащихся начальной школы могут стать проектные задачи.
Проектная задача – это такая задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
В ходе решения проектной задачи учащиеся применяют целый ряд способов действий, средств и приемов в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Работая в группах, учащиеся создают реальный «продукт», которым может являться рисунок, текст, схема, таблица, презентация.
Воронцов А.Б. подчеркивает, что в основе проектной задачи лежит реальная жизненная ситуация, сочетающая в себе отдельные предметные задания, которые учащиеся могут выполнять последовательно или параллельно. Материал дается в избыточном объеме, часть важной информации необходимо найти самостоятельно, обращаясь к дополнительным источникам (интернет-источникам, энциклопедиям, справочникам). Результат может быть представлен и в индивидуальной форме, поскольку проектная задача не предполагает жёстко определенный ответ.
В содержание проектной задачи должны обязательно включаться открытые (неструктурированные) задания или задания пропедевтического уровня, при выполнении которых учащимся необходимо найти возможные варианты решений, опираясь на собственную интуицию и творчество.
В процессе решения проектной задачи школьники имеют возможность проявить свои творческие способности, индивидуальность и апробировать различные пути выполнения задания.
Проектные задачи способствуют сплочению ученического коллектива, они учат осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в группе, делать первые шаги на пути создания и внедрения собственных инновационных разработок. При этом необходимо учесть, что инновационное мышление невозможно без освоения накопленных в изучаемой области знаний, алгоритмов решения проблемы, умения видеть процесс и явление в развитии.
По содержанию учебного материала проектные задачи делятся на предметные и межпредметные. В процессе решения задачи могут участвовать школьники как одного возраста, так и разных возрастов.
Кроме того, проектная задача позволяет учителю осуществлять качественное оценивание знаний, умений и навыков учащихся, которое фиксируется в оценочных листах. Это позволяет организовать коррекционную работу именно с теми учащимися, у которых выявляются проблемы по изучаемой теме, а также вовлекать школьников в полноценную проектную, исследовательскую, изобретательскую деятельность.
Учебные занятия с использованием проектных задач планируются и проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Новизна опыта
Новизна заключается в обязательном дополнении в проектную задачу заданий пропедевтического уровня или неструктурированных (открытых) заданий, которые создают условия формирования познавательного интереса, вовлечения в исследование, самостоятельный поиск, развития творческой активности.
Описание сути опыта
При составлении открытой проектной задачи важно задействовать максимальное количество межпредметных связей. Целесообразно не только разработать задания, а также предусмотреть педагогическую поддержку в случае, если для их выполнения у учащихся еще не сформированы необходимые умения.
Предположим, необходимо сделать вывод, а у учащихся на данный момент не сформированы общеучебые умения (анализ и синтез). Тогда учащимся предлагается алгоритм действий, который в обязательном варианте приведет к положительному результату. Со временем алгоритм убирается, когда умение уже сформировано.
Для создания условий успешной командной работы, формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации к изучению всех учебных предметов до решения проектных задач учащимся предлагается поработать в 3-х различных группах, при этом описать свое состояние во время работы и эффективность работы группы.
- 1 вариант – в группе с учащимися, имеющими такой же уровень обученности, как и данный учащийся.
- 2 вариант – с учащимися, имеющими более высокий уровень обученности.
- 3 вариант – с учащимися, имеющими более низкий уровень обученности.
После обсуждается, где работалось комфортнее и эффективнее? Таким образом все учащиеся приходят к мнению, что эффективность работы группы зависит от высокого уровня обученности каждого участника, а поскольку для решения проектных задач требуются знания из разных областей, то формируется положительное отношение к изучению всех предметов.
Основными этапами решения открытой проектной задачи являются анализ, моделирование и синтез.
На этапе анализа формулируется конкретная проблемная ситуация, определяется система заданий, выполнение которых позволит решить задачу. Выполнение предложенных заданий происходит на этапе моделирования, причем система заданий может требовать разных стратегий решения общей задачи.
На этапе синтеза учащиеся выполняют итоговое задание, объединяющее полученные результаты в единый «продукт».
Обязательным является включение в открытую проектную задачу проблемных ситуаций, заданий пропедевтического уровня, неструктурированных (открытых) заданий.
Трудности, связанные с реализацией системы педагогической деятельности:
- отсутствие готовых открытых (неструктурированных) заданий к каждой теме по учебным предметам;
- необходимы дополнительные знания при подборе заданий пропедевтического уровня;
- временные затраты при составлении открытых проектных задач.
Действенность представленной системы
Технология решения проектных задач на уроках информатики в начальной школе является эффективной, повышает внутреннюю мотивацию, уровень самостоятельности, общее интеллектуальное развитие.
- Число учащихся, успешно решающих неструктурированные (открытые) задания к концу учебного года выросло на 8 %;
- Число учащихся, умеющих в ходе решения проектных задач устанавливать связи между теорией и практикой, увеличилось к концу года с 27 % до 49%;
- Наблюдается положительная динамика уровня сформированности исследовательских и коммуникативных умений:
- учащиеся умеют самостоятельно найти недостающую информацию (61%),
- находить несколько вариантов решения проблемы (59%),
- устанавливать причинно-следственные связи (72%),
- во время группового взаимодействия умеют находить компромисс (84 %),
- оказывать взаимопомощь (81%),
- находить и признавать свои ошибки (60 %);
- Уровень обученности к концу учебного года поднялся с 87% до 96%;
- Наблюдается повышение уровня познавательной активности (к концу учебного года количество учащихся с воспроизводящим уровнем активности уменьшилось с 52 % до 24 %, с интерпретирующим уровнем увеличилось с 47 % до 62 %, а с творческим – выросло с 0 % до 14 %), а также уровня школьной мотивации (высокий уровень вырос с 19% до 27 %).
Кроме того, учащиеся активно принимают участие в школьных, муниципальных, республиканских конкурсах и предметных олимпиадах.
Выводы и перспективы
Выполняя проектные задачи, учащиеся проявляют интерес к необязательным, неоцениваемым заданиям; учатся решать неструктурированные (открытые) задачи, применять теоретические знания из различных областей знаний на практике; успешно взаимодействуют в группах сменного состава. Кроме того, увеличилось число учащихся, желающих принять участие в олимпиадах, творческих и интеллектуальных конкурсах.
Таким образом, системное использование проектных задач в образовательном процессе позволяет формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, познавательный интерес, высокую мотивацию на всех этапах работы, и при этом решать важные образовательные и воспитательные задачи.
В перспективе планируется создание курса факультативных занятий и разработка методического пособия на основе данной системы педагогической деятельности.
Литература
- Аксючиц, С.А. Проектные задачи в образовательном процессе начальной школы: учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл. (3-4 классы) / С.А. Аксючиц. – Минск: АПО, 2011. – 66 с.
- Воронцов, А.Б. Проектная задача как «инструмент» мониторинга способов действия школьников в нестандартных ситуациях учения / А.Б. Воронцов // Начальная школа / Изд. Дом «Первое сентября». – 2007. - № 6.
- Карпова, Ю.А. Введение в социологию инноватики: учеб. пособие / Ю.А. Карпова. – СПб: Питер, 2004. – 125 с.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов [и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
- Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
Интернет-ресурсы
- ГлобалЛаб. Проекты - https://globallab.org/ru/project/catalog/#.WnYRJ1aLTcs