Решение проектных задач на уроках информатики для развития творческой активности и познавательного интереса учащихся начальной школы

Разделы: Информатика, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Введение

Современная ситуация в мировом пространстве характеризуется динамичным развитием экономики, науки и технологий, что вызывает рост конкуренции, расширение сферы квалифицированного труда и оправданные ожидания общества в появлении личности с активной позна­вательной позицией, стремящейся к постоянному саморазвитию.

Актуальность

Одной из актуальных задач, которую предстоит решить современной школе, является не просто получение учащимися определённой суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации, предприимчивости, формирование внимания и памяти.

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей учащегося, на его подготовку к взрослой жизни. Жизнь общества в современных условиях стремительно меняется практически по всем направлениям, меняются так же подходы к получению образования, ориентируясь на развитие личности, способной творчески применять полученные знания в практической деятельности, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Современная школа должна создать условия для формирования такой личности, и это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым и относится метод проектов.

Противоречие

Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям и способностям учащихся начальной школы, в силу отсутствия у школьников навыков проектной деятельности.

Разрешить это противоречие возможно через использование в образовательном процессе открытых проектных задач, которые строятся с учетом межпредметных связей, обеспечивают применение теоретических знаний на практике и включают в себя задания пропедевтического характера, проблемные ситуации, неструктурированные (открытые) задачи.

Цель: представление системы работы по развитию творческой активности учащихся и познавательного интереса к предмету посредством решения проектных задач.

Задачи:

  • определить перечень учебных предметов, тематику учебных занятий, в процессе проведения которых наиболее рационально использование открытых проектных задач;
  • разработать проектные задачи, включая в них задания пропедевтического характера и неструктурированные (открытые) задачи;
  • осуществить итоговую диагностику уровня сформированности инновационного мышления учащихся;

Научно-методическое обоснование

В основе системы педагогической деятельности лежат:

  • идеи развивающего обучения (Д.Б. Эльконин–В.В. Давыдов);
  • технология проблемного обучения (Дж. Дьюи);
  • теория решения изобретательских задач (Г.С. Альтшуллер);
  • технология коллективного способа обучения (В.К. Дьяченко, А.Г. Ривин).

Ведущая идея опыта

Поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, предоставит учащимся реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне, существенно повысить интерес к информатике.

Проанализировав уже представленный педагогический опыт, удалось выявить типичную проблему при организации проектной деятельности:

  • механический перенос метода проектов в начальную школу из основной и старшей школы;
  • простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается.

В таком случае прообразом проектной деятельности для учащихся начальной школы могут стать проектные задачи.

Проектная задача – это такая задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой про­исходит качественное самоизменение группы детей.

В ходе решения проектной задачи учащиеся применяют целый ряд способов действий, средств и приемов в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Работая в группах, учащиеся создают реальный «продукт», которым может являться рисунок, текст, схема, таблица, презентация.

Воронцов А.Б. подчеркивает, что в основе проектной задачи лежит реальная жизненная ситуация, сочетающая в себе отдельные предметные задания, которые учащиеся могут выполнять последовательно или параллельно. Материал дается в избыточном объеме, часть важной информации необходимо найти самостоятельно, обращаясь к дополнительным источникам (интернет-источникам, энциклопедиям, справочникам). Результат может быть представлен и в индивидуальной форме, поскольку проектная задача не предполагает жёстко определенный ответ.

В содержание проектной задачи должны обязательно включаться открытые (неструктурированные) задания или задания пропедевтического уровня, при выполнении которых учащимся необходимо найти возможные варианты решений, опираясь на собственную интуицию и творчество.

В процессе решения проектной задачи школьники имеют возможность проявить свои творческие способности, индивидуальность и апробировать различные пути выполнения задания.

Проектные задачи способствуют сплочению ученического коллектива, они учат осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в группе, делать первые шаги на пути создания и внедрения собственных инновационных разработок. При этом необходимо учесть, что иннова­ционное мышление невозможно без освоения накопленных в изучаемой области знаний, алгоритмов решения проблемы, умения видеть процесс и явление в развитии.

По содержанию учебного материала проектные задачи делятся на предметные и межпредметные. В процессе решения задачи могут участвовать школьники как одного возраста, так и разных возрастов.

Кроме того, проектная задача позволяет учителю осуществлять качественное оценивание знаний, умений и навыков учащихся, которое фиксируется в оценочных листах. Это позволяет организовать коррекционную работу именно с теми учащимися, у которых выявляются проблемы по изучаемой теме, а также вовлекать школьников в полноценную проектную, исследовательскую, изобретательскую деятельность.
Учебные занятия с использованием проектных задач планируются и проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Новизна опыта

Новизна заключается в обязательном дополнении в проектную задачу заданий пропедевтического уровня или неструктурированных (открытых) заданий, которые создают условия формирования познавательного интереса, вовлечения в исследование, самостоятельный поиск, развития творческой активности.

Описание сути опыта

При составлении открытой проектной задачи важно задействовать максимальное количество межпредметных связей. Целесообразно не только  разработать задания, а также предусмотреть педагогическую поддержку в случае, если для их выполнения у учащихся еще не сформированы необходимые умения.

Предположим, необходимо сделать вывод, а у учащихся на данный момент не сформированы общеучебые умения (анализ и синтез). Тогда учащимся предлагается алгоритм действий, который в обязательном варианте приведет к положительному результату. Со временем алгоритм убирается, когда умение уже сформировано.

Для создания условий успешной командной работы, формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации к изучению всех учебных предметов до решения проектных задач учащимся предлагается поработать в 3-х различных группах, при этом описать свое состояние во время работы и эффективность работы группы.

  • 1 вариант – в группе с учащимися, имеющими такой же уровень обученности, как и данный учащийся.
  • 2 вариант – с учащимися, имеющими более высокий уровень обученности.
  • 3 вариант – с учащимися, имеющими более низкий уровень обученности.

После обсуждается, где работалось комфортнее и эффективнее? Таким образом все учащиеся приходят к мнению, что эффективность работы группы зависит от высокого уровня обученности каждого участника, а поскольку для решения проектных задач требуются знания из разных областей, то формируется положительное отношение к изучению всех предметов.

Основными этапами решения открытой проектной задачи являются анализ, моделирование и синтез.

На этапе анализа формулируется конкретная проблемная ситуация, определяется система заданий, выполнение которых позволит решить задачу. Выполнение предложенных заданий происходит на этапе моделирования, причем система заданий может требовать разных страте­гий решения общей задачи.

На этапе синтеза учащиеся выполняют итоговое задание, объединяющее полученные результаты в единый «продукт».

Обязательным является включение в открытую проектную задачу проблемных ситуаций, заданий пропедевтического уровня, неструктурированных (открытых) заданий.

Трудности, связанные с реализацией системы педагогической деятельности:

- отсутствие готовых открытых (неструктурированных) заданий к каждой теме по учебным предметам;

- необходимы дополнительные знания при подборе заданий пропедевтического уровня;

- временные затраты при составлении открытых проектных задач.

Действенность представленной системы

Технология решения проектных задач на уроках информатики в начальной школе является эффективной, повышает внутреннюю мотивацию, уровень самостоятельности, общее интеллектуальное развитие.

  • Число учащихся, успешно решающих неструктурированные (открытые) задания к концу учебного года выросло на 8 %;
  • Число учащихся, умеющих в ходе решения проектных задач устанавливать связи между теорией и практикой, увеличилось к концу года с 27 % до 49%;
  • Наблюдается положительная динамика уровня сформированности исследовательских и коммуникативных умений:
  • учащиеся умеют самостоятельно найти недостающую информацию (61%),
  • находить несколько вариантов решения проблемы (59%),
  • устанавливать причинно-следственные связи (72%),
  • во время группового взаимодействия умеют находить компромисс (84 %),
  • оказывать взаимопомощь (81%),
  • находить и признавать свои ошибки (60 %);
  • Уровень обученности к концу учебного года поднялся с 87% до 96%;
  • Наблюдается повышение уровня познавательной активности (к концу учебного года количество учащихся с воспроизводящим уровнем активности уменьшилось с 52 % до 24 %, с интерпретирующим уровнем увеличилось с 47 % до 62 %, а с творческим – выросло с 0 % до 14 %), а также уровня школьной мотивации (высокий уровень вырос с 19% до 27 %).

Кроме того, учащиеся активно принимают участие в школьных, муниципальных, республиканских конкурсах и предметных олимпиадах.

Выводы и перспективы

Выполняя проектные задачи, учащиеся проявляют интерес к необязательным, неоцениваемым заданиям; учатся решать неструктурированные (открытые) задачи, применять теоретические знания из различных областей знаний на практике; успешно взаимодействуют в группах сменного состава. Кроме того, увеличилось число учащихся, желающих принять участие в олимпиадах, творческих и интеллектуальных конкурсах.

Таким образом, системное использование проектных задач в образовательном процессе позволяет формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, познавательный интерес, высокую мотивацию на всех этапах работы, и при этом решать важные образовательные и воспитательные задачи.

В перспективе планируется создание курса факультативных занятий и разработка методического пособия на основе данной системы педагогической деятельности.

Приложение.

Литература

  1. Аксючиц, С.А. Проектные задачи в образовательном процессе начальной школы: учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл. (3-4 классы) / С.А. Аксючиц.  – Минск: АПО, 2011. – 66 с.
  2. Воронцов, А.Б. Проектная задача как «инструмент» мониторинга способов действия школьников в нестандартных ситуациях учения / А.Б. Воронцов  //  Начальная школа / Изд. Дом «Первое сентября». – 2007. - № 6.
  3. Карпова, Ю.А. Введение в социологию инноватики: учеб. пособие / Ю.А. Карпова. – СПб: Питер, 2004. – 125 с.
  4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов [и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
  5. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. - 208 с.

Интернет-ресурсы

  1. ГлобалЛаб. Проекты - https://globallab.org/ru/project/catalog/#.WnYRJ1aLTcs