Конструктивная деятельность ребёнка имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Это одна из самых интересных видов деятельности для ребёнка, когда он практически действует руками и обязательно при этом мыслит. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio - построение.
Одним из популярных в наше время способов развития навыков конструирования можно назвать развивающую доску «Бизиборд». Она может содержать детали простых механизмов, петель, выключателей, крючков, шпингалетов, замочков, бусинок, колечек, кнопочек и т.д. При доработке стандартных моделей необходимыми элементами, она помогает ребёнку приобрести навыки конструирования, даёт все возможности для исследования окружающего мира и способствует успешной социализации дошкольника.
При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения, но и обобщенные умения - целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер.
При обучении детей конструированию у них развивается мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим, речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий: высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький. Они практикуются в точном словесном указании направления: над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе и т.д.
В зависимости от конструкции «Бизиборда» различаются и навыки, которые развиваются при его использовании на занятия конструирования. Если поместить на доску «Бизиборд» элементы конструктора, например, металлическую или пластиковую панель с отверстиями, в которые вставлен крепёж (болты с гайками), можно предложить ребёнку закрепить на ней в определённой последовательности детали с отверстиями, построить известные ему фигуры, а затем разобрать их и поменять местами и т.д. При этом у ребёнка развиваются элементы конструирования, мышления, логики.
Используя проблемный метод обучения, дошкольнику предлагаются конструктивные задания. Дети каждый раз испытывают радость, когда им удаётся справиться с механизмом. Работа с модулем способствует развитию самостоятельности, совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает мелкую моторику, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребёнка.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Методическое пособие «Бизиборд» предполагает решение определённой конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определённой логикой.
Такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Основная задача «Бизиборда» при конструировании – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия.