В современном детском саду воспитываются дети, имеющие разный уровень речевого развития. Среди них наблюдается рост числа воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР). Для таких детей свойственно неусидчивость, быстрая утомляемость и истощаемость, снижение интереса к учебной деятельности; они отличаются плохим усвоением материала. Таким образом, они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях.
Проблема мотивации является актуальной в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. Как же помочь ребенку с проблемами в речевом развитии? Какими методами и средствами «зажечь» интерес в его глазах?
Оптимистический настрой, чувство радости и удовлетворения от деятельности на занятии у дошкольников формируют оптимальный для ребенка темп. Содержательная насыщенность занятия, чередование умственного напряжения и отдыха, предупреждающая или направляющая, доступная помощь учителя-логопеда при возникающих затруднениях, присутствие ситуации успеха - все это является необходимыми условиями для поддержания познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи.
Но среди главных условий становления познавательной активности у детей большинство авторов называют «ее величество» игру. На логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста используются различные игры: дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и т.д.
В своей практике я наблюдаю особый интерес воспитанников к играм-драматизациям.
Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда выполняет следующие функции:
- Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
На логопедических занятиях дошкольники с удовольствием разучивают и разыгрывают мини-диалоги и мини-сценки, используя различного рода куклы (бибабо, настольные театры, пальчиковые куклы и т.д.), также элементы костюмов (маски или шапочки) персонажей.
Самостоятельное управление куклой, речь от лица кукольного персонажа стимулирует выступать перед зрителями даже застенчивого, неуверенного в себе ребенка. А использование различных кукол для многократной драматизации одного и того же диалога дает возможность с интересом слушать и проигрывать его, оттачивая речевые навыки воспитанников.
Для разучивания и драматизации можно использовать, например, сказки Николая Сладкова такие как: "Лиса и мышь", "Окунь и Налим", "Выдра и Ворон", "Заяц и Полевка", "Барсук и Медведь", "Сорока и Оляпка", "Пять тетеревей" и т.д.
Роль театрализованной деятельности неоценима при использовании ее на этапе автоматизации правильного звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи. Театрализованная деятельность помогает детям преодолевать речевой негативизм, проблемы коммуникации, тем самым ускоряя процесс введения исправленного звука в речь.
Далее представлен конспект логопедической ООД с использованием театрализованной деятельности.
Конспект логопедической ООД в старшей группе для детей ТНР
Тема: "Прогулка в весеннем лесу"
Образовательные цели:
- закреплять и уточнять знания детей о весне, весенних изменениях в природе;
- расширять и активизировать словарь;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов к слову весна, применение предлогов "над" и "под").
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать координацию движений с речью;
- развивать связную (диалогическую) речь;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные цели:
- формировать интерес к логопедическим занятиям;
- формировать навыки самостоятельности, активности.
Ход ООД
1. Организационный момент.
Логопед встречает детей, держа в руках веточку дерева с распустившимися листочками.
Логопед: Ребята, кто-то оставил нам этот подарок. Чтобы узнать кто это сделал, отгадайте загадку:
Тает лужок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Логопед: Правильно. Весна нас приглашает на прогулку в весенний лес.
2. Упражнение "Подходит - не подходит".
Логопед показывает детям картинки-символы признаков разных времен года.
Логопед: Давайте расскажем, что мы знаем о весне. Посмотрите на картинки и оставьте на мольберте только те признаки, которые подходят к весне.
Дети выбираю картинки-символы признаков весны.
Логопед: С помощью картинок-символов расскажите, какие признаки весны вы знаете.ъ
Дети составляют предложения с опорой на картинки символы (Весной набухают почки. Весной прилетают перелетные птицы. Весной солнышко пригревает и т.д.).
3. Игра с мячом "Собери семейку"
Логопед: Давайте представим, что мы вышли на полянку в весеннем лесу, и поиграем с мячом. Соберем семейку к слову весна. Во время игры будем перебрасывать друг другу мяч.
Логопед: Как называют клюкву, которую собирают весной?
Дети: Веснянка.
Логопед: Что появляется на носу и щеках весной?
Дети: Веснушки.
Логопед: Как назвать все цветы, которые распускаются весной?
Дети: Весенние.
Логопед: Какую песенку поют скворцы?
Дети: Весеннюю.
Логопед: Молодцы! Давайте повторим эти слова.
Дети: Весна, веснянка, веснушки, весенние, весеннюю.
4. Физкультминутка "К нам идет весна".
Логопед предлагает детям проговорить чистоговорки с движениями.
На-на-на - к нам идет весна. Дети на слоги делают хлопки, на слова шагают.
Но-но-но - на улице тепло. На слоги - хлопки, на слова - руки вверх.
Ну-ну-ну - встречаем мы весну. На слоги - хлопки, на слова выпрямляют руки вперед.
Да-да-да, как хороша весна! Шагают и на слоги, и на слова.
5. Упражнение "Птицы прилетели".
Логопед обращает внимание детей на сюжетную картину: изображения деревьев и перелетных птиц, расположенных над или под этими деревьями.
Логопед: Посмотрите, ребята. В весеннем лесу уже очень много перелетных птиц. Назовите их.
Дети: Кукушка, гусь, скворец, утка.
Логопед: Расскажите, что делают эти птицы?
Ребенок: Гусь стоит под березой.
Ребенок: Скворец летает над дубом.
Ребенок: Кукушка летает над вербой.
Ребенок: Утка стоит под вербой.
6. Драмматизация сказка Н.Сладкова "Лиса и мышь".
Логопед: - Ребята, наш весенний лес наполнен различными звуками и голосами животных. Давайте послушаем разговор лисы и мыши.
Первой паре воспитанников, инсценирующих данную сказку, логопед предлагает кукол из пальчикового театра и ширму. Второй паре - кукол бибабо, а третьей - шапочки лисы и мышки.
Дети инсценируют сказку.
Лиса и Мышь
- Мышка-трусишка, ты треска боишься?
- Ни крошечки не боюсь.
- А громкого топота?
- Ни капельки не боюсь!
- А страшного рёва?
- Нисколечко не боюсь!
- А чего ж ты тогда боишься?
- Да тихого шороха...
7. Рефлексия.
Логопед прикрепляет на доску желтый круг, а каждому воспитаннику раздает по два лучика (желтого и голубого цвета).
Логопед: Ребята, над нашей весенней поляной появляется солнышко. Прикрепите к нему лучики.
- Если занятие для вас было интересное, увлекательное - прикрепите желтый лучик.
- Если занятие показалось не интересным или вам было очень сложно справляться с заданиями - прикрепите голубой лучик.
Список литературы.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М7: Издательство "Скрипторий 2003", 2010. - 240с.
- Бережнова. О Формирование познавательной активности у старших дошкольников, Дошкольное воспитание, 1998, №2, с.12
- «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1974г.
- Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи: пособия для логопедов и родителей. - М., 2010.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 704с.
- Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л. , Петрова Е. С. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва, 2000г.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 2011.