Цель: создать условия для реализации творческого потенциала личности учащихся, выявление уровня готовности подростков к лидерству.
Задачи:
- Дидактическая: развивать навыки коммуникативных умений учащихся, навыки самопрезентации.
- Развивающая: развивать логическое и ассоциативное мышление, память и быстроту реакции, уверенность в себе и в своих силах; развитие активной жизненной позиции.
- Воспитательная: развивать лидерские качества, умение и готовность принимать коллективные решения, воспитывать доброжелательность, критичность мышления.
Ход практикума
Организационный момент. Приветствие. Вступительная беседа
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревцем.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом, будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном, кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдётся работа на корабле жизни, только найди своё дело.
Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе.
Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим!
Ведущий: Сегодня вы будите выполнять различные упражнения, требующие сплоченных действий всей группы или команды. Как вы думаете, что сможет помочь вам в этом, а что – помешать? (ответы детей).
Для того чтобы лучше понять тему сегодняшнего практикума, предлагаем выполнить следующее упражнение:
1. Упражнение - разминка «Гляделки».
Все участники сидят лицом в круг.
Инструкция: Задача каждого из вас, не используя слова (молча) найти себе партнёра и поменяться с ним местами, т.е. вы займёте его стул, а он займёт ваш. Вставать со своих стульев и садиться на них нужно одновременно с партнёром. Как только вы поменяетесь местами, ищите себе нового партнёра и повторяете с ним всё тоже самое. Задание понятно? Начали.
Игра продолжается не более 3 минут. По окончанию задаются вопросы группе:
- У кого получилось договориться взглядом?
- А поменяться местам, встав одновременно?
- Сложно ли это было?
Ведущий: Кто-нибудь уже догадался про что мы будем сегодня говорить? (ответы детей).
Тема нашего практикума – «Ключи успеха работы в команде».
Самое трудное – это найти свое место в коллективе, установить отношения с коллегами, научиться работать в команде, брать на себя ответственность в решении каких-либо вопросах.. Для этого необходим высокий уровень развития навыков установления взаимоотношений в коллективе, группе.
Поэтому сегодня мы посвятим наше занятие развитию навыков общения и взаимодействия в команде.
Основная часть
2. Интеллектуальная разминка.
Ведущий: Прежде чем приступить к практической деятельности, мы проведем интеллектуальную разминку, куда включены упражнения, которые помогут проявить знание понятий, логику, оригинальность и собрать «чемодан» личностных качеств, для проведения практической части.
Упражнение «Лидерские качества»
На слайде высвечивается слово «ЛИЧНОСТЬ» по горизонтали.
Инструкция: в течение 3 минут вам надо назвать лидерские качества, в которыхсодержались бы буквы слова «ЛИЧНОСТЬ». Буквы могут находиться в любой части слова. Начали.
Итог: Молодцы, вы успешно справились с заданием.
Взгляните на доску – вот что в итоге получилось (на слайде высвечиваются слова, которые содержат буквы слова «ЛИЧНОСТЬ»).
Упражнение «Сказочные карточки»
Цель упражнения:
- развитие прогностических возможностей и интуиции;
- формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Ход выполнения: Каждому участнику прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя. Каждый участник должен догадаться кто он, опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?", «из какой сказки мой герой?». Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет".
На упражнение отводится 10 минут.
Ведущий: Спасибо. Прошу занять свои места в кругу.
Обсуждении: легко или сложно было угадать? Похож ли на тебя этот герой? Если да, то чем? Какие ответы ребят помогли тебе больше всего?
Упражнение «Мое имя – это…»
Инструкция: Любое социальное дело или действие должно начинаться с самопрезентации, т.е. умения представить себя окружающим, а в будущем работодателям.
Предлагаю вам экспромтом презентовать свои личные качества. Для этого на листе бумаги напишите по вертикали ваше имя.
Сосредоточьтесь! У вас есть три минуты, чтобы написать против каждой буквы качества своего характера, которые вы в себе знаете и цените, которые дают вам чувство уверенности и помогают вам в совместной работе.
Итог: Пожалуйста, представьте свои качества. А теперь приклейте самопрезентации к доске.
Обратите внимание на доску. Мы собрали арсенал ваших личностных качеств, которые помогут вам как в вашей дальнейшей профессиональной деятельности, так и в следующем задании
3. Практическая часть. Упражнение «Коллаж»
Ведущий: Молодцы! Теорией успеха вы владеете на «отлично». Ваши знания помогут вам овладеть навыками достижения успеха и в будущем стать настоящими профессионалами.
Важнейшим качеством для любого профессионала является умение принимать решения, учитывая не только свои личностные интересы, но и интересы окружающих, умение работать слаженно в одной команде. Итак, настало время выполнить практическое задание:
Упражнение выполняется в 2-х подгруппах (участники должны разделиться с помощью цветных карточек – взять карточку, посмотреть какой цвет и присоединиться к своей группе). Темы коллажей:
- «Лидер и команда»
- « Я лидер»
Для гостей тема:
- «Портрет идеального руководителя»
(звучит музыка. Выполняется коллаж в течении 10 минут)
По окончанию работы проходит Презентация работ (1,5 минуты на каждую)
Заключительная часть
Подведение итогов. Рефлексия.
Ведущий: Прошу участников вернуться в круг.
Итак, какие же «ключи» успеха помогли, вам справится с сегодняшними заданиями? (ответы участников)
Выскажите свои впечатления, закончив фразу на листах:
- Самым интересным (важным) для меня на этом занятии было …
- я задумалась/ся…
Звучит музыка.
Выполнение упражнения: Участники записывают свои ощущения и мысли; пишут, что дала эта игра каждому участнику, что было самым интересным и запоминающимся, что взволновало, что не понравилось; затем листы крепятся на доске. Ведущие озвучивают их, с разрешения участников).
Звучит музыка (финальная).
Ведущий: Сегодняшнее занятие - это маленький кирпичик к искусству жить в ладу с собой и миром. Полученные навыки взаимодействия с окружающими, передачи своих мыслей, мнений и умение сотрудничать в команде помогут вам добиться успеха в профессиональной деятельности.
И в завершение мы хотим вручить дипломы участника социально-психологического практикума каждому из присутствующих (включая гостей).
Проходит церемония вручения дипломов.
Всем спасибо. До свидания!