Лэпбук по теме "Мой город – Новокузнецк" для детей подготовительной к школе группы с ОНР

Разделы: Логопедия


Цель: Знакомство с темой «Мой город-Новокузнецк».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Расширять кругозор детей.
  • Активизировать и обогащать словарь по теме .
  • Формировать навыки словообразования и словоизменения.
  • Формировать навыки связной речи.
  • Закреплять навык чтения слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать логическое мышление, память, воображение, самостоятельность.
  • Развивать просодические компоненты речи.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей патриотические чувства; любовь и уважение к родному городу, краю, стране;

Описание заданий лэп-бука

Книжка с символикой

Цель: систематизировать знания детей о символике города и области: гербе, флаге.

Методика работы: Рассматривание книжки с объяснением значения символики города. 

Открытки

Цель: Активизировать имеющиеся у детей знания об истории прошлого и настоящего города Новокузнецка. Расширять кругозор детей.

Задачи:

  • Формировать умение узнавать по иллюстрациям рассказывать о достопримечательностях родного города.
  • Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.
  • Формировать навык согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

Материал: 12 открыток с изображениями объектов города.

Методика работы:

  • Рассматривание открыток совместно с ребенком.
  • Называние городских объектов: цирк, театр, собор, парк, фонтан, завод, школа, дом, мост, река, музей, вокзал.

Назови предметы ласково: река - реченька, речка; cобор - соборчик; мост – мостик, мосточек; дом - домик; фонтан - фонтанчик .

Назови предметы со словом «городской»: городской парк, городской собор, городская школа, городской фонтан и тд.  

Произвольная беседа о городе.

- Где ты любишь бывать в городе? Как называется река нашего города? Для чего нужны музеи в нашем городе? Какие музеи ты знаешь? и тд.   

Прочитай и подбери

Цель: Обучение чтению.

Задачи:

  • Закреплять навык слитного осмысленного чтения односложных и двусложных слов.
  • Формировать умение подбирать изображение к тексту.

Материал: 3 карточки с напечатанными словами, используются открытки с изображением объектов города.

Методика работы: Ребенку предлагается карточка, на которой написано 4 слова.

- Прочитай слова. Подбери к каждому слову соответствующую открытку.

Чистоговорка «Фонтаны»

Цель: Заучивание чистоговорки.

Задачи:

  • Отработка слоговой структуры двусложного слова с закрытыми слогами «фонтан».
  • Развивать дикцию, чувство ритма, память.

Материал: книжка с изображением фонтанов нашего города.

Методика работы: Ребенку предлагается рассмотреть фотографии.

- Что изображено на картинках (фонтаны)

Все эти фонтаны находятся в нашем городе. Давай вспомним, где расположены фонтаны в Новокузнецке.

Ребенок проговаривает чистоговорки.

Ны-ны-ны- все фонтаны нам нужны.
Атра-атра-атра- фонтан есть у театра.
Ана- ана- ана- в саду Металлургов прохладно в жару у фонтана.
Ан-ан-ан- на улице Кирова яркий фонтан.
Ова- ова- ова- фонтан музыкальный в сквере Ермакова.
Ой-ой-ой- - даже зимой фонтаны сияют совей красотой.

-У какого фонтана ты бывал? Какой из фонтанов тебе нравится больше всего?

 Вариант. Детям подготовительной к школе группы можно предложить прочитать чистоговорки самостоятельно.

Скороговорка

Цель: Заучивание скороговорки.

Задачи:

  • Развивать артикуляционный аппарат.
  • Формировать умение координировать речь с движениями руки.
  • Совершенствовать дикцию. Развивать просодическую сторону речи.
  • Развивать память.

Материал: книжка со скороговоркой «До города дорога в гору, от города с горы».

Методика работы: Прочитать детям скороговорку. Предложить повторить, изобразив рукой подъем в гору и спуск с горы.
Предложить произнести скороговорку повторно меняя силу голоса при изображении подъема в гору и спуска с горы.

Вариант. Детям подготовительной к школе группы можно предложить прочитать скороговорку самостоятельно.

Книжка «Стихи детям о Новокузнецке»

Цель: Знакомство со стихами о родном городе.

Задачи:

  • Вызвать интерес к стихам о городе Новокузнецке и желание их заучивать;
  • Воспитывать любовь к родному городу.
  • Отработка навыков словоизменения (изменение глаголов по лицам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже)  и словообразования (образование родственных слов).

Методика работы: Чтение стихов педагогом. Произвольная беседа по содержанию.

  1. Как называется наш город?
  2. Как называют жителей города? (новокузнечане, новокузнечанка, новокузнечанин).
  3. Какие реки протекают в наем городе? (Томь и Аба)
  4. Какая река широкая? Какая река небольшая, узкая? (Аба) и т.д.

По желанию стихи заучиваются.

Город мой НОВОКУЗНЕЦК,
Я - не иностранка.
Гордым именем зовусь -
НОВОКУЗНЕЧАНКА.

Мой сынишка озорной,
Очень славный парень,
Называют все его
НОВОКУЗНЕЧАНИН.

Мы с тобой, и ты и я,
Город очень любим,
Нужно нам его беречь,
Это не забудем.

Мы по городу идем,
Песню звонкую поем.
Я иду, и ты идешь,
Я пою, и ты поешь.

Вот и речка ГОРОДСКАЯ -
Томь- широкая какая.
Летом есть для нас с тобой
На Томи пляж ГОРОДСКОЙ.

Здесь поуже есть река
Называется Аба.
А на ней и там и тут
Утки дикие живут,
И зимой не улетают,
ГОРОДСКИМИ их считают.

Ты к Абе, дружок, сходи,
Уток диких покорми.
Если ты не ротозей,
Торопись скорей в музей.
Что про город люди знают,
Все в музее собирают.

Кузнецкая крепость - был раньше острог.
Враг внутрь острога пробраться не мог.
Крепость сейчас люди все почитают,
С ее основания рождение города дружно считают. 

Краеведческий музей
Познакомит с историей города всей.
Какие народы здесь жили и как,
Какие животные, птицы живут,
Какие деревья в лесах здесь растут.

 О славе завода, что плавил металл,
Научно-технический музей КМК рассказал.
Ты с папой и с мамой в музей посещай,
Историю города не забывай.

Новокузнецк – рабочий город,
Шахтеры, металлурги здесь живут
Но и культурная столица,
Проводят жители по-разному досуг:
Рисуют, лепят, мастерят,
В художественном музее
Их работы на выставке стоят.

Считалка «Дом»

Цель: Заучивание считалки.

Задачи: Развивать чувство ритма, память, дикцию.

Материал: книжка-гармошка.

Методика работы:

- Сегодня мы будем учить новую считалку «Дом» И. Демьянова.

Послушайте:

Чтобы дом построить новый
Запасают лес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю, и замазку.
А потом, а потом начинают строить дом.

Давайте рассмотрим книжку, она поможет нам запомнить считалку.

Дети рассматривают картинки, проговаривают непонятные слова: пакля, замазка. Считалка заучивается и произносится детьми с отстукиванием, отхлопыванием ритма.

Затем предлагается использовать считалку в игре.

Вариант. Детям подготовительной к школе группы можно предложить прочитать считалку самостоятельно.

Подбери и расскажи

Цель: Формировать навыки связной речи.

Задачи:

  • Закреплять навык построения сложносочиненных предложений.
  • Формировать умение составлять сравнительно-описательный рассказ по картинке.

Материал: парных карточек с изображением городских объектов.

Методика работы: Ребенку демонстрируется карточка.

- Что ты видишь на картинке?

  • Расскажи, чем отличаются эти предметы.
  • Расскажи, чем похожи предметы.

Варианты карточек:

  • ларек - магазин,
  • площадь - улица,
  • улица – переулок,
  • город - деревня,
  • тротуар - дорога.

Например, Я вижу магазин и ларек. Магазин большой, а ларек маленький. В магазине продают много продуктов, а в ларьке мало. Магазин и ларек нужны, чтобы продавать продукты .

Обведи и расскажи

Цель: Формирование лексико-грамматических категорий. Формирование графо-моторных навыков.

Задачи:

  • Формировать навык образования и правильного употребления приставочных глаголов.
  • Закреплять навык употребления простых предлогов.
  • Закреплять навык обводки по прямым и извилистым пунктирным линиям .

Материал: 6 карточек с изображением автобуса с заданным маршрутом, маршрут обозначен пунктирными линиями, маркер.

Методика работы:

Ребенку демонстрируется карточка.

- Какой транспорт изображен на картинке? (Автобус)

Автобус едет по городу. Возьми маркер и обведи, по какому маршруту идет автобус.

Расскажи.

Варианты карточек:

  • Автобус едет по дороге.
  • Автобус выехал из гаража.
  • Автобус заехал за дом.
  • Автобус объехал вокруг театра.
  • Автобус переехал через мост.
  • Автобус заехал в гараж.